Слайд 1Тема №7: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт технических средств службы
горючего.
Занятие №1: Основы эксплуатации технических средств службы горючего.
Слайд 2Учебные вопросы:
1. ПОДГОТОВКА ТС СГ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПО НАЗНАЧЕНИЮ.
1.1.Прием ТС
СГ
1.2.Ввод ТС СГ в эксплуатацию.
1.3.Обкатка ТС СГ.
1.4.Другие мероприятия по
подготовке ТС СГ к использованию.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ.
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ТС СГ И РЕКЛАМАЦИОННАЯ РАБОТА.
3.1. Техническое освидетельствование ТС СГ.
3.2. Рекламационная работа.
4. ПОДГОТОВКА И СДАЧА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕМОНТ. СПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
4.1. Подготовка и сдача технических средств в ремонт.
4.2. Списание технических средств.
5.ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТС СГ.
Слайд 3Литература:
Приказ Министра Обороны CCCР 1985 года № 0210 о введении
в действие Наставления по обеспечению горючим Армии и Флота.
Приказ МО
СССР 1979 года №260 о введении в действие Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах.
Приказ МО СССР 1979 года №0190 о введении в действие Руководства по списанию с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств в Вооруженных Силах.
Приказ МО СССР 1979 года № 0190 о введении в действие Руководства по списанию с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств в Вооруженных Силах.
Приказ НТ ВС РФ-ЗМО РФ 1999 года №6 об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания ТС СГ.
Приказ ЗМО СССР- НТ ВС СССР 1989 года №96 о введении в действие Руководства по регламентированному техническому обслуживанию и регламентированному ремонту ТС СГ.
Руководство по эксплуатации технических средств службы горючего. М., Воениздат, 1990.
Инструкция по проверке организации эксплуатации и состояния технических средств службы горючего в войсках. М., Воениздат, 1992
Технические условия (ТУ) на автомобильные средства заправки и транспортирования, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта.
Учет и отчетность в службе горючего воинских частей и соединений. М., Воениздат, 1993.
Техническое обеспечение по службе горючего. Ульяновск, УВВТУ, 1997.
Слайд 41. ПОДГОТОВКА ТС СГ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ.
Подготовка ТС к использованию
по назначению представляет собой комплекс мероприятий, включающих:
прием ТС СГ в
воинскую часть и ввод их в эксплуатацию;
обкатку;
периодические проверки технического состояния;
проведение необходимых операций технического обслуживания;
проведение дополнительных работ, обеспечивающих надежное использование ТС СГ в конкретных условиях обстановки, местности, времени года, суток и погоды.
Слайд 51.1. Прием и ввод ТС СГ в эксплуатацию.
Первичная подготовка к
использованию начинается с приемки и ввода в эксплуатацию ТС, поступивших
с заводов-изготовителей, складов (баз) или ремонтных предприятий службы горючего.
Для приемки прибывших в воинскую часть ТС, приказом командира воинской части назначается комиссия. Приемка ТС оформляется актом технического состояния (Ф.12).Акт приема (Ф.4) в трехдневный срок с момента прибытия ТС железнодорожным (водным) транспортом должен быть направлен предприятию-изготовителю, ремонтному предприятию или на склад (базу). В противном случае претензии по комплектности ими удовлетворяться не будут.
Копии акта приемки направляются в довольствующий орган.
Слайд 6Акт технического состояния (Форма 12), лицевая сторона (страница 1)
Слайд 7Акт технического состояния (Форма 12), оборотная сторона (страница 2)
Слайд 8Акт технического состояния (Форма 12), оборотная сторона (страница 3)
Слайд 9Акт технического состояния (Форма 12), лицевая сторона (страница 4)
Слайд 101.2. Ввод технического средства в эксплуатацию.
Ввод ТС в эксплуатацию объявляется
приказом командира воинской части. Проект приказа в трехдневный срок с
момента поступления ТС должен быть подготовлен заместителем командира по вооружению или начальником службы горючего.
