Разделы презентаций


Основные проблемы читательской грамотности учащихся 4-х классов (по результатам

Содержание

Определение читательской грамотности, данное авторами PIRLS (цит. По Цукерман Г. А. и др. [8], с. 126):«Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные проблемы читательской грамотности учащихся 4-х классов (по результатам ИКР-2016) 27.04. 2016

Основные проблемы читательской грамотности учащихся 4-х классов (по результатам ИКР-2016) 27.04. 2016

Слайд 2Определение читательской грамотности, данное авторами PIRLS (цит. По Цукерман Г.

А. и др. [8], с. 126):
«Читательская грамотность – способность понимать

и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия» [Mullis, Martin,Kennedy et al. P. 11]

Что такое читательская грамотность?

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Определение читательской грамотности, данное авторами PIRLS (цит. По Цукерман Г. А. и др. [8], с. 126):«Читательская грамотность

Слайд 3Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются освоенные обучающимися

на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных

Слайд 4В блоках познавательных и коммуникативных универсальных действий выделяются общеучебные действия,

которые связаны с чтением и пониманием текстов, с преобразованием тестов,

а также с использованием информации из текстов для различных целей.

Метапредметные результаты

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

В блоках познавательных и коммуникативных универсальных действий выделяются общеучебные действия, которые связаны с чтением и пониманием текстов,

Слайд 5Главными элементами в этих блоках являются смысловое чтение и логические

действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно-следственных

связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов на основе прочитанного текста.

Метапредметные результаты

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Главными элементами в этих блоках являются смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии,

Слайд 61. Общее понимание, ориентация в тексте
2. Глубокое и детальное понимание

текста
3. Использование информации из текста для различных целей
Основные группы читательских

умений
1. Общее понимание, ориентация в тексте2. Глубокое и детальное понимание текста3. Использование информации из текста для различных

Слайд 7включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и

ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при

выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

1 группа умений

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые

Слайд 8включает в себя также работу с текстом: глубокое и детальное

понимание содержания и формы текста. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать

при выполнении заданий, включают анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.


2 группа умений

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

включает в себя также работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Основные умения,

Слайд 9включает в себя использование информации из текста для различных целей:

для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением

дополнительных знаний.

3 группа умений

«ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения

Слайд 10Прежде всего искусственный снег нужен для кино и телевидения. Невозможно

угадать, будет ли снегопад в нужное для съёмок время или

нет. Снег для кино делают из бумаги, пожарной пены, пластика…
Научились люди создавать и почти настоящий холодный снег — из мелких капель воды. Для этого изобрели снежную пушку. «Пушки» делают снег, чтобы можно было кататься на лыжах круглый год. А ещё такой снег очень нужен в зоопарках. Представьте, как тяжело белым медведям летом вдали от родной заснеженной Арктики!

1-я группа читательских умений (фрагмент текста)

Прежде всего искусственный снег нужен для кино и телевидения. Невозможно угадать, будет ли снегопад в нужное для

Слайд 11Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ

на основе текста. Обведи номера двух выбранных ответов.
1) для

киносъемок
2) для зимних видов спорта
3) для телевидения
4) для зоопарков

Пример задания (1-я группа читательских умений

Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ на основе текста. Обведи номера двух выбранных

Слайд 12В тихую и очень морозную погоду в холодных краях можно

услышать загадочное шуршание. Сначала этот звук приписывали полярному сиянию. Однако

потом учёные обнаружили, что виной всему пар от дыхания человека. На большом морозе водяной пар мгновенно замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Они сталкиваются друг с другом в морозном воздухе и издают тот самый загадочный шорох. Местные жители называют его очень красиво – «шёпот звёзд».

1 группа читательских умений

В тихую и очень морозную погоду в холодных краях можно услышать загадочное шуршание. Сначала этот звук приписывали

Слайд 13 Какой звук называют шёпотом звёзд?

1) шуршание полярного сияния
2) шум

холодного северного ветра
3) стук кристаллов в воздухе
4) хруст снега под

ногами

Пример задания (1-я группа читательских умений)

Какой звук называют шёпотом звёзд?1) шуршание полярного сияния2) шум холодного северного ветра3) стук кристаллов в воздухе4)

Слайд 14 Снежинки рождаются высоко в облаках. Когда приходят холода, крошечные

водяные капельки (водяной пар), из которых состоит облако, прилепляются к

частицам пыли и замерзают. Так вокруг пылинки вырастают маленькие шестиугольные ледяные кристаллики – будущие снежинки.
2. Из чего, кроме замёрзшей воды (водяного пара), образуются снежинки?


