Слайд 1Основы
композиции
МОУ Долгодеревенская СОШ
Автор: учитель ИЗО
Геворкян Т.М.
Слайд 2Базовые
принципы
композиции
Композиция (от лат.) – означает соединение различных частей в единое
целое
Слайд 3Слово «композиция» в качестве термина стало регулярно употребляться, начиная с
эпохи Возрождения. По композиции элементы изображения размещаются не хаотично, а
образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.)
И. Вишняков. Портрет Ксении Тишининой
Слайд 4Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом.
Слайд 5 П. Рубенс. Снятие с креста.
Слайд 6Н. Пуссен. Аркадские пастухи.
Слайд 7К. Лоррен. Пейзаж с мельницей
Слайд 8Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.
Слайд 9
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая композиция.
Основные линии стягиваются к центру. Построение её по форме круга,
квадрата дает необходимое решение.
Если необходимо показать большой простор, то не следует его ограничивать деревьями или зданиями. Это тип открытой композиции. Основные линии идут из центра.
Слайд 10А. Рублев. Троица Ветхозаветная
Замкнутая
композиция
Слайд 11И. Шишкин. Рожь.
Открытая композиция
Слайд 12Веласкес. Сдача Бреды.
Это – одна из наиболее читаемых композиций, благодаря
четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр
совпадает с центром холста.
Слайд 13Композиция строго по центру.
Пространство композиционное состоит из нескольких планов с
перспективой дали.
Слайд 14Примеры композиционного размещения объектов на листе.
Вместо точки может быть любой
объект.
Слайд 15Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.
Слайд 16Варианты построения композиции на основе точки и нескольких линий.
Слайд 17Передача ритма, движения и покоя
Ритм – это чередование каких-либо элементов
в определенной последовательности.
Древнегреческая живопись.
Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами.
Слайд 19Как ритм передает движение?
Рассмотрим на примере мячика и книги:
А) мячик
спокойно лежит на книге,
Б) медленное движение мячика,
В) быстрое движение мячика,
Г)
мячик укатился.
Слайд 20Правило передачи движения:
- для передачи движения следует выбирать определенный
его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его
кульминацией.
Слайд 21Если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то
изображение будет казаться более динамичным.
В. Серов. Похищение Европы.
Слайд 22Эффект движения можно создать, если оставить свободным пространство перед движущимся
объектом.
Н.Рерих.
Заморские гости.
Слайд 23- Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить
движение (см. рис. а, б).
- Изменение направления движения может ускорить
его или замедлить (см. рис. в, г).
Слайд 24Правила передачи покоя:
Если на картине отсутствуют диагональные направления,
Если перед движущимся
объектом нет свободного пространства,
Если объекты изображены в спокойных позах,
Если композиция
является симметричной, образует простые геометрические схемы.
К.Малевич. На сенокосе.
Слайд 25Ощущение покоя возникает на картине К. Коровина «Зимой», несмотря на
то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно,
нет ощущения движения: центры картины совпадают, композиция уравновешена, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.
Слайд 26Выделение сюжетно-композиционного центра.
На картине С. Боттичелли «Весна» художник совместил центр
композиции с центром холста, подчеркивая важную роль главных героев, значимость
для сюжета.
Слайд 27Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - пример композиции, где главное
сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи
произведения (прощение отцом своего сына, принятие его в отчий дом).
Слайд 28Передача симметрии и асимметрии в композиции
Живописцы эпохи Возрождения часто строили
свои картины по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления
покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Рафаэль. Сикстинская мадонна.
Слайд 29В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по
отношению к центральной оси картины.
Ф. Ходлер. Озеро Тан.
Слайд 30Симметрия основана на реальной действительности, левая и правая половины композиции
уравновешены.
В.Васнецов. Богатыри.
Слайд 31Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на
которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.
Слайд 32Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте
Слайд 33Средства композиции:
Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они
необходимы для передачи художественной выразительности картины
Слайд 34Практические задания:
Поэтапная работа над композицией выбранной темы