В приказе указывается:
тип, марка,
номер шасси и двигателя, специального оборудования,
присвоенный военный номер,
в какую группу эксплуатации и в какое подразделение зачисляется,
за каким водителем (мотористом) закрепляется,
состав комиссии по проверке технического состояния при передаче в подразделение,
порядок и сроки обкатки,
ответственный за ввод ТС в эксплуатацию.
Приказ подписывается командиром воинской части и его заместителем по вооружению.
Слайд 111.3. Обкатка ТС СГ ( АСЗТГ и СП ).
Новые, а
также ТС, прошедшие средний и капитальный ремонт, подвергаются обкатке в
сроки:
- в воинской части в течение не более трех месяцев с момента их поступления;
- на складах (базах) хранения в течение шести месяцев с момента их поступления.
Нормы наработки (расхода моторессурсов) на обкатку новых и прошедших капитальный или средний ремонт технических средств службы горючего (на одно техническое средство) определяются Приказом НТ ВС РФ-ЗМО РР 1999 года №6.
Слайд 12*- для прицепов ТАПЗ-755, 755А, 755Б.
Слайд 13Учёт наработки ведется по показаниям штатных спидометров (счетчиков моточасов). Учет
наработки двигателей СП, не имеющих счетчиков моточасов, ведется по фактически
отработанному времени, ежедневно записываемому в рабочий лист установки.
При обкатке производится приработка сопрягаемых деталей, выявляются конструктивные и производственные повреждения и отказы.
В период обкатки ТС используются, как правило, по прямому назначению, но с нагрузкой, не превышающей:
в первой половине периода обкатки 50% от номинальной.
во второй половине нагрузка возрастает и к концу обкатки достигает 100%.
Нормы наработки на обкатку устанавливаются Приказом НТ ВС РФ-ЗМО РР 1999 года №6.
Слайд 141.4. Другие мероприятия по подготовке
ТС СГ
(АСЗТГ и СП) к
использованию.
Слайд 152. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ.
Под использованием ТС по назначению понимается
применение их в боевых, учебных и транспортно-хозяйственных целях с соблюдением
установленных эксплуатационной документацией норм, правил и режимов, обеспечивающих нормальное функционирование.
Использование ТС зависит от штатного предназначения. По штатному предназначению ТС делятся на два вида:
ТС текущего обеспечения;
ТС неприкосновенного запаса (НЗ).
К текущему обеспечению относятся ТС, содержащиеся в воинских частях в соответствии со штатами, табелями и нормами мирного времени, а также для обеспечения текущих потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации (резерв Центра).
Слайд 16 В зависимости от выполняемых задач автомобильные средства
заправки транспортирования ракетного топлива и горючего текущего обеспечения подразделяются на
группы эксплуатации:
строевую,
учебную,
транспортную.
Распределение ТС по группам эксплуатации производится приказом командира воинской части в зависимости от штатного их предназначения. При этом в строевую группу зачисляются новые и имеющие наибольший ресурс до очередного ремонта или списания ТС. В соответствии с назначением ТС каждой группы эксплуатации Приказом НТ ВС РФ-ЗМО РР 1999 года №6 устанавливаются годовые нормы наработки.
Слайд 17Годовые нормы наработки (расхода моторесурсов) технических средств службы горючего на
мирное время (на одно техническое средство):
* С учётом работы спецоборудования.
**
С учётом пробега базового шасси.
Слайд 18Учет наработки автомобильных средств перекачки, заправки и транспортирования ракетного топлива
и горючего ведется в километрах пробега шасси.
При этом работа
основного двигателя по приводу агрегатов специального оборудования на месте учитывается в моточасах с последующим пересчетом в километры пробега, при этом один час работы двигателя приравнивается к пробегу:
спецмашин всех групп эксплуатации (кроме учебной) - 25 км;
спецмашин учебной группы эксплуатации - 20 км.
