Слайд 1Театральное и цирковое искусство Древнего Рима
Слайд 2 Устройство римского театра
Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй.
Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался
на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным.
Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить.
Слайд 3Реконструкция древнеримского театра Марцелла
Слайд 4Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое
другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан.
Долгое время в
Риме не существовало постоянных театральных зданий.
Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончанию представления ломались.
Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителей. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей. Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой.
Слайд 5Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим
и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок.
280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).
Слайд 6Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр
паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из
староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).
Слайд 7Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная
комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине
I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатира превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог.
Слайд 8Цирк
В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они
были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым
древним из них являлся так называемый Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,— Палатином и Авентином.
Основным представлением были конные бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом. В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 тысяч зрителей.
Слайд 9По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в
плане арену. По всей ее протяженности с обеих сторон были
расположены повышающиеся рядами места для публики. Любопытной особенностью цирковой арены была спина — широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины.
Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне восхищаются руинами Колизея, который некогда был громадным амфитеатром — окружностью более 500 метров и вместимостью около 50 тысяч человек. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев — по фамильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.
Слайд 10В римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и
победители-лошади. Люди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви
и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони.
Также являлись общественными зрелищами, гладиаторские поединки, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиаторов восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).
Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы .Второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью). Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же другого входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...
Слайд 11Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела:
сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью,
что повышало интерес публики к борьбе.
Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и императорских), где царила жестокая палочная дисциплина — вплоть до забивания насмерть.
Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варвары», как презрительно называли их римляне.
Слайд 12Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам),
сражавшимся с дикими животными — вепрями, медведями, пантерами, львами. В
Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными — с коротким мечом или с легким копьем.
В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Часто их связывали попарно арканами, и зрители приходили в неистовый восторг, когда звери начинали терзать друг друга.
Слайд 13В том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев
и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю,
возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и мало-помалу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.
Слайд 14Музыкальное искусство Древнего Рима
Слайд 15На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества большую роль
играл Рим. В музыкальном искусстве этой огромной колониальной империи отразились
ее богатство, древность культуры, художественная одаренность народа и в то же время все стремительнее надвигавшийся упадок, разложение рабовладельческого мира.
Слайд 16 Римская столица жила шумной и роскошной, однако, поверхностной музыкальной
жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища и кровавые цирковые состязания
Слайд 17Очень популярными в первые века существования Рима
становятся своеобразные мимические танцы
этрусков
под аккомпанемент флейты или цитры.
Слайд 18Особенно часто мимические танцы исполнялись
во время погребальных игр. А вскоре
в эти представления вместе с мимами включились певцы и актеры.
Слайд 22Ударные гигантских размеров призваны были удовлетворять прихоти патрицианской аудитории. Возникли
концертные антрепризы, виртуозы наживали огромные состояния. Коренные песенные и инструментальные
традиции растворялись в огромном наплыве передневосточных культур.
Слайд 23Положенные на музыку стихи Овидия, Горация, Катулла еще составляли высокое
классическое искусство античного стиля. С Римом связал свое творчество знаменитый
греческий певец-виртуоз Мезомед ( 2 в н.э ), создатель прекрасных гимнов. Замечательный поэт и мыслитель-материалист Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» предпринял смелую и плодотворную попытку исследовать, с точки зрения эпикурейской философии, природу музыкального звука и объяснить происхождение музыки повседневными нуждами людей.
Слайд 24Наконец, в безвестных напевах римских рабов, в частности в песнопениях
древних христиан той поры, когда они были еще гонимой сектой,
выражавшей идеологию порабощенных низов римского общества, вероятно, уже происходило зарождение тех разноплеменных интонационных элементов, которые составили впоследствии первичные пласты музыкальной культуры раннего средневековья.
Слайд 25Над презентацией работал:
Перевезенцев Иван
Ученик 10 класса