Слайд 1Языки программирования
Уровни языка программирования
Уровень языка программирования зависит от детализации предписаний.
Чем меньше предписаний, тем выше уровень языка.
Существуют: машинные, машинно-ориентированные (низкого
уровня), машинно-независимые (высокого уровня).
Машинные и машинно-ориентированные языки требуют высокой детализации процесса обработки данных.
Языки высокого уровня имитируют естественные языки.
Языки высокого уровня делятся на:
Процедурные (алгоритмические) (Basic, Pascal, C и др.), которые предназначены для однозначного описания алгоритма.
Логические (Prolog, Lisp и др.), ориентированные на систематическое и формализованное описание задачи.
Объектно-ориентированные (Object Pascal, C++, Visual Basic и др.), в основе которых лежит описание объектов, сочетающие в себе данные и действия над ними.
Слайд 2Основные понятия языка Паскаль
Слайд 3 File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window
Help
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
F1 Help F2 Save F3 Open Alt+F9 Compile F9
Make Alt+F10 Local menu
Слайд 4 File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window
Help
┌───────────────────────────┐ ═ NONAME00.PAS ═════1═[↕]═╗
│ New
▲
│ Open... F3
│ Save F2
│ Save as...
│ Save all
├─────────────────
│ Change dir...
│ Print
│ Printer setup...
│ DOS shell
│ Exit Alt+X
─────────────────
│ 1. D:1232\NONA.PAS
│ 2. \...\TP\\CRTDEMO.PAS
│ 3. A:RNDLINE.PAS
└─────── ──────────
═════◄■▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒►─┘
F1 Help │ Create a new file in a new Edit window
Слайд 5Алфавит.
A-Z все буквы латинского языка.
0-9 цифры ;
*, /, +, -
знаки арифметических операций;
знаки пунктуации:
{ } скобки комментариев;
[ ] выделение индексов
массивов и элементов множеств;
( ) выделение списков параметров, алгебраические скобки;
‘ апостроф
; разделение операторов и объявлений;
.. Разделение границ диапазона;
: отделение идентификатора типа от описания типа.
$ знак шестнадцатеричного числа;
# Признак кода числа.
<, >, <>, <=, >=, знаки логических операций
Слайд 6Правила метоязыка
Написание операторов делается строго по правилам синтаксиса языка
Основной формат
оператора:
Имя_оператора␣[{(параметры, список параметров)}]
( ) – информация в скобках обязательна и
скобки записываются в программе;
{ } - информация в скобках означает возможность выбора из предложенных вариантов;
[ ] – информация не обязательна;
__ - параметр используется «по умолчанию»;
… - может быть многократное повторение предыдущих параметров;
, - перечисление списков параметров;
␣ - пробел
Слайд 7
Структура программы
Заголовок программы; PROGRAM ONE;
Объявления меток;
LABEL 4, 77, 85;
Объявления
констант; CONST A=259;
Объявления типов; TYPE day =1…31;
Объявления переменных; VAR K : integer;
Объявления процедур PROCEDURE FF;
и функций;
Тело программы. BEGIN
операторы;
END.
Слайд 8 File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window
Help
===================================================================
PROGRAM ONE;
Var X,Z,Y: integer;
BEGIN
READ (X,Y);
Z := X+Y;
WRITE (Z);
END.
===================================================================
F1
Help F2 Save F3 Open Alt+F9 Compile F9 Make Alt+F10 Local menu
Слайд 9Borland Pascal Version 7.0 Copyright (c) 1983,92 Borland International
12 15
27
Слайд 10Все данные над которыми будут проводиться операции должны быть объявлены.
Это нужно для того, чтобы правильно выполнять операции над этими
типами данных, правильно их хранить в памяти компьютера, определять можно ли над данными этих типов проводить арифметические и логические операции.
Слайд 13Для выполнения программы необходимо объявить переменные, которые в процессе работы
могут иметь следующие значения:
-31267, 4567, 83459, 152, -3, 8906, 4560,
111111, +65, 456.
1.245, 234.345, +289.0987, -56.912, +1.7129111*1032, 3.4*10-4932.
‘абракадабра’, информатика, стул, программа.
-124, 0…255, 0…65535
Слайд 14Операторы ввода
READ Ввод данных с клавиатуры
Read (список переменных);
Read ( a,
b, c, param_1, param_2);
CTRL+F9
Readln (a);
Readln (b);
Readln (c);
Readln (param_1);
Readln (param_2);
CTRL+F9
Слайд 1512
Read ( a, b. c, param_1, param_2
12
45
+12.345
окружность
диаметр
12
45
+12.345
окружность
диаметр
ESC
Слайд 1612
45
12.345
диаметр
окружность
Информация в памяти после ввода значений с клавиатуры.
а
b
c
Param_1
Param_1
Param_2
Слайд 17Операторы вывода
WRITE Вывод данных из памяти
WRITE (список переменных,
‘текстовая константа’, список констант, …);
Write ( a, b. c, param_1,
param_2, ‘конец задачи’);
CTRL+F9
Writeln (a);
Writeln (b);
writeln (c);
writeln (param_1);
writeln (param_2);
CTRL+F9
Слайд 18
12 45 12.345 окружность диаметр конец программы
ESC
12
45
12.345
окружность
Диаметр
Конец программы
ESC
Слайд 19Задание_2
Создайте диалоговую программу, в которой компьютер спрашивает о чем-то, а
пользователь отвечает. В последующем компьютер использует эти ответы для новых
вопросов.
Например, диалог может быть таким:
К: Привет, как тебя зовут?
П: Паша
К: Рад познакомиться с тобой, Паша. Ты на чем любишь кататься?
П: на машине.
К: Я тоже на машине. Какой цвет ты любишь?
П: черный.
К: нет, я предпочитаю не черный, а красный.
И т.д.
Слайд 21
:=
Константа,
Имя переменной,
Элемент массива,
Математическое выражение
‘строка текста’
Например: K := 5;
H := V;
A := G[3];
Q := a+h*2*k;
T := ‘абракадабра’;
Слайд 2223
23
23
23
5;
K
V
V
Q
H
A
T
5
K :=
5;
5
H :=
V;
15
15
A :=
G
G[3];
23
Q :=
a+h*2*k;
23+15*2*5=
173
173
T :=
T :=
‘абракадабра ‘
‘абракадабра ‘
1
2
3 4 5