Слайд 1Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Лекция 6.
Востряков Лев Евгеньевич,
доктор политических
наук, профессор кафедры
социально-культурной деятельности СПбГИК
29 сентября 2020 г.
Слайд 2Экономические основания культурной политики
План
Понятие и состав инфраструктуры культуры
Финансовая поддержка государством
деятельности в сфере культуры
Российская модель многоканального финансирования сферы культуры
4.
Креативные индустрии и создание условий для развития творчества в сфере культуры
Слайд 3Внимание, которое наука и практика уделяют проблемам инфраструктуры, объясняется тем,
что:
инфраструктура все более становится составной частью воспроизводственного процесса, именно на
нее направляется значительная часть капитальных вложений и трудовых ресурсов;
социальная инфраструктура, неотъемлемым элементом которой и является инфраструктура социокультурной сферы, имеет приоритетное значение для
– улучшения условий жизни и деятельности россиян, их духовного и физического развития,
– для воспроизводства человека как главной производительной силы общества на переходе к социально ориентированному рыночному хозяйству
Слайд 4Термин «инфраструктура» появился в литературе в конце 1940-x гг.
«инфраструктура»:
infra – ниже, под;
struktura – строение, расположение
Инфраструктура – совокупность связанных между собой структур, отраслей или объектов, обеспечивающих деятельность общества или какой-либо её сферы
Инфраструктура представляет собой материальные условия для функционирования либо производства, либо жизни населения, либо и того и другого одновременно
Различают социальную, транспортную, информационную, военную и др. инфраструктуры
В современных условиях инфраструктура – огромное поле приложения капитала и труда, в огромная сфера бизнеса, важная характеристика цивилизованности страны
Слайд 5Инфраструктура культуры – система организаций и лиц, осуществляющих деятельность по
созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях,
развлечении и информации (т.е. культурных благ)
Инфраструктура культуры – комплекс отраслей, учреждений и организаций, создающих условия функционирования культуры, включая:
– сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т.д.),
– художественное образование и детское творчество,
– искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность,
– организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла,
– а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т.п.)
Слайд 6Инфраструктуру культуры формируют
– художественное творчество;
– сохранение культурного наследия;
– клубная и
развлекательная деятельность;
– массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры)
Основанием
для выделения этих четырех групп служит
различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и
различие типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности
Слайд 7Художественное творчество:
–Литературное творчество;
–Изобразительное и прикладное искусство;
–Исполнительское искусство: концертное дело, театральное
дело, цирковое дело
Сохранение культурного наследия:
–Реставрация и охрана недвижимых памятников истории
и культуры;
–Музейное дело;
–Архивное дело;
–Библиотечное дело;
–Сохранение народной культуры (фольклорные коллективы, народные промыслы и т.п.)
Слайд 8Клубная и развлекательная деятельность:
–Клубная деятельность;
–Аттракционы;
–Шоу-бизнес;
–Казино
Массовое создание и распространение культурных благ:
–Пресса
–Книгоиздание
–Производство
аудиовизуальной продукции: кинематограф,
–Производство видеопродукции (видеофильмы, видеоигры),
–Производство аудиопродукции, радио, телевидение, Интернет
Слайд 10
Неоднородность используемых механизмов хозяйствования
Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, –
государственные учреждения
Музеи и клубные организации – в основном государственные некоммерческие
организации
Театры, филармонические и фольклорные коллективы – обычно некоммерческие
Их деятельность обеспечивается сочетанием
– общественного финансирования,
– частных пожертвований,
– доходов от продажи билетов и др.
Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение – чаще коммерческие организации
Реставрация памятников – организации разных форм
Литературное творчество, изобразительное искусство, сфера развлечений (кроме клубной деятельности) – частные лица и коммерческие организации
Слайд 11Структура сети учреждений культуры и искусства России:
– 668 профессиональных театров
всех ведомств (634 – ведения Минкультуры РФ; 21 – федеральные),
–
347 концертных организаций и самостоятельных коллективов,
– 2861 музей всех ведомств (2628 – подведомственных Минкультуры России),
– 37033 профессиональные библиотеки, включая филиалы (38752 – системы Минкультуры России),
– 42677 учреждений культурно-досугового типа (из них – 41946 – системы Минкультуры России),
– 5049 киноустановок с платным показом,
– 292 парков досуга и отдыха,
– 68 цирков,
– 32 зоопарка,
– 5253 образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, включая 66 творческих вузов (52 – системы Минкультуры России)
Слайд 12 Всего в Российской Федерации в сфере культуры действует более 89 тыс
организаций культуры (98% – доля региональных и муниципальных учреждений)
88% всех
организаций культуры – бюджетные учреждения
Изменения в инфраструктуре государственных и муниципальных учреждений культуры в 1992–2017 гг.:
– увеличение количества организаций:
Театры – в 1,7 раза
Музеи – в 2 раза
Численность работников сферы культуры и искусства существенно выросла:
с 668,3 тыс. человек в 1990 г.
до 823,6 тыс. человек в 2016 г.
Слайд 13В соответствии с нормами Гражданского кодекса (2014 г.) и Бюджетного
Кодекса (2007 г.) государственные /муниципальные учреждения культуры могут иметь организационно-правовой
статус: казённое, бюджетное, автономное
Концепция проекта федерального закона «О культуре» вводит в российское законодательство особую форму учреждений – «учреждение культуры».
Предлагается установить, что государственные и муниципальные учреждения культуры создаются собственником в целях создания, распространения, сохранения, освоения и популяризации культурных ценностей и предоставления общественных культурных благ
Общественное благо – товары и услуги, «внешнее воздействие» которых распространяется на подавляющую часть общества
[Пол Энтони Самуэльсон (Samuelson, Paul Anthony; 1915–2009)]
Слайд 14Финансовая поддержка государством деятельности в сфере культуры
Государство, как главный субъект
культурной политики, должно быть в полной мере готово к тому,
что столкнется с явлениями, которые получили в литературе название «болезнь Баумоля» и заключаются в том, что главным условием функционирования организаций культуры является наличие постоянной поддержки со стороны общества или государства
Выделяют:
– модель преимущественно бюджетного финансирования культурной деятельности с низкой долей внебюджетного;
Россия, Франция, Германия – доминируют государственные источники финансирования
– модель смешанного финансирования культурной деятельности с высокой долей внебюджетных источников
США – доминируют внебюджетные источники – средства благотворительных фондов и частные пожертвования
Слайд 15Бюджетное финансирование: установление минимальной доли расходов на культуру в государственном
бюджете
Каналы поддержки культуры и искусства со стороны центральных бюджетов:
прямое финансирование;
целевые
субсидии региональным и муниципальным бюджетам;
на основе совместного участия в финансировании проектов властными органами разного уровня;
через независимые посреднические структуры;
с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования
Слайд 16Маркированные налоги устанавливаются в виде фиксированных процентов отчислений от:
– доходов кинотеатров;
– оборота телевизионных компаний;
– объема продаж CD, аудио-
и видеокассет;
– доходов казино;
– доходов от предоставления туристических услуг;
– доходов от продаж товаров и услуг на территории объектов и организаций культуры, историко-культурных памятников и др.
