Слайд 1Основные виды нарушений звука «Й». Приемы коррекции дефекта.
Выполнили студентки НГПУ
группы 3.080.1.15, 3.080.3.15
Далидович Татьяна
Бубенкова Анна
Слайд 2Йотацизм
Дефект (обычно у детей) или особенность речи, выражающаяся в замене
звука «й» или его выпадении . Нарушение произношения «йотированных» гласных
звуков, таких, как «йя», «йо», «йе» и др. — все они произносятся неправильно или заменяются какими-то другими.
Слайд 3Нарушения произношения звука Й
Звук Й [j] в русской фонетической системе употребляется в двух
значениях:
1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка
2) слоговый
звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
Слайд 4Нарушение произношения звука Й
Йотацизм—
а) отсутствие звука;
б) искажение звука (в практике
встречается крайне редко).
Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'
при нисходящей йотации: при
восходящей йотации:
Слайд 5Звук «j» (йот) нарушается редко. Его дефектное произношение чаще всего
сводится к замене мягким «Л» (в его нижней или верхней
артикуляции) или замене на мягкое «Х».
- замена Й на Л* (ляблоко - яблоко)
Исправление:
1 способ: временная замена Й на И - произнесение слогов (ИА, АИА) с протягиванием И, затем простейшие слова с восходящими или нисходящими дифтонгами: ИА - иаблоко, Ио - иожик, АИ -играй, ОИ - стой. Затем вводят сложные слова: маиак, смеиутся, обезьиана. Постепенно длительность И сокращается, из слогового звука он переходит в неслоговой.
2 способ: механическая постановка - Й ставим от З
ЗА - ЖА - ИА. Далее идет работа со слогами с помощью шпателя АЗА - АЙА
Слайд 6I способ — по подражанию:
а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;
б) от мягкого
глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
в)
от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа
ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо
иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу
иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ
Слайд 7II способ — механический, используется в трудных случаях.
Звук Й ставится с помощью шпателя или
зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом
или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа
Слайд 8АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.
Произнесение с ускорением сочетаний
звуков:
иа-иа-иа аиа-аиа-аиа
ио-ио-ио оио-оио-оио
иу-иу-иу уиу-уиу-уиу
иэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ
Слайд 9Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:
я-я-я [йа-йа-йа]— яма е-е-е [йэ-йэ-йэ]— ем
я-я-я [йа-йа-йа]— Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ]— егерь
я-я-я [йа-йа-йа]— як ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёж
я-я-я [йа-йа-йа]— яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо] — ёрш
я-я-я [йа-йа-йа] —
ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёмкость
я-я-я [йа-йа-йа]— яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юбка
я-я-я [йа-йа-йа]— яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юг
я-я-я[йа-йа-йа]— яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юнга
я-я-я [йа-йа-йа]— ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юность
я-я-я [йа-йа-йа] — ящик я-я-я [йа-йа-йа] — ящерица
ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юмор
ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юрта
Слайд 10Подготовительные упражнения
а) выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» —
Кошка сердится». Кончик языка упирается в нижние резцы, выгибается кверху
передняя часть спинки языка. Чередовать напряжение спинки и расслабление. Поочередно выполнять упражнения «Мост» — «Кошка сердится».
б) различать на слух слова, близкие по звуковому составу («чайка-галка, стол-стой, пою, полю, пой-пол»), в слогах, среди фонем.
Слайд 11Коррекция звука «j» (йот)
Упражнения для языка.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный
язык лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний
и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.
«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
Слайд 12
Упражнения для губ.
1.«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
2.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
3.
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
5. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чередование положений губ: «заборчик» – «бублик»; «улыбка» – «хоботок».
Каждое упражнение выполняется несколько раз.
Слайд 13 1. Упражнение: «Запомни, повтори»:
яма — ягоды — яхта — Яна
ем — юбка — ехать — юнга
(четыре раза меняется порядок слов)
2. Упражнение: Счет — 1 « 10:
яма
яхта
юбка
3. Упражнение: «Назови ласково».
Образец: юбка — юбочка, яма — ямочка, ямка
яблоко — яблочко, ягода — ягодка
Яна — Яночка, ёж — ёжик, ёжичек
ящик — ящичек, ёлка — ёлочка