Слайд 1Основные теории происхождения языка
Лекция 3
Слайд 2Донаучные теории происхождения языка
Научные теории – рассматривают язык как продукт
человеческой деятельности.
Слайд 3Первый период - мифологический
«Царский эксперимент»
Геродот «История»
Псамметих I (VII век до
н.э.)
«бекос» - хлеб (фригийский язык)
Слайд 4Король Шотландии Джеймс IV (17 March 1473 – 9 September
1513)
приходит к выводу, что древнееврейский язык – самый древний
Падишах династии
Великих моголов Акбар I Великий (1542-1605)
12 грудных младенцев и 12 нянек
Язык жестов
Человек вне человеческого коллектива не может развивать языковые способности
Слайд 5Особенности мифологического сознания
Вера в то, что человек в одиночестве может
создать язык, развить в себе языковую способность
Также вера в то,
что этот созданный язык будет самым древним и самым первым языком
Уверенность в тождестве языка и предмета
(Люди полагали, что название предмета есть часть самого предмета, а имя является частью человека)
Слайд 6Миф папуасов племени маринд – аним (Новая Гвинея).
Когда человек создавался
из бамбука, творцы развели рядом огонь. Бамбук начал трескаться. Появились
руки, ноги, уши, глаза, а затем рот. Когда рот открылся, человек произнес: «ВААА»
Слайд 7Логосическая теория
В этом периоде называется источник языка.
Различные религиозные теории, которые
возводят происхождения языка к Богу.
«Логос» - слово, но не просто
произнесенное, а созидающее, божественное, которым Бог созидает что-либо – землю, воду и пр.
Слайд 8Библейский вариант
Источник – Ветхий завет.
Господь созидает свет, ночь, огонь, землю
и пр., называя их.
Затем он создает растения и животных и
заставляет Адама давать им имена.
После изгнания Адама и Евы имена дают патриархи, потомки Адама, мудрые главы племени.
Строительство Вавилонской башни.
Чудо на Троицу и возвращения к общему языку после искупления грехов
Слайд 9Спор Григория Нисского с представителями иудаизма
Бог – не школьный учитель.
Бог не мог научить Адама человеческому языку.
Он говорил на особом
ангельском языке, не дошедшем до нас.
Слайд 10Этьен Гишар «Этимологическая гармония языков» (1618)
L'harmonie etimologique des langues où
se demonstre evidemment par plusieurs antiquitez curieusement recherchees que toutes
les langues sont descenduës de l'hebraïcque. Le tout disposé selon l'ordre alphabeticque avec deux tables l'une des mots grecs...
„agap“(ветер) - „paga“ - „faga“ - „flügel“ (крыло)
Взяв любое древнееврейское слово, можно доказать его родство с любым современным языком.
Слайд 11Спор Г.Нисского с арианами
Ариане: слово создает Бог, а человек является
только передатчиком. Все, что приходит в голову, все от Бога.
Г.
Нисский: слово создается по Божественному вдохновению.
Слайд 12Ведический вариант
«Веды» - 25-15 вв. до н.э.
Первая Веда – «Ригведа»
- содержит описание процесса создания языка.
Слайд 13Этапы создания языка
Верховный Бог (ваятель) – установитель имен «namadham» (санскрит)
создал подчиненных Богов и назвал их.
Одного из Богов он назначает
господином речи – Брхаспати. Он руководит мудрецами. Мудрецы и создают новые слова.
Народ читает произведения этих мудрецов и новые слова входят в обиход.
Слайд 14«Упанишады» (комментарии к Ведам)
(9-6 вв.до н.э.) – «сидеть около»
Господин
Речи вселялся внутрь каждого предмета и с помощью своей силы
(атмана) выяснял качество предмета.
Название предмета соответствует его сути.
Слайд 15Древнекитайские теории
Даосизм
Лао Цзы «Дао дэ цзин» (книга о пути и
добродетели)
Источник языка – дао – неизвестная нам, непостижимая сущность. Дао
порождает слово и передает его Государю, а Государь – народу.
Слайд 16Конфуций считал, что Государь – сын неба. Он отвечает за
то, чтобы смысл слова соответствовал предмету. Если Государь с этим
не справляется, новый, пришедший ему на смену, проводит реформу языка.
Слайд 17Античные гипотезы
Фюсеи
Сторонники природного происхождения названий предметов (φυσει - греч. по
природе), в частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что
имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.
Слайд 18Тесеи
Имена происходят от установления, согласно обычаю, по соглашению, договоренности между
людьми (θεσει - греч. по установлению). Демокрит из Абдер
(470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э).
слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.
имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл своих рабов союзами и частицами (напр., «Но ведь»), чтобы подтвердить свою правоту.
На это сторонники фюсеи ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно.
Платон в своем диалоге «Кратил», предложил компромиссный вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.
Слайд 19Теория общественного договора
Рационализм (конец 15 века): всесилие человеческого разума
Гуго Гроций
(1583-1645)
Слайд 20Томас Гоббс (1588-1679)
«Язык – это самое благородное и
выгодное изобретение человека»
Слайд 21 Пьер Луи Мопертюи (1698-1759)
Используются жесты и крики, простые
и примитивные.
Усложняются потребности, появляются условные жесты и крики.
Люди поняли, что
жесты и крики не всегда помогают. Человеческая лень более экономный способ общения.
Слайд 22Этьен де Кондильяк
(1715-1780)
Человеческое общество основывается на сострадании
Для взаимопомощи люди придумали
условный язык (сначала подражая естественным звукам природы)
Слайд 23Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Источник языка – эмоциональные переживания человека (любовь, ненависть
и т.д.)
Поэтичный язык
Пение
говорение
Слайд 24Варианты первого этапа
(частные теории)
Междометная теория (Ж.-Ж.Руссо)
Звукоподражательная (Мопертюи, Лейбниц)
Теория трудовых выкриков
(Карл Бюхер)
Теория трудовых команд (Н.Я.Марр)
Слайд 25Человек прошел через все этапы от обезьяны до своего современного
вида
Прямохождение
Развитие голосовых связок
Изготовление орудий труда
Совместный труд
Потребность общаться друг с другом
Появление
языка
Трудовая теория (Ф. Энгельса – Л. Нуаре)
В основе теории – теория Ч.Дарвина
Слайд 26Ономатопоэтическая теория
ШТАЙНТАЛЬ, ХАЙМАН
(Steintahl, Heymann) (1823–1899)
ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР
АФАНАСЬЕВИЧ (1835–1891)
Слайд 27 По Штайнталю:
Ситуация охоты
Ситуация игры (подражание животному)
Ситуация ассоциации
При повторах ассоциация
становится автоматической
Во время игры могли возникнуть несколько звуков – две
ассоциации могут соединиться в первую фразу
Слайд 28Требовался легкий способ распространения слов
Поэты
Слова входят в общепринятый язык
Создание языка
зависит от условий проживания
Каждый язык отражает уникальную картину мира