Целевое использование неналоговых видов государственных доходов:
Финляндия: государственная компания «Вейккаус» (проведение лотерей и заключение футбольных пари)
Великобритания: национальная лотерея
Италия: лотерея для финансирования работ по реставрации объектов культурного наследия
Слайд 17Российская модель многоканального финансирования сферы культуры
В России формируется собственная модель
многоканального финансирования сферы культуры и искусства, соответствующая национальной системе бюджетного
устройства страны, принципам распределения полномочий между уровнями власти и традициям государственной и частной поддержки культурной сферы
К началу XXI столетия в России фактически сложилась модель многоканального финансирования культуры, включающая
– государственные источники финансирования,
– доходы организаций культуры от собственной деятельности,
– привлеченные средства
Слайд 18Доля бюджетного финансирования в общем объеме финансовых поступлений отечественных учреждений
культуры и искусства остается достаточно высокой (в среднем около 80%):
–
театры – 70%
– музеи и концертные организации – 75%
– клубы – 90%
– библиотеки – 95%
Возможности для роста внебюджетных доходов организаций культуры и искусства имеют свои ограничения, а доля благотворительных пожертвований и спонсорских средств в общем объеме финансовых поступлений отечественных организаций незначительна
Слайд 19Государственно-частное партнерство – сотрудничество и совместная деятельность государства с частными
лицами и организациями
Государство создает условия для привлечения капиталов и инвестиций
в сферу культуры
Государство стимулирует частные фирмы и организации инвестировать в сохранение и демонстрацию культурных ценностей, создание новых социокультурных проектов
Преимущества государственно-частного партнерства:
возможность консолидации финансовых ресурсов из разных источников и расходования их в соответствии с потребностями
– устойчивого развития территорий,
– реализации задач сохранения объектов культурного наследия
– поддержки организаций культуры
Слайд 20Государственно-частное партнерство
Работу по укреплению нормативно-правовой основы и совершенствованию механизмов ГЧП
в культуре осуществляет федеральное учреждение «Центр культурных стратегий и проектного
управления» (Роскультпроект, генеральный директор: Гуськова Мария Николаевна)
Правовая основа передачи объектов культурно-исторического наследия в аренду – Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2015 г. № 966
Слайд 21Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.
(утв. распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р):
механизмы финансирования
культуры в рамках многоканальной системы
субсидирование бюджетных учреждений культуры;
целевое программное финансирование культуры и связанных с ней областей и сфер деятельности;
межбюджетные трансферты на обновление материально-технической базы и приобретение специального оборудования для учреждений культуры, поддержку событийных проектов и др.;
государственная поддержка деятельности профессиональных и творческих союзов;
поддержка иных социально ориентированных некоммерческих организаций;
дополнительная поддержка творческой деятельности (гранты Президента РФ и Правительства РФ в сфере культуры, гранты и стипендии для творческих деятелей, в том числе молодых) и др.
Слайд 22Предложения о расширении многоканальной системы финансирования культуры России (Стратегия государственной
культурной политики на период до 2030 г.):
– нормативы бюджетного финансирования,
–
общенациональная лотерея в области культуры,
– эффективная система налоговых преференций;
– институт бюджетных назначений;
– маркированные налоги,
– фонды целевого капитала (эндаумент-фонды)
Слайд 23Целевой капитал (эндаумент) организаций культуры
Целевой капитал (эндаумент) – имущество некоммерческой
организации, сформированное и пополненное за счет пожертвований, внесенных жертвователями в
виде денежных средств, недвижимости, ценных бумаг.
Эндаумент – это инструмент долгосрочного финансирования, гарантирующий устойчивость поддерживаемой организации и ее целей.
