Слайд 1 Основные виды грамматических ошибок
.
Слайд 21) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются
только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно
стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».
Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».
Слайд 32) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Все, те — местоимения множественного числа.
Вы помните? Если да, то вам только останется правильно соединить
подлежащие и сказуемые. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Это грамматическая ошибка
Слайд 43) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Это названия в кавычках. Если
они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках
могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут… Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…
Слайд 54) Ошибка в построении предложения с однородными членами
Идёт речь об объединении двух
глаголов одним общим дополнением. Делать это надо очень аккуратно. Потому
что одним глаголам требуется после себя дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и получил помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их объединили. Так делать нельзя.
Слайд 65) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Нужно вспомнить, что такое деепричастие.
В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая
показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?
Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-.
И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное?
Вы. То есть, один и тот же человек.
Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие?
Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.
Слайд 76) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот. Он зависит
от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него
правильный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов». Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев какИХ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».
Здесь обратите внимание на цельные словосочетания числительных и существительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, или причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. То есть, можно сказать и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший». Всё зависит от смысла предложения.
Слайд 87) Неправильное построение предложения с косвенной речью
В косвенной речи основные ошибки
связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак
напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».
Слайд 9Возьмём задание КИМа.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».