Учет наработки спецоборудования ТС, привод которого осуществляется от специально установленного двигателя, ведется по наработке этого двигателя в моточасах.
Слайд 19Сверх годовых норм наработки ТС могут использоваться в следующих случаях:
при
выполнении приказов и директив Министра обороны, его заместителей и начальника
ЦУРТГ МО РФ;
при стихийных бедствиях (наводнения, последствия землетрясений, обвалы, снежные заносы, ураганы и др.)
по приказам командующего войсками военных округов, флотами, группами войск, а в исключительных случаях (пожары и др.)
по приказам начальников гарнизонов с последующим донесением об этом в установленном порядке;
для проведения опытной и подконтрольной эксплуатации в соответствии с утвержденным начальником ЦУРТГ МО РФ планом;
при использовании ТС в военно-учебных заведениях в соответствии с учебными планами;
при неполной укомплектованности воинской части ТС - до норм, положенных на все штатные ТС.
Слайд 20Не распределяются по группам эксплуатации:
средства перекачки (кроме ПСГ);
прицепы-цистерны;
ТС, содержащиеся
сверх штата;
ТС, содержащиеся в резерве для обеспечения выполнения внезапно
возникающих задач или
ТС, содержащихся временно до принятия по ним решения старших начальников.
Для прицепов-цистерн годовая наработка планируется в том же объеме, что и для технических средств, их тягачей.
Слайд 21Не допускается использование ТС
сверхштатных и израсходовавших годовой (месячный) лимит
наработки;
неисправных, не прошедших техническое обслуживание и не обеспечивающих безопасность движения
(работы);
водителями (мотористами), не имеющими соответствующей подготовки для управления ТС и правильно оформленных документов;
для выполнения работ, вызывающих перегрузку;
не по прямому назначению.
При проведении учений в первую очередь используются ТС новых марок, при отсутствии достаточного количества таковых на текущем обеспечении разрешается на период учений привлекать ТС неприкосновенного запаса.
Слайд 22Неприкосновенные запасы ТС создаются по специальным планам для доукомплектования воинских
частей по штатам военного времени или формирования новых воинских частей
при проведении отмобилизования. Использование их не планируется. Они содержатся на длительном хранении.
Технические средства НЗ могут использоваться:
для опробования в соответствии с планом-графиком технического обслуживания, опробования и регламентированного ремонта ТС, содержащихся на длительном хранении;
для проведения учений (учебных сборов) с приписным составом по решению старших начальников,
при проверках и инспектировании войск по особым планам,
для обеспечения выполнения задач на основании решений правительства и Министра обороны Российской Федерации.
Слайд 23Контроль за использованием ТС проводится:
при инспектировании (проверках) войск,
внутренними проверочными
комиссиями,
начальником службы горючего воинской части (заместителем начальника склада (базы)
по технической части) - не реже одного раза в месяц;
начальником службы горючего соединения - не реже одного раза в квартал;
начальником склада (базы) горючего - не реже одного раза в шесть месяцев,
начальником службы горючего округа (группы войск, флота) - не реже одного раза в год;
должностными лицами воинской части в сроки, определенные приказами Министра обороны или его заместителей.
Слайд 243. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ТС СГ. РЕКЛАМАЦИОННАЯ РАБОТА.
3.1. Техническое освидетельствование ТС
СГ.
Техническое освидетельствование технических средств проводится с целью:
определения исправности ТС СГ
и пригодности к использованию по назначению;
выявления ТС, требующих ремонта (восстановления исправности (работоспособности);
выявления ТС, подлежащих списанию.
Техническое освидетельствование технических средств проводится:
при поступлении ТС СГ в часть и вводе в эксплуатацию;
после выработки установленных норм наработки (сроков службы) до очередного ремонта или списания;
при аварийных повреждениях.
Слайд 25Для технического освидетельствования приказом командира части назначается комиссия, которая обязана:
проверить
комплектность технического средства;
определить техническое состояние и категорию;
составить акт технического состояния.