В отличие от благотворительных фондов и иных НКО, расходующих привлеченные от доноров пожертвования, как правило, в текущем периоде, эндаумент направляет на заранее установленные цели не сами пожертвования, а доход, полученный от их инвестирования
В 2019 г. в сфере культуры России: 18 фондов целевого капитала в крупных и
2 – в малых городах
Среди них:
Академия танца Бориса Эйфмана,
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
первый в России театр, создавший фонд целевого капитала – Российский академический молодежный театр
Слайд 25Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от
24 декабря 2014 г. № 808), раздел VI :
«создание условий
для развития творческих индустрий», связанных с производством «экономических ценностей в процессе творческой деятельности» и направленных на «капитализацию культурных продуктов и их представление на рынке»
Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808), раздел III: «творческие индустрии» – компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации
Слайд 26Д. Белл (Bell, Daniel; 1919–2011): постиндустриальное общество – новый тип
социально-экономического развития
Постиндустриальная стадия переход от индустриальной экономики к новым
экономикам
– экономике знаний,
– сетевой экономике,
– креативной экономике,
– инновационной экономике
Основная сфера занятости и источник дохода – гуманитарные отрасли и сфера услуг
Модель общества – коммуникационная модель взаимного обмена услугами
Изменения обусловлены ведущей ролью науки, технологий, культуры и информации в общественном развитии
Слайд 27
Ключевые институты новой экономики – университеты, информационные, научные, культурные, просветительные,
медицинские организации
Знания – ключевое условие экономического роста
и повышения благосостояния
Экономика, основанная на знаниях:
быстрое развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий
Креативная экономика базируется на принципах:
– универсальность
– свобода
– реализация идей посредством рынка и связей
Слайд 28Международная конференция по торговле и развитию ООН (UNCTAD):
Креативность, знания и
доступ к информации – двигатели экономического роста и катализаторы развития
… креативные индустрии – совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале
Джозеф Б. Пайн (Pine, B. Joseph II; 1958–) Джеймс X. Гилмор (Gilmore, James H.): Впечатления – ядро индустрии развлечений:
– театр,
– музыкальная индустрия,
– киноиндустрия,
– радио
– телеиндустрия
Слайд 29Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании, 1998:
Креативные индустрии –
деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или
талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности
13 секторов креативных индустрий :
реклама;
дизайн;
архитектура;
декоративное искусство и ремесла;
мода;
кино и производство видео и ДВД;
музыка и звукозапись;
исполнительские искусства;
Интернет;
изобразительное искусство;
литература и издательское дело;
мультимедиа и компьютерные игры;
музеи и организации культуры
Слайд 30Стратегия творческих индустрий
– новые формы сотрудничества организаций гуманитарной сферы;
– создание
творческих кластеров и творческих кварталов
Развитие творческих индустрий способствует
увеличению инвестиционной привлекательности
территорий,
росту квалификации работников,
мотивации инноваций и творчества,
повышению конкурентоспособности городов
Слайд 31Творческие индустрии (согласно ЮНКТАД):
объекты наследия (народное творчество и ремесла, фестивали
и праздники; достопримечательные места, библиотеки, музеи и галереи),
произведения изобразительных и
исполнительских искусств (живопись, скульптура, фотография и антиквариат; музыка, драматический театр и театр кукол, опера, танец и цирк),
издательская и аудиовизуальная продукция (книги, пресса, кино, телевидение, радио и иное вещание),
выпуск функциональных креативных товаров и услуг (научные исследования и разработки, архитектура, реклама, дизайн, включая моду и украшения, досуг, сетевые ресурсы, компьютерные игры, мобильный контент, цифровые и подобные творческие услуги)
Слайд 32Становление развития творческих индустрий в России
Москва:
первый творческий кластер «Artplay», 2003
г. (ткацкая фабрика «Красная роза» в районе метро «Парк культуры»)
– творческий кластер «АРТ-Стрелка» (ф-ка «Красный Октябрь»), 2004 г.
– «Винзавод», 2007 г.
– Центр творческих индустрий «ПRОЕКТ_FАБRИКА», 2005 г.
агентство «Творческие индустрии», 2004
Центр поддержки социокультурных проектных инициатив «Творческая Москва», 2013 г.
Слайд 33Развитие творческих индустрий – одно из важнейших приоритетов городского развития
Постановление
Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г. № 355 «О
Стратегии Санкт-Петербурга: приоритеты и цели экономического и социального развития до 2030 года»
Стратегия развития Санкт-Петербурга: к 2030 г. довести
вклад творческих индустрий в формирование ВРП города до 12%,
долю работающих в этих сферах до 16% от общего количества трудоспособных жителей города
На конец 2018 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось более 30 креативных пространств общей площадью 20 тыс. кв.м.
