Слайд 1Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог
Основные показатели
эксплуатационной работы железных дорог в своем большинстве определяются через число
вагонов и локомотивов. Число вагонов выражается в физических и условных единицах. Физической единицей считается каждый вагон независимо от числа осей и грузоподъемности. Условными единицами измеряют длину состава. В качестве такой условной единицы принят полувагон длиной 14 м. Любой другой вагон представляет собой столько условных единиц, во сколько раз его длина превышает 14 м. Так, 4-осный крытый вагон равен по длине 1,06 условного вагона; 8-осная цистерна — 1,58 условного вагона.
Слайд 2 Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объемы перевозок пассажиров и грузов, а также
работы подвижного состава. К ним относятся: число погруженных и выгруженных вагонов (погрузка, выгрузка), грузооборот, пробеги вагонов, локомотивов, поездов, грузонапряженность и др.
Погрузку и выгрузку учитывают в физических вагонах и тоннах, грузооборот — в тонно-километрах нетто (т-км). Пробеги подвижного состава измеряются в вагоно-километрах, локомотиво-километрах, поездо-километрах. Грузонапряженность, или густота перевозок (загрузка линии), определяется тонно-километрами нетто на 1 км линии в год.
Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава. К этим показателям относятся: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов, локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда и себестоимость перевозок.
Слайд 3 Скорость движения поездов отражает уровень технической вооруженности железных дорог и
качество организации движения.
С повышением скорости движения поездов сокращаются сроки доставки
грузов, ускоряется проезд пассажиров, улучшается использование вагонов и локомотивов, увеличивается провозная способность линий. При этом в зависимости от структуры показателей скорость бывает четырех видов: ходовая, техническая, участковая, маршрутная.
Ходовой называется скорость движения поезда без учета времени на остановки, а также на разгоны и замедления в пути следования.
Техническая скорость учитывает затраты времени на разгоны и замедления.
В расчет Участковой скорости включаются затраты времени на разгоны, замедления и остановки на промежуточных станциях.
Маршрутная скорость является средней скоростью движения на направлении с учетом разгонов, замедлений, стоянок на промежуточных и технических станциях.
Слайд 4 Оборот вагона представляет собой время (сут.) с момента начала (окончания) одной
погрузки до момента начала (окончания) следующей погрузки вагона.
Среднесуточным пробегом вагона называется
среднее расстояние, проходимое им за сутки;
Производительностью вагона — число тонно-километров нетто, приходящихся в среднем на один вагон за сутки.
Статическая нагрузка вагона — это среднее число тонн груза, приходящееся на один погруженный вагон на станции погрузки;
Динамическая нагрузка вагона представляет собой число тонн груза, приходящегося на один вагон, с учетом дальности пробега вагонов.
Среднесуточным пробегом локомотива называется расстояние, проходимое в среднем одним локомотивом за сутки,
Производительностью локомотива — число тонно-километров брутто, приходящееся в среднем на один локомотив за сутки. Этот показатель отражает эффективность использования локомотивного парка.
Слайд 5 Экономическую сторону эксплуатационной работы железнодорожного транспорта характеризуют обобщающие показатели работы
железных дорог:
Производительность труда — число тонно-километров нетто, приходящихся в среднем на
одного занятого в сфере перевозок работника в единицу времени.
Себестоимость перевозок — сумма всех затрат, приходящихся соответственно на 10 т-км или 10 пасс.-км.
Показатели эксплуатационной работы применяются для оценки и анализа деятельности железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также анализа экономических результатов работы железнодорожного транспорта.
Слайд 6Сущность и задачи управления эксплуатационной
работой
Эффективное выполнение эксплуатационной работы в
условиях непрерывно меняющейся ситуации и неравномерности перевозочного процесса на железнодорожном
транспорте основано на развитой системе управления движением. Она представляет собой комплекс мер по организации и управлению текущей эксплуатационной работой железных дорог, направленных на обеспечение выполнения плана и оперативных заданий по перевозкам при рациональном использовании технических средств. Система характеризуется высокой степенью централизации и требует четкого взаимодействия всех подразделений железнодорожного транспорта.
Слайд 7 Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте регулируется следующими основными документами:
Планом
перевозок грузов, устанавливающим объемы и направления следования грузов в соответствии
с договорами железных дорог с предприятиями - грузоотправителями;
Техническими нормами эксплуатационной работы железных дорог, отделений и станций, устанавливающими задания для выполнения планового объема перевозок на основе технических возможностей каждого подразделения жд транспорта;
Планом оперативного регулирования, устанавливающим комплекс организационно-технических мер по выполнению плана перевозок и технических норм и предупреждению возникновения затруднений в эксплуатационной работе подразделений дорог.