К исправным техническим средствам относится полностью укомплектованные положенными исправными, отрегулированными и работающими агрегатами, приборами, системами, запасными частями и инструментом и пригодные для немедленного использования по назначению.
Основные рабочие показатели у исправных технических средств не
должны быть ниже чем на 10...15% от номинальных паспортных показателей.
Слайд 26При техническом освидетельствовании, техническим средствам устанавливаются следующие категории:
I - исправные,
новые, не бывшие в эксплуатации, находящиеся в пределах гарантийного срока;
II
- исправные (работоспособные), новые, не введенные в эксплуатацию, находящиеся за пределами гарантийного срока;
-находящиеся в эксплуатации;
-подвергшиеся регламентированному техническому обслуживанию, среднему, капитальному или регламентированному ремонту;
III - подлежащие регламентированному техническому обслуживанию и находящиеся на регламентированном техническом обслуживании;
-требующие среднего ремонта и находящиеся в среднем ремонте;
IV - подлежащие регламентированному ремонту к находящиеся в регламентированном ремонте;
-требующие капитального ремонта находящиеся в капитальном ремонте;
V - подлежащие списанию по негодности к использованию.
Слайд 27При техническом освидетельствовании сборочным улицам, узлам и агрегатам устанавливаются следующие
категории:
I- исправные, новые, не устанавливающиеся на технические средства;
II- исправные,
снятые с технических средств, подвергшиеся ремонту;
III- не устанавливается;
IV- требующие капитального ремонта;
V - подлежащие списанию по непригодности к использованию.
Слайд 28При техническом освидетельствовании комплектам запасных частей, инструменту и приспособлениям устанавливаются
следующие категории:
-исправные, новые, не бывшие в употреблении;
- исправные, бывшие в
употреблении, подвергшиеся ремонту;
- не устанавливается;
- требующие ремонта;
- подлежащие списанию по непригодности к использованию.
Слайд 29При техническом освидетельствовании эксплуатационных материалов устанавливаются следующие категории:
I- кондиционные, отвечающие
требованиям ГОСТ, сертификатов или технических условий;
II- некондиционные, но пригодные к
использованию при эксплуатации и ремонте технических средств;
III -IV - не устанавливается;
V- подлежащие списанию по непригодности к использованию.
Слайд 303.2. Рекламационная работа.
Воинские части в процессе эксплуатации технических средств в
период гарантийных норм наработки (сроков) обязаны предъявлять претензии предприятиям-изготовителям (ремонтным
предприятиям) при обнаружении несоответствия качества технических средств (сборочных единиц, комплектующих изделий) установленным требованиям.
Целью предъявления претензий является оперативный ввод в строй некачественно изготовленных (отремонтированных) технических средств за счет предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия).
Гарантийные нормы наработки (сроки) устанавливаются:
-для новых технических средств, автомобильных средств подвижности, двигателей, автомобильных шин, аккумуляторных батарей и другого комплектующего оборудования в эксплуатационной документации предприятии - изготовителей;
-для технических средств, АСП, двигателей и агрегатов, прошедших капитальный (средний) ремонт в технических условиях на ремонт.
Слайд 31Претензии в виде рекламации предъявляются при условии соблюдения эксплуатирующими организациями
установленных правил эксплуатации и хранения, изложенных в руководящих и нормативно-технических
документах МО РФ и предприятий-изготовителей.
Рекламационная работа в войсковой части включает:
-проверку технического состояния и правильности эксплуатации технических средств;
-вызов представителя предприятия поставщика (ремонтного предприятия);
составление и предъявление рекламационного акта;
восстановление технических средств и составление акта;
учет рекламационных документов.
Слайд 32Рекламации на технические средства воинская часть оформляет в случаях обнаружения:
-несоответствия
качества технических средств установленным требованиям;
-некомплектности;
-несоответствия тары, упаковки и маркировки сопроводительным
документам;
-отклонения рабочих параметров от норм, указанных в эксплуатационной документации, если невозможно восстановить эти параметры регулировкой, предусмотренной инструкцией по эксплуатации;
-разрушения или нарушения работоспособности сборочных единиц и деталей по причинам производственного или конструктивного характера;
-преждевременного износа деталей, вызывающего ненормальную работу и препятствующего эксплуатации технического средства в целом.