Креативные индустрии Санкт-Петербурга
–7% от ВРП
–10% от общего количества рабочих мест
Слайд 34
Программа развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге:
–благоприятный климат
новые идеи, творческая инициатива, ее воплощение в жизнь;
–свобода творчества в
самых разнообразных областях;
–совместные проекты с другими городами и странами;
–новые креативные пространства (студии, мастерские, выставочные залы и т.п.);
–привлечение негосударственного финансирования;
–преобразования в городском законодательстве
Слайд 35
Творческие индустрии важны, поскольку
– обращаются к творческой энергии, которая существует
сейчас и будет существовать завтра,
– предоставляют возможность развивать творческие способности
так, чтобы можно было зарабатывать,
– играют роль в развитии городов и сообществ
Для креативных людей приоритет – не карьера, престиж и высокая зарплата, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие творческого потенциала, толерантная атмосфера и творческие стимулы
Слайд 36Креативные работники и развитие человеческого капитала
За вклад в теорию человеческого
капитала присуждены две Нобелевские премии
– 1979 г. –Теодор Шульц (Schultz,
Theodore William; 1902–1998)
– 1992 г. – Гэри Стенли Беккер (Becker, Gary Stanley; 1930–2014)
Стенли Фишер (Fischer, Stanley; 1943–): «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию»
Слайд 37Литература:
1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие /
А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С.
Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с. – Режим доступа: http://elibrary.spbguki.ru/189016957/view
Глава 6. С. 122–143.
Слайд 38Задания для контроля
1. Дайте определение понятия «инфраструктура культуры». Назовите, что
служит основанием для выделения четырех групп в составе инфраструктуры культуры?
2.
Назовите известные Вам организации, занимающиеся реставрацией памятников. Укажите их организационную форму.
3. Кто является автором теории общественного блага?
4. Какую новую форму учреждений предлагает Концепция проекта федерального закона «О культуре»?
5. Охарактеризуйте механизмы финансовой поддержки государством сферы культуры.
6. Имеются ли, на Ваш взгляд, достоинства в финансировании культурной деятельности за счет доходов от проведения лотерей или от букмекерской деятельности? В чем эти достоинства заключаются?
Слайд 39Задания для контроля (продолжение)
7. Согласны ли Вы с утверждением ряда
исследователей, что в нашей стране модель многоканального финансирования культуры фактически
сложилась уже к началу XXI столетия? Какие аргументы можно привести в поддержку данного утверждения?
8. Приведите известные Вам примеры успешной реализации технологии государственно-частного партнерства в сфере культуры, в частности – в области сохранения объектов исторического и культурного наследия.
9. Какие предложения по расширению многоканальной системы финансирования сферы культуры России за счет включения дополнительных к уже существующим элементам вносит «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р)? Какие из этих предложений представляются Вам наиболее интересными?
Слайд 40Задания для контроля (продолжение)
10. Какие сектора относят к сфере творческих
индустрий «Основы государственной культурной политики» (утв. Указом Президента Российской Федерации
от 24 декабря 2014 г. № 808)? Сравните с определением Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании от 1998 г.
11. Назовите известные Вам объекты творческих индустрий, действующие в Санкт-Петербурге.
12. Какие задачи ставит перед творческими индустриями города «Стратегия Санкт-Петербурга: приоритеты и цели экономического и социального развития до 2030 года»?
Слайд 41Посещение лекции от 29 сентября будет зачтено тем студентам, которые
до конца дня 29 сентября т.г.
– познакомятся с материалами лекции,
–
представят ответы в письменной форме минимум на три из вопросов под номерами 1–3, 9–11
– представят ответы на один из вопросов 5, 8 и 12
– а также выполнят задания под номерами 4, 6 и 7
Направляйте Ваши работы на адрес:
lev-vostriakov@rambler.ru