Слайд 8Назначение и задачи системы технического
нормирования
Система технического нормирования эксплуатационной работы дорог
определяет объем и характер работы ее подразделений. Она является одним
из важнейших инструментов управления, применяемых для рациональной организации перевозочного процесса, для безусловного выполнения заказа на перевозки и услуги с наименьшими затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Разработка и реализация технических норм предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение выполнения сводного заказа на перевозку грузов всеми подразделениями железнодорожного транспорта в целом и по установленной номенклатуре грузов;
Слайд 9правильное распределение вагонного парка по типу подвижного состава между дорогами,
отделениями и станциями в зависимости от перевозимых грузов и максимального
использования грузоподъемности и вместимости вагонов;
заблаговременное создание необходимого резерва вагонного парка на дорогах и отделениях для обеспечения предполагаемых массовых сезонных или других сконцентрированных перевозок;
оптимизация распределения вагонопотоков по направлениям путем использования экономически эффективных железнодорожных ходов и рационализации использования их наличной пропускной способности;
установление норм эксплуатируемого парка локомотивов по дорогам и основным депо по числу и сериям;
установление потребности топливно-энергетических ресурсов по каждому депо, отделению, дороге;
определение норм обеспечения заданных размеров движения локомотивами и поездными бригадами.
Слайд 10 В качестве средств для достижения этих целей применяются следующие формы управления
движением, которые являются составными элементами системы управления движением:
Техническое нормирование эксплуатационной работы,
которое состоит в разработке месячных норм грузовой и поездной работы железнодорожных подразделений, обеспечивающих выполнение установленного объема перевозок и подготовку железных дорог к перевозкам в последующие периоды.
Оперативное планирование эксплуатационной работы подразделений с целью обеспечения наиболее эффективной работы с учетом складывающейся оперативной обстановки в конкретных условиях отдельных суток или смены.
Регулирование перевозочной работы для обеспечения устойчивого функционирования всех подразделений и выполнения технических норм.
Слайд 11Диспетчерское руководство движением поездов и оперативной работы на станциях, участках и
направлениях, предусматривающее непрерывный контроль и непосредственное управление движением поездов и
маневровой работы с целью обеспечения бесперебойного движения поездов и устойчивой работы станций.
Управление работой локомотивного парка с целью наиболее эффективного его использования.
Учет и анализ эксплуатационной работы, позволяющий выявить узкие места в организации перевозочного процесса, причины возникновения затруднений и отклонений от технических норм, наметить пути их устранения.
Слайд 12Исходные данные для разработки технических норм
Исходными данными для разработки технических
норм служат:
план перевозок грузов;
наличие и расположение вагонного и локомотивного парков на подразделениях к началу
планируемого периода;
пропускная способность линий, перерабатывающая способность станций и грузовых пунктов, технологические процессы их работы;
действующий график движения и план формирования поездов;
специальные задания на планируемый период;
статистическая характеристика оборота вагонов каждого типа с детализацией по видам сообщений;
выявленные к моменту разработки норм неиспользованные резервы.
Технические нормы рассчитываются для станций, отделений дорог и дорог и сети в целом на каждый месяц.
Составлению технических норм предшествует анализ выполнения их за прошедший месяц.
Слайд 13Методика разработки технических нормативов
Основа технического нормирования - план перевозок грузов.
Планы бывают:
Текущие (годовые) - составляются с учетом текущих изменений в перевозках,
развития технической базы транспорта и позволяют распределять эксплуатационную работу между подразделениями и оценивать их показатели.
На уровне сети разрабатывается также годовой план грузооборота в эксплуатационных тонно-километрах с разбивкой по дорогам, видам тяги и кварталам.
Годовой план разрабатывается в целях планирования эксплуатационных расходов и стоимости перевозок, труда и заработной платы, показателей использования подвижного состава и расчета провозных способностей железных дорог.
Оперативные планы (квартальные с распределением по месяцам, месячные, декадные, суточные и сменные) - определяют конкретные потребности предприятий и организаций в перевозках грузов.
Слайд 14Показатели технического нормирования
Технические нормы выражаются в виде определенной системы показателей:
суточные
количественные показатели - план погрузки, норма выгрузки, прием и сдача поездов
и вагонов по стыковым пунктам, норма сдачи порожних вагонов по регулировочному заданию, размеры движения поездов по участкам, работа вагонного парка и вагоно-километры пробега вагонов;
качественные показатели - оборот вагона, скорости движения поездов и т.д.;
показатели обеспечения плана перевозок - рабочий парк вагонов в целом и по категориям, эксплуатируемый парк локомотивов по видам тяги, резервы вагонного и локомотивного парков, лимиты топливно-энергетических ресурсов;
расчетные показатели - число отправленных по техническим станциям транзитных вагонов; число технических станций, проходимых вагоном за время оборота; вагонное плечо; коэффициент местной работы; доля простоя вагонов в порожнем состоянии на станциях погрузки-выгрузки.
Технические нормы эксплуатационной работы устанавливаются по общему рабочему парку вагонов и его категориям, а также по роду подвижного состава.