Слайд 33Представитель предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия) не вызывается в случаях, когда:
- исключается
его допуск в место нахождения технического средства;
- когда поставка производится
в отдаленные районы;
- при недостаче комплектующего оборудования и материальных средств, менее чем на сто рублей.
В этом случае составляется односторонний рекламационный акт.
Представитель предприятия-изготовителя (ремонтного предприятия) и представители воинской части обязаны выяснить причины возникновения неисправности, составить и подписать двухсторонний рекламационный акт не позднее, чем в пятидневный срок с момента прибытия представителя в часть.
Слайд 344 ПОДГОТОВКА И СДАЧА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В РЕМОНТ. СПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
4.1.Подготовка
и сдача технических средств в ремонт.
Пригодность технического средства в дальнейшей
эксплуатации после выработки установленных норм наработки (сроков службы) определяется при техническом освидетельствовании.
Нормы наработки до капитального и среднего ремонта, до списания устанавливаются:
для спецмашин (АСЗТГ и средств перекачки горючего, смонтированные на автомобильных базовых шасси) интенсивного использования (к спецмашинам интенсивного использования относятся спецмашины, вырабатывающие установленную норму наработки до капитального ремонта в течение не более 12 лет );
для средств перекачки горючего и масел текущего обеспечения.
Слайд 35НОРМЫ НАРАБОТКИ ДО РЕМОНТА И СПИСАНИЯ АСЗТГ
Слайд 36НОРМЫ НАРАБОТКИ ДО РЕМОНТА И
СПИСАНИЯ СРЕДСТВ ПЕРЕКАЧКИ ГОРЮЧЕГО
Слайд 37АКТ «О списании объекта основных средств» (Форма № ОС-4)
Слайд 38АКТ «О списании объекта основных средств» (Форма № ОС-4), оборотная
сторона.
Слайд 39Сроки службы до регламентированного технического обслуживания, регламентированного ремонта (замены автомобильных
базовых шасси) и списания устанавливаются:
для спецмашин (АСЗТГ и средств перекачки
горючего, смонтированные на автомобильных базовых шасси) малоинтенсивного использования (к спецмашинам малоинтенсивного использования относятся спецмашины с годовым расходом моторессурсов, не превышающим норм, установленных для спецмашин строевой группы эксплуатации);
для спецмашин и средств перекачки горючего и масел длительного хранения.
В период всего срока службы указанных категорий ТС проводятся, как правило, два регламентированных технических обслуживания и один регламентированный ремонт или замена автомобильных базовых шасси.
Слайд 40СРОКИ СЛУЖБЫ ДО СПИСАНИЯ СРЕДСТВ
ЗАПРАВКИ И ХРАНЕНИЯ ГОРЮЧЕГО
Слайд 42На спецоборудовании технических средств допускается отсутствие:
предохранительных чехлов,
заглушек,
колпачков,
стандартизированных
крепежных деталей,
прокладок
и других мелких деталей.
Техническое средство должно быть в состоянии, обеспечивающем передвижение своим ходом. На техническом средстве не должно быть деталей, отремонтированных способами, исключающими возможность их последующего использования или ремонта (приварка деталей вместо крепления, предусмотренного конструкцией, усиление кабин с помощью некачественного выполненных усилительных накладок и т.п.).
Все сборочные единицы и детали должны быть закреплены так, как это предусмотрено конструкцией.
Слайд 43Не принимаются в ремонт технические средства, имеющие:
деформированные цистерны (смятие, сплющенность,
раздутость, разрывы);
при нарушении усилительной балки пола кабины шасси, деформации
стоек ветрового окна и крыши, не поддающихся устранению правкой, заменой элементов конструкции, наложением заплат и другими возможными способам;
при наличии на любой из продольных балок (лонжеронов) рамы шасси двух и более трещин, включая заваренные, более одной накладки или вставки, приваренных внахлестку, более трех вставок, приваренных встык или вставок общей длиной свыше 1500 мм;
при деформации рамы, не поддающейся устранению правкой; при наличии деформации кабины, носящей аварийный характер;
при комплектации шасси и спецоборудования не подлежащими восстановлению сборочными единицами и деталями;
технические средства, нерасконсервированные после длительного хранения,
Слайд 44В трехдневный срок после отправки технического средства на ремонтный завод
высылается:
наряд на ремонт технического средства в двух экземплярах;
акт технического
состояния технического средства в одном экземпляре;
решение по результатам расследования и акт послеаварийного состояния технического средства, если его сдают в ремонт по результатам аварии;
паспорт шасси,
формуляр па спецоборудование.
Слайд 454.2.Списание технических средств
Техническим средствам, выработавшим установленные нормы наработки (сроки службы)
до списания, производится техническое освидетельствование, по результатам которого оформляется акт
технического состояния.
Акт утверждается должностным лицом, имеющим право списания технических средств определенного вида и начальной стоимости. Перечень должностных лиц, имеющих право списывать технические средства определенного вида и начальной стоимости, определен приказом МО СССР 1979 года №0190.
Акт технического состояния оформляется только на списание специального оборудования технического средства в двух экземплярах.
Слайд 46Военно-техническое имущество списывается с учета:
прямым расходом по накладным (ф.2) или
раздаточным ведомостям - материалы для чистки, смазки и хранения вооружения,
военной техники и имущества, лакокрасочные и другие расходные материалы (клей, гвозди и т.п.);
по книге учета ремонта (обслуживания) вооружения, военной техники и имущества (ф.36) - замененные агрегаты, израсходованные запасные части, ЗИП и материалы;
по актам изменения качественного (технического) состояния (ф.12,13) - имущество по истечении установленных сроков эксплуатации (хранения);
по актам списания (ф.11) - имущество, утраченное вследствие боевых потерь, катастроф, аварий, стихийных бедствий, уничтоженное или приведенное в негодность в целях предупреждения захвата противником или заражения личного состава, израсходованное по установленным нормам при эксплуатации и восстановлении вооружения
Слайд 49АКТ «О списании объекта основных средств» (Форма № ОС-4)
Слайд 50АКТ «О списании объекта основных средств» (Форма № ОС-4), оборотная
сторона.
Слайд 515.ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТС СГ.
Общие требования к транспортированию
Под транспортированием понимается подготовка и
перевозка или перемещение ТС различными видами транспорта с использованием транспортных
или буксировочных средств при обеспечении сохранности их технического состояния и комплектности.
Транспортирование технических средств может осуществляться:
при перемещении войск в новые районы дислокации, на учения, занятия, для выполнения задач по оказанию помощи народному хозяйству и выполнению других мероприятий по решению Министра обороны СССР и Генерального штаба Вооруженных Сил СССР;
при отправке в ремонт (из ремонта);
при передаче в другие воинские части, соединения, округа.
При передислокации войск планирование и организацию транспортирования технических средств осуществляет командир соединения (воинской части) совместно с органами военных сообщений.
Слайд 52Организация транспортирования технических средств
В воинских частях общее руководство транспортированием технических
средств осуществляют командиры частей, а непосредственное — заместители командиров по
технической части и командиры подразделений, в ведении которых находятся технические средства.
Лица, непосредственно отвечающие в воинских частях за транспортирование технических средств, обязаны обеспечить:
техническую исправность транспортных средств, выделяемых для транспортирования технических средств, и средств механизации погрузочно-выгрузочных работ;
техническую подготовку личного состава воинской части, задействованного при транспортировании технических средств;
правильную эксплуатацию оборудования и транспортных средств, выделяемых для транспортирования технических средств;