Разделы презентаций


Основные проблемы теории ПОЗНАНИЯ

Содержание

Понятие познания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовила: Рассохина И.Ю.
Кемерово, 2011
Основные проблемы теории ПОЗНАНИЯ

Подготовила: Рассохина И.Ю.Кемерово, 2011Основные проблемы теории ПОЗНАНИЯ

Слайд 2Понятие познания

Понятие познания

Слайд 3Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение

объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового

знания об окружающем мире

Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом

Слайд 4Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности

познания мира
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.


Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира Виды познания: обыденное, социальное, научное,

Слайд 5Формы познания

Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом,

обонянием, осязанием, вкусом)

Рациональное познание – присуще только человеку, является

более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств

Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств

Индуктивное
от частного
к общему

Дедуктивное
от общего
к частному

по аналогии

Формы познания Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) Рациональное познание – присуще

Слайд 6Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание
Непосредственность, выражающаяся в прямом

воспроизведении объекта
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

Воспроизведение
внешних сторон
и свойств объектов

Рациональное познание
Опора на результаты чувственного познания
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных
связей
и отношений

Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познаниеНепосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объектаНаглядность и предметность возникающих в результате

Слайд 7Модели научного познания
Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным

источником всех наших знаний является чувственный опыт (данные наблюдения и

эксперимента).

Рационализм / теоретистская модель (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Наиболее последовательно эту модель развивали и отстаивали позитивисты (Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Эрнст Мах, Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах и др.).

Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Вильгельм Лейбниц, Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Георг Гегель и др.

«Диалектическая» модель: исходит из признания равноправия и взаимосвязи эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания.

Эту концепцию, у истоков которой стоял Галилео Галилей, разделяло подавляющее число крупных ученых (Анри Пуанкаре, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Сергей Петрович Капица, Андрей Николаевич Колмогоров и мм. др.).

1.

2.

3.

Модели научного познания Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт

Слайд 8Интуиция
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция

(лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания, в котором проявляется

способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Признаки интуиции:
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Виды интуиции:
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной

ИнтуицияСвоеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания,

Слайд 9Эмоции и чувства влияют на процесс познания
Заблуждение – это

содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за

истину

Ложь – это сознательное искажение образа объекта

Эмоции и чувства влияют на процесс познания Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта,

Слайд 10Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное

отношение к существующим или возможным ситуациям. Аффективная форма проявления
Эмоции и

чувства влияют на процесс познания

Чувства (ощущения)
эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам (чувство любви, ненависти)


Мотивационная сторона познания


Устойчивость интересов и целей субъекта познания

Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину

Ложь – это сознательное искажение образа объекта

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Аффективная

Слайд 11Истина
Истина – это:
соответствие знаний действительности;
то, что подтверждено опытом;
некое соглашение, конвенция;
свойство

самосогласованности знаний;
полезность полученного знания для практики
Объективная истина – это

такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности.
Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

ИстинаИстина – это:соответствие знаний действительности;то, что подтверждено опытом;некое соглашение, конвенция;свойство самосогласованности знаний;полезность полученного знания для практики Объективная

Слайд 12Возможные критерии истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам

той или иной науки;
соответствие фундаментальным законам;
практика;
простота, экономичность

формы;
парадоксальность идеи

Критерии истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения

Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам;

Слайд 13Функции практики:
источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие

ныне науки;
основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий

мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его;
цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности;
основной критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением);

Формы практики:
материальное производство (труд), преобразование природы;
социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.);
научный эксперимент

Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте

Функции практики:источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки;основа познания: человек не просто наблюдает

Слайд 14Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в

ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений

реального мира

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
как познавательно значимая информация;
как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных

Слайд 15Виды знания

Виды знания

Слайд 16Формы знания

Формы знания

Слайд 17Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и

запишите цифры, под которыми они указаны
1) назидание
2) личный опыт
3) образ
4) традиция
5) эксперимент
6) формализация

Цифры запишите в

порядке возрастания.

?

Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и запишите цифры, под которыми они указаны 1) назидание2) личный

Слайд 18Особенности научного познания:
объективность добываемого знания;
развитость понятийного аппарата (категориальность);
рациональность, связанная с

непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
проверяемость;
высокий уровень обобщения знаний;
универсальность;
использование специальных способов и

методов познавательной деятельности.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

Особенности научного познания:объективность добываемого знания;развитость понятийного аппарата (категориальность);рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;проверяемость;высокий уровень обобщения знаний;универсальность;использование

Слайд 19Научное познание

Научное познание

Слайд 20Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта

в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон –

объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Виды: теоретическая, практическая

Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого

Слайд 21Методы познания

Методы познания

Слайд 22Методы научного познания (эмпирические)

Методы научного познания (эмпирические)

Слайд 23Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения

целого на составные части
Универсальные методы познания
Синтез (гр. synthesis –

соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение

Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Теория подобия в моделировании

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части Универсальные методы познанияСинтез

Слайд 24Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –заключается в мысленном отвлечении от

ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо

свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории

Универсальные методы познания

Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике), «монархия», «демократия» и т. д.

Определение, дефиниция
Логический прием, позволяющий:
1) формулировать критерии отличия изучаемого объекта от др. объектов
2) Формировать значения вновь вводимого знакового выражения или уточнять значение имеющегося выражения в каком-либо языке (естественном, формул, символике)

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –заключается в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними

Слайд 25Классификация (классифицирование) — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в

соответствии с их общими признаками.
Универсальные методы познания
Умозаключение
процесс рассуждения, в

ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.
Правила вывода или правила проведения умозаключений:
Если вид посылок и заключений указан явно, то вывод называется прямым.
Если в посылках и заключении указаны лишь виды выводов, от одного из которых разрешается переходить к другому, то вывод называют косвенным.

Обобщение
Процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления общих для данных предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п.
1) на уровне эмпирич.материала;
2) на уровне уже выработанных понятий
3) на уровне «системы понятий»- теорий

Классификация (классифицирование) — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. Универсальные методы

Слайд 26Исторический метод
Связан с освещением разл.этапов развития объектов в их хронологической

последовательности, в конкретных формах проявления
Теоретические методы научного познания
Логический метод
Связан с

воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса

Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, индивидуальных особенностей

Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический методСвязан с освещением разл.этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявленияТеоретические методы научного

Слайд 27Формализация
(лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое

посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми

материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Теоретические методы научного познания

Математизация –
использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод восхождения от абстрактного к конкретному

Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы

Слайд 28Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место

пропусков
«Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося

за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».

А) вопрос Б) предмет В) проблема
Г) метод Д) схема Е) теория
Ж) язык З) субъект И) причина

?

Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков«Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах

Слайд 29Социальное знание

Социальное знание

Слайд 30Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направления на производство

знаний об обществе
Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием,

то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе Поскольку общество является сложным

Слайд 32Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли

предметом дискуссий

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий

Слайд 33Социальное и гуманитарное знание

Социальное и гуманитарное знание

Слайд 34Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке

и обществе
Особенности гуманитарного знания:
понимание;
обращение к текстам писем

и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.;
невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания

Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение

Слайд 351. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и

волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную

реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

Особенности социального познания

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет

Слайд 365. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального

познания можно говорить об установлении только относительных истин
Особенности социального

познания

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления

Социальное познание должно опираться на следующие принципы:

рассматривать социальную действительность в развитии;
изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных

Слайд 37- это «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида

и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» (Эмиль

Дюркгейм)

1) Морфологические, имеющие материальный субстрат - плотность населения,  частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.

2) Духовные, нематериальные факты - коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание

- это «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они

Слайд 38Виды социальных фактов
С научным объяснением факта связана его оценка, которая

зависит от следующих факторов:
свойства изучаемого объекта (события, факта);
соотнесение изучаемого объекта

с другими, однопорядковыми, или идеалом;
познавательные задачи, которые поставил исследователь;
личная позиция исследователя (или просто человека);
интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит
Виды социальных фактовС научным объяснением факта связана его оценка, которая зависит от следующих факторов:свойства изучаемого объекта (события,

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика