Слайд 1Основные пути улучшения использования транспортной тары и тарных материалов. Размещение
тары с грузом в кузове транспортного средства.
Упаковочные материалы. Виды,
классификация, характеристики
Слайд 2 В области производства и потребления тарных материалов преобладает древесина, картон,
бумага, металл.
Снижение материалоемкости и стоимости транспортной тары может быть достигнуто
за счет:
- увеличения объемов бестарных перевозок;
- расширения сферы применения многооборотной и возвратной тары;
- использование прогрессивных тарных материалов конструкций;
- правильного планирования и нормирования расходов тарных материалов на основе унификации и стандартизации тары.
Слайд 3 Основным резервом экономии тарных материалов являются бестарные перевозки грузов:
- в специальном подвижном составе
(зерно-, муко-, цементо-, минраловозах и др.);
- универсальных и специальных контейнерах;
-
в ящичных поддонах;
- перевозки пакетами на плоских поддонах с применением полимерных пленок.
Значительным снижением расходов материалов для изготовления тары для перевозки, хранения является многооборотная транспортная тара.
К числу прогрессивных тарных материалов, для экономии материальных ресурсов является тонкостенная дощечка, картон, древесноволокнистая плита, полимерные материалы.
Слайд 4 Прогрессивными материалами для изготовления тары является капрен (комбинация картона, бумаги и вспененных
полимеров), резофан- слоистый материал, полимерные материалы. Полимерная тара может быть жесткой, полужесткой, мягкой.
В общем объеме полимерной тары
удельный вес пленок составляет 75%. Для скрепления тарно-штучных грузов в транспортном пакете применяют два вида полимерных пленок: термоусадочную и растягивающуюся.
Гофропласт (пластмассовый картон) представляет собой профилированный материал из термопластичной массы, состоящих из двух гладких листов с вертикальными перемычками или гофрами между ними.
По конструкции гофропласт напоминает трехслойный картон. Он может применяться для изготовления тары любой формы: лотков, коробок, ящиков, чехлов, а также контейнеров и поддонов разового использования
Слайд 5 Большое значение при изготовлении тары имеет стандартизация и унификация тары.
В соответствии с рекомендациями международной
организации по вопросам стандартизации ИСО, а также решениями Европейской федерации
упаковки, международного железнодорожного союза других организаций модулем для унификации размеров транспортной тары был принят размер поддона 800*1200 мм.
Слайд 6Пример шифра- (20Д-04М) – упакованные в деревянные ящики металлические
банки
цифра определяет вид тары, буква - род материала.
(первая группа
шифра определяет транспортную тару, а последняя потребительскую).
В России номенклатура тарно-штучных грузов превышает 15000 наименований.
Соотношение видов тары приблизительно следующее:
Ящики (разные)- 56%
Мешки(разные)- 30%
Кипы и тюки- 7%
Бочки и барабаны- 5%
Прочие- 2%
В структуре производства и потребления тарных материалов в РФ преобладает древесина (около 50%).
Расходы на производство картонной и бумажной тары составляют 35-38%, металлической 10%.
Размеры на транспортную тару в России унифицированы по ГОСТ 21140-88 (модуль: 800×1200 и 1000×1200мм.)
Слайд 8Предпочтительные размеры тары:
длина- 1200, 800, 600, 400, 300, 240,
200мм.;
ширина, высота- 1000, 800, 600, 400,
300, 200, 150.,
диаметры тары круглого сечения- 800, 600, 484, 435, 400, 370, 351, 320, 294, 277, 266, 246, 226, 219, 200мм.
Наиболее распространенные виды тары
1,1- Ящики, деревянные следующих типов (1- плотные с цельными стенками. 2- плотные с торцевыми стенками из двух планок. 3- плотные с торцевыми стенками на четырех планках. 4- лотки на трехгранных планках. 5- решетчатые с торцовыми стенками из дух планок. 6- решетчатые на четырех планках. ),
1,2- Ящики из гофрированного картона сл. типов (с четырех клапанным дном и крышкой, телескопические, оберточные, лотковые.)
Слайд 9Преимущества картонной тары перед деревянной заключается в том , что
они легче и дешевле, изготовление как правило автоматизировано.
Применяемый гофрированный
картон- чаще всего типа Т- трехслойный (два плоских и один гофрированный), реже П- пятислойный, Д- двухслойный (применяют в качестве прокладок).
1,3- Ящики и коробки из полимерных и комбинированных материалов имеет предельные размеры до 800 мм, является в большинстве своем многооборотной.
(полимерные для бутылок с пищевыми жидкостями).
2 - Мешки и кули (хлопчатобумажные, бумажные, посылочные, полиэтиленовые и иные пластиковые мешки)-применяются для насыпных грузов, обладают малой массой, гибкостью, удобством заполнения и выгрузки и низкой стоимостью изготовления.
Слайд 10Дефекты тары
Функция наружной тары заключается в том, чтобы защитить груз,
и обеспечить удобство погрузоразгрузочных работ.
Все грузы с точки зрения степени
опоры их на стенки тары делят на легкие ,средние и тяжелые.
Легкие- грузы которые способы полностью опираться на все стенки тары (аудио и видеоаппаратура и др.).
Средние- грузы передающие интенсивную нагрузку на стенки тары.
Тяжелые- грузы неправильной формы которые не опираются равномерно на стенки тары.
В большей мере все дефекты тары носят систематический характер. Необходимо строго проводить оценку тары на предмет возникновения каких либо проблем с обращением с ней.
Слайд 11Принципы расчета транспортной тары
Сохранность груза в процессе перевозке в значительной
степени зависит от прочности транспортной тары.
Прочность тары зависит от:
- характера
груза и его допустимой массы в единице тары.
- размера тары и ее отдельных деталей.
- механических свойств материала тары.
- условий внешних воздействий при выполнении перевозок.
Выбор тары определяют из ходя из возможных статических нагрузок, при штабелировании, динамических и вибрационных нагрузках и выполнении ПРР.
Слайд 12Упаковочные материалы. Виды, классификация, характеристики.
В зависимости от назначения делятся на
:
изолирующие , поглощающие и амортизационные.
Изолирующие материалы - применяются для защиты
груза от воздействия внешних агрессивных факторов. Виды-(бумага, фольга, полимерные пленки и их сочетания. )
Поглощающие материалы - применяются для поглощения избыточных паров воздуха. Виды-(активированный уголь, силикагель и др..)
Амортизационные материалы - применяются для обеспечения сохранности изделий от ударов, вибрации, трения, и других нагрузок. Виды-(древесная стружка, войлок и шерсть, стекловолокно, бумага и картон(наиболее распространенные), пенистые полимерные материалы (наиболее перспективные) т.к. стоимость постоянно снижается.
Слайд 13Основные требования:
небольшая объёмная масса,
механическая прочность,
минимальная остаточная деформация,
негигроскопичность,
химическая
инертность,
простота изготовления и низкая стоимость.
Слайд 14Пакетный способ перевозки грузов
Основные понятия Укрупненной грузовой единицы
(УГЕ)- Укрупненная грузовая
единица формируется из отдельных штучных единиц объединяемых в одно укрупненное
место – пакет ,как правило с применением специальных приспособлений (поддоны,увязочные устройства и т.д.).
Под пакетом понимаются укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест в таре (ящиках, мешках, бочках и т.д.).скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных пакетирующих средств обеспечивающее в процессе транспортирования и хранения;
- возможность механизированной погрузки, выгрузки;
- целостность пакетов;
- максимальное использование грузоподъемности, грузовместимости П.С.
Слайд 15На пакете указывается:
- количество грузовых мест в пакете;
масса пакетов брутто,
нетто.
Целесообразность укрупнения грузовых мест предопределяет:
- транспортные характеристики грузов;
- дальность
перевозки;
- эксплуатационные характеристики транспортных средств;
- экономические показатели эффективности доставки грузов.
Слайд 16При формировании пакета должны соблюдаться следующие требования:
- вес пакета
не должен превышать номинальной грузоподъемности поддона;
- суммарный свес пакета с
каждой стороны не должен превышать 40мм.
Форма пакета может быть прямоугольной, цилиндрической и трапециевидной.
К средствам пакетирования относят;
- поддон (наиболее распространенное);
- стропа (скрепляет груз на поддоне или без него);
- обвязка (лента, проволока, сетка, пленка и т.д.);
- прокладка (используется в качестве амортизаторов и для разделения пакетов);
- подкладной лист ;
- пакетирующая стяжка (включает в себя стягивающее приспособление).
Слайд 17Поддон – средство пакетирование, имеющее подкладку для укладки груза(с надстройками
или без них).
Поддоны являются наиболее распространенными и удобными
средствами пакетирования различных тарно-упаковочных и штучных грузов.
Для обеспечения устойчивости пакетов могут применяться дополнительные крепления в виде: упаковочных лент, бандажей, натяжных приспособлений.
Условное обозначение; Поддон П4-1,0Д ГОСТ9078-84 – однонастильный четырехзаходный поддон массой брутто 1т, изготовленный из дерева.
Грузоподъемность поддонов -(1…3,2т.).
Слайд 18Материал изготовления:
из дерева (Д),
стали (С),
легких сплавов (Л),
синтетических
материалов (СН).
В зависимости от числа поверхностей, на которые может быть
уложен груз поддоны подразделяют на одно- и двухнастильные.
В зависимости от числа сторон, с которых возможен ввод вилочного захвата погрузчика, поддоны классифицируют на двух- и четырехзаходные.
Слайд 22Разновидности специализированных поддонов:
Флеты, тилты, болстеры.
Флет- поддон со складными стенками
(применяется для устанавливания железнодорожных контейнеров). Бывают трех видов(плоские, с бортами,
с полной надстройкой).
Плоские- грузовая платформа размерами стандартного контейнера, имеет надстройки и оборудован фитингами.
Флет с торцовыми бортами- допускает многоярусное складирование, более распространен.
Флет с полной надстройкой – имеет один или несколько сплошных бортов, может иметь съемную крышу.
Тилт- поддон со складными щитами стенками.
Болстер- поддон- площадка, размеры соответствуют стандарту ISO с гнездами для стоек.