Слайд 1 Основные психологические подходы к исследованию личности
Слайд 2Психодинамический
поведенческий
Деятельностный
когнитивный
экзистенциальный
трансперсональный.
Слайд 3Психодинамический подход
человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин
– «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое
имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия.
Слайд 4Поведенческий подход
«личность– это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое
поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом
подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.
Слайд 5Деятельностный подход
Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов
человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя
ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля.
Слайд 6Когнитивный подход.
личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет
собой его личность.
Личность, представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор
конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов.
Слайд 7Экзистенционально – трансперсональный (гуманистический подход).
в каждом человеке заложена потребность в личностном
развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении
к некоему идеалу.
самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.
Слайд 82. Основные определения личности
А. Мясищев, Смирнов, Малышев и др.Личность -
это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев
утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.
Слайд 9Б. Ананьев, Платонов. Личность - не весь человек, а лишь
его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты
структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.
Слайд 10Индивидуальная психология.
А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое
испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к
власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Слайд 11Неофрейдизм.
Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям.
Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит
8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Слайд 12Диспозициональная психология.
Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами,
сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию
черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Слайд 13Бихевиоризм.
Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным
опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением.
Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Слайд 14Социально-когнитивное направление.
А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов
окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность
через призму локуса контроля.
Слайд 15Когнитивная психология.
Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система
которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные
концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология.
А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
Слайд 16Феноменологический подход.
К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения
субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека,
это и есть личность. Центральное место занимает Я-Концепция.
Слайд 173.Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность
1-й вариант. Личность – синоним понятия
субъект (по С.Л.Рубиншнейну).
2-й вариант. Личность прежде всего социальное понятие, а
тот, кто является природным субъектом, тот именуется
3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры.
Слайд 18
Трактовки понятия личность как соотношение типов субъектов.
Природный субъект -
субъект активного и гибкого приспособления к изменениям окружающей среды на
основе опыта, полученного в биологической эволюции.
Б) Социальный субъект - субъект присвоения и правильного применения сознательных коллективных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе.
В) Культурный субъект - субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих (универсальных) норм.
Слайд 19Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность
(системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные
отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно.
Слайд 20Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в
обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые
индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования.
Слайд 21Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от
других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов:
природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересов, потребностях, способностях. Индивидуальность личности подчеркивают особые присущие человеку качества, выражают высокий уровень его развития.