2-я группа читательских умений

Снежинки рождаются высоко в облаках. Когда приходят холода, крошечные водяные капельки (водяной пар), из которых состоит

Слайд 15
Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус 30

почти все растения погибнут. Сугробы спасают их от лютых морозов,

а когда наступает весна, снабжают водой.
4. До какой температуры почва не должна промерзать, чтобы был урожай на полях?

1-я группа умений

Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус 30 почти все растения погибнут. Сугробы спасают их

Слайд 16
3. Рассмотри рисунок 1. Если на улице 30 градусов мороза,

на сколько градусов теплее земля под слоем снега толщиной 50

см? Обведи номер выбранного ответа.
1) на 3 градуса
2) на 27 градусов
3) на 20 градусов

2-я группа читательских умений (примеры заданий)

3. Рассмотри рисунок 1. Если на улице 30 градусов мороза, на сколько градусов теплее земля под слоем

Слайд 17 Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус

30 почти все растения погибнут. Сугробы спасают их от лютых

морозов, а когда наступает весна, снабжают водой.

2. Для чего люди стремятся задержать снег на полях? Приведи два примера из текста.

Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус 30 почти все растения погибнут. Сугробы спасают

Слайд 181. Возьми две маленькие баночки. Одну из них заверни в

газету.
2. Налей горячую воду в обе баночки и измерь

температуру воды в них.
3. Через 20 минут измерь температуру ещё раз: в баночке, завёрнутой в газету, вода теплее.
Почему так случилось? Горячая банка через стекло отдавала своё тепло. Но газета удерживала тёплый воздух возле стенок банки, мешала ему смешиваться с более холодным воздухом вокруг. А если тёплый воздух не перемешивается с холодным, он очень медленно меняет свою температуру.

3-я группа читательских умений

1. Возьми две маленькие баночки. Одну из них заверни в газету. 2. Налей горячую воду в обе

Слайд 19Задание выполнено полностью, если выбран ответ «в баночке без газеты»,

в качестве обоснования указывается на любое утверждение из следующих:
1)

под газетой температура меняется медленнее, а без газеты быстрее;
2) воздух под газетой плохо проводит тепло и холод, а без газеты тепло проходит легко;
3) газета мешает тёплому комнатному воздуху проникать к банке, а без газеты тёплый комнатный воздух свободно проникает к баночке.

Задание выполнено полностью, если выбран ответ «в баночке без газеты», в качестве обоснования указывается на любое утверждение

Слайд 20Представь, что в опыте, о котором ты прочитал, в баночках

оказалась не горячая, а, наоборот, очень холодная вода. В какой

баночке она быстрее согреется до комнатной температуры? Отметь крестиком один ответ.
□ в баночке, которая завёрнута в газету
□ в баночке без газеты
□ в обеих баночках одновременно
Объясни, почему ты так думаешь.

Полностью справились только 47%.

Пример задания

Представь, что в опыте, о котором ты прочитал, в баночках оказалась не горячая, а, наоборот, очень холодная

Слайд 21В баночке, которая завернута в газету. Потому что она хранит

холод (не ужержан вопрос – в какой баночке вода согреется?).

В

баночке без газеты. Потому что газета закрывает банку от теплого воздуха (ребенок не удерживает условия новой ситуации)
В баночке без газеты. Потому что если в комнате тепло, а стекло пропускает температуру вокруг, то она быстрее нагреется (мысль неясна и ребенок этого не видит).

Трудности

В баночке, которая завернута в газету. Потому что она хранит холод (не ужержан вопрос – в какой

Слайд 22плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют

на основе своего личного опыта;
ограничиваются приблизительным, неточным пониманием текста;
испытывают

трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей.

Международные исследования качества образования (выявленные трудности) PIRLS

плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта; ограничиваются приблизительным,

Слайд 23Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ

на основе текста. Обведи номера двух выбранных ответов.
1) для

киносъемок
2) для зимних видов спорта
3) для телевидения
4) для зоопарков
Ответ: 2, 4
Не справились 40%

Пример задания (1-я группа читательских умений

Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ на основе текста. Обведи номера двух выбранных

Слайд 24Ответ представлен в тексте в явном виде, но ученики путают

два сходных («конкурирующих») фрагмента информации (в данном случае два вида

искусственного снега).
Зачастую это происходит потому, что ребенок не перечитывает перед ответом нужный фрагмент текста, отвечает по памяти, не уточняя первое восприятие.

Трудности

Ответ представлен в тексте в явном виде, но ученики путают два сходных («конкурирующих») фрагмента информации (в данном

Слайд 25 Какой звук называют шёпотом звёзд?

1) шуршание полярного сияния
2) шум

холодного северного ветра
3) стук кристаллов в воздухе
4) хруст снега под

ногами

Ответ: 3

Пример задания (1-я группа читательских умений)

Какой звук называют шёпотом звёзд?1) шуршание полярного сияния2) шум холодного северного ветра3) стук кристаллов в воздухе4)

Слайд 26Выбор ответа 4 («хруст снега под ногами») говорит о том,

что ученик не различает сходные фрагменты информации: рассказ о том,

почему хрустит снег под ногами, и рассказ об очень редком явлении, когда шуршит замерзший на лету пар.
Выбор ответа 1 («шуршание полярного сияния») говорит о том, что ученик не понял фразу «Сначала этот звук приписывали полярному сиянию», не связал ее с продолжением, в котором связь с полярным сиянием опровергается.

Трудности

Выбор ответа 4 («хруст снега под ногами») говорит о том, что ученик не различает сходные фрагменты информации:

Слайд 27 Снежинки рождаются высоко в облаках. Когда приходят холода, крошечные

водяные капельки (водяной пар), из которых состоит облако, прилепляются к

частицам пыли и замерзают. Так вокруг пылинки вырастают маленькие шестиугольные ледяные кристаллики – будущие снежинки.
2. Из чего, кроме замёрзшей воды (водяного пара), образуются снежинки?

Ответ: из частиц пыли
Не справились 43%

2-я группа читательских умений

Снежинки рождаются высоко в облаках. Когда приходят холода, крошечные водяные капельки (водяной пар), из которых состоит

Слайд 28Примеры детских ответов:
Из воздуха.
Снежинки рождаются высоко в облаках.
Из

холода.
Ученик отвечает не на основе текста, а на основе

своих знаний о природе
Из водяного пара. Из маленьких кристалликов.
Ребенок не видит, что он называет то, что так или иначе уже названо в вопросе, не видит конструкцию «что, кроме…»


Трудности

Примеры детских ответов:Из воздуха. Снежинки рождаются высоко в облаках. Из холода. Ученик отвечает не на основе текста,

Слайд 29
Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус 30

почти все растения погибнут. Сугробы спасают их от лютых морозов,

а когда наступает весна, снабжают водой.
4. До какой температуры почва не должна промерзать, чтобы был урожай на полях?

Ответ: до -30
Не справились 27%

1-я группа умений

Без снежного одеяла земля промёрзнет. При температуре почвы минус 30 почти все растения погибнут. Сугробы спасают их

Слайд 30Примеры ответов:
1. Без снежного одеяла земля промерзнет.
2. При температуре

почвы минус 30 почти все растения погибнут.

1. Снег не просто

белоснежное украшение планеты.
2. Его недаром сравнивают с одеялом.

1. Чтобы снимать кино.
2. Чтобы было красиво.

Ответы детей

Примеры ответов: 1. Без снежного одеяла земля промерзнет.2. При температуре почвы минус 30 почти все растения погибнут.1.

Слайд 31Примеры детских ответов:
4. -4. - 3. 50 и др.

Основная

причина трудностей в непонимании синонимических замен. Ученик не понимает, что

вопрос о сохранении урожая на полях это вопрос о сохранении растений от вымерзания.

Трудности

Примеры детских ответов: 4. -4. - 3. 50 и др.Основная причина трудностей в непонимании синонимических замен. Ученик

Слайд 32
3. Рассмотри рисунок 1. Если на улице 30 градусов мороза,

на сколько градусов теплее земля под слоем снега толщиной 50

см? Обведи номер выбранного ответа.
1) на 3 градуса
2) на 27 градусов
3) на 20 градусов
Ответ: 2) на 27 градусов
Не справились 43%

2-я группа читательских умений (примеры заданий)

3. Рассмотри рисунок 1. Если на улице 30 градусов мороза, на сколько градусов теплее земля под слоем

Слайд 33Задание предполагало решение несложной математической задачи (30 – 3 =

27), но почти половина учеников работали только с готовыми данными

на рисунке (выбирали ответ -3) или производили механические операции с данными, которые были в вопросе (вычитали из 50 см снега 30 градусов мороза).

Трудности

Задание предполагало решение несложной математической задачи (30 – 3 = 27), но почти половина учеников работали только

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика