Слайд 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Слайд 3В соответствии с МС ИСО 8402-94 качество определяется как
Качество -
совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и
предполагаемые потребности.
Характеристика - свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований.
Слайд 4Качество техническое и функциональное
(по О.В.Аристову)
Качество техническое – качество конкретной
продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится
оплата по цене купли-продажи. Например, качество материальной продукции или вида услуги.
Качество функциональное – качество того, как фирма предлагает (поставляет) свой продукт потребителю. Например, качество процесса реализации, сервиса и утилизации продаваемого потребителю автомобиля.
Слайд 5Система обеспечения качества
Современная концепция управления качеством – это концепция управления
любым целенаправленным процессом, предполагающая достижение успеха во всех сферах деятельности
человека.
Система обеспечения качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством.
Система качества охватывает все стадии и все уровни формирования качества, обеспечивает реализацию определенной политики фирмы в области качества.
Слайд 6Общие принципы управления качеством
Общее руководство качеством – аспект общей функции
управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества.
Общее руководство качеством
включает оперативное планирование, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества, такие как планирование, организация, координация и контроль.
Слайд 7Общие принципы управления качеством (продолжение)
Политика качества – основные направления и
цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством.
Обеспечение качества
– совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Слайд 8Общие принципы управления качеством (продолжение)
Проверка качества – систематический и независимый
анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества
запланированным показателям, а также эффективность их внедрения и степень достижения поставленных целей.
Улучшение качества – часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличение его эффективности и продуктивности.
Тотальный менеджмент качества (TQM) – менеджмент качества организации, охватывающий всю организацию.
Слайд 9Основные термины по МС ИСО 8402-1994
Слайд 10Дополнительные термины в определении «качества»
Потребности - требования организма (в т.ч.,
и общества), необходимые для его нормальной жизнедеятельности.
Объект – то, что
может быть индивидуально описано и рассмотрено.
Процесс – система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящих элементов в выходящие.
Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Слайд 12Систему управления качеством характеризует закон: в качестве нет мелочей
Качество
определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:
запросов потребителей;
стандартов;
договоров;
контрактов.
Слайд 13Эволюция методов обеспечения качества
Фаза планирования качества
Фаза качества среды
Слайд 14Фаза отбраковки, или контроль качества
«Потребитель должен получать только годные изделия,
т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на
то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».
1298 г.– унификация верхнерейнской шерстяной ткани;
1555 г. – Иван Грозный вводит калибр на пушечные ядра;
1701 г. – Петр 1 издает Указ о строительстве типового жилья;
1719 г. – возникновение мануфактурных стандартов (мейсенский фарфор);
1723 г. – вышел Указ о государственном контроле за изготовлением военной продукции, Петром 1 сформирована Оружейная канцелярия;
1846 г. – в Германии проведена унификация ширины железной дороги и сцепных устройств;
1875 г. – в Париже заключена Международная метрическая конвенция. Создано международное бюро мер и весов;
1892 г. – Д. И. Менделеев назначен Хранителем Главной палаты мер и весов.
Слайд 15Фаза управления качеством
«Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия,
соответствующие стандартам»
Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения
качества.
Основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.
Слайд 16Фаза менеджмента качества, или постоянное повышение качества
«Основа качества продукции
– качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то
есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».
Слайд 18Фаза планирования качества
Большая часть дефектов изделия закладывается на стадии разработки
из-за недостаточного качества проектных работ;
Перенос центра тяжести работ по созданию
изделия с натуральных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий.
Внедрение цикла Деминга –
цикла PDCA (планирование-
выполнение-проверка-
воздействие).
Слайд 19Фаза качества среды
Три уровня экологического менеджмента:
Организационный – улучшение экологического поведения
предприятий
Национальный – государственная экологическая политика
Международный – улучшение условий международной торговли.
Слайд 20Немецкое Общество Качества дает следующее определение:
«Качество есть совокупность свойств и
признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для
использования по назначению».
Слайд 21Арман Фейгенбаум определяет качество как:
Решение потребителя, а не маркетолога или
инженера.
Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром и измеряется
в соответствии с удовлетворением его требований.
Требования могут быть выражены явно или неявно, сознательно или неосознанно, могут быть объективными или субъективными.
Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте в рыночной среде.