Разделы презентаций


Основы педагогики

Содержание

Понятие целостного педагогического процессаПедагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.Педагогический

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы педагогики
Лекция 3. Педагогический процесс
и его характеристика
Дмитрий Александрович Махотин,
кандидат

педагогических наук, доцент

Основы педагогикиЛекция 3. Педагогический процесси его характеристика Дмитрий Александрович Махотин,кандидат педагогических наук, доцент

Слайд 2Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в

единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством

и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Понятие целостного педагогического процессаПедагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся

Слайд 3Характеристика педагогического процесса
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только

в целостном педагогическом процессе.
Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность

всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой.
В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Характеристика  педагогического процесса	ЦЕЛОСТНОСТЬЦелостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается

Слайд 4Характеристика педагогического процесса
Педагогическое взаимодействие
это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога

и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении,

деятельности и отношениях.
«учитель - ученик», «учитель – группа - ученик», «учитель – коллектив – ученик».
определяющим является отношение «ученик (воспитанник) – объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.
Характеристика  педагогического процесса	Педагогическое взаимодействиеэто преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные

Слайд 5Характеристика педагогического процесса
Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и

субъективного характера.
Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных

возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой.
К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером орг-ции пед. процесса и др.

Характеристика  педагогического процессаДвижущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера.Наиболее общим внутренним противоречием объективного

Слайд 6Структура целостного педагогического процесса
ЦЕЛЬ – есть предвосхищение результата деятельности посредством

мышления и ее практическая реализация;
СОДЕРЖАНИЕ;
Взаимосвязанные ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ педагога и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающегося;
Структурные

КОМПОНЕНТЫ;
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Структура целостного педагогического процессаЦЕЛЬ – есть предвосхищение результата деятельности посредством мышления и ее практическая реализация;СОДЕРЖАНИЕ;Взаимосвязанные ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ педагога

Слайд 7Структура целостного педагогического процесса
Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность,

которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального

заказа общества и государства.
Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся.
Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.
Структура целостного педагогического процессаДеятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования,

Слайд 8Структура целостного педагогического процесса
Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива

определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые

не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания).
Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру.
Ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.
Структура целостного педагогического процессаДеятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами

Слайд 9Структура целостного педагогического процесса
Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных

отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами

их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности.
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны.
Структура целостного педагогического процессаЭмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися,

Слайд 10Структура целостного педагогического процесса
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами

учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов

и средств обучения и воспитания обучающихся.
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя.
Самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.
Структура целостного педагогического процессаОрганизационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически

Слайд 11Функции педагогического процесса
Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и

навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются

общие знания и умения, необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные, зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.
Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:
владение устной и письменной речью;
владение информационными технологиями в широком смысле как умения и навыки работать с информацией, а не только с компьютером;
способность к самообразованию и саморазвитию;
навыки сотрудничества, жизни в многокультурном обществе;
умения осуществлять выбор и принимать решения и др.
Функции педагогического процессаОбразовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности.

Слайд 12Функции педагогического процесса
Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения,

усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии

известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности.
Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.
Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

Функции педагогического процессаРазвивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие

Слайд 13Функции педагогического процесса
Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом

процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение,

ценности, нормы и правила поведения, качества личности.
В современном образовании говорится, в первую очередь, о:
умственном воспитании;
физическом воспитании;
трудовом воспитании;
эстетическом воспитании;
экологическом воспитании;
экономическом воспитании;
гражданско-правовом воспитании и др.
Функции педагогического процессаВоспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления

Слайд 14Функции педагогического процесса
Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом

процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение,

ценности, нормы и правила поведения, качества личности.
В современном образовании говорится, в первую очередь, о:
умственном воспитании;
физическом воспитании;
трудовом воспитании;
эстетическом воспитании;
экологическом воспитании;
экономическом воспитании;
гражданско-правовом воспитании и др.
Функции педагогического процессаВоспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления

Слайд 15Функции педагогического процесса
Как утверждал известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн :


«ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается,

и обучается.
Это значит, что воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним».
Функции педагогического процесса	Как утверждал известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн : «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не

Слайд 16Принципы педагогического процесса
это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие

особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).
инструментальное, данное

в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).
Суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу.
Принципы  педагогического процессаэто основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса

Слайд 17Принципы педагогического процесса
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
Принцип демократизации образования.
Принцип природосообразности.
Принцип

наглядности.
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).
Принцип доступности и посильности

обучения и воспитания личности.
Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.
Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.
Принцип систематичности и последовательности.
Принципы  педагогического процессаПринцип гуманистической направленности педагогического процесса.Принцип демократизации образования.Принцип природосообразности.Принцип наглядности.Принцип наглядности.Принцип сознательности и активности обучающихся

Слайд 18Принципы педагогического процесса
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из

ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества

и личности.
Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы.
Правила реализации данного принципа включают:
полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха;
создание условий для воспитания самостоятельности.
Принципы  педагогического процессаПринцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания

Слайд 19Принципы педагогического процесса
Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам

педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования.


Для этого необходимо осуществлять следующие правила:
создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.
Принципы  педагогического процессаПринцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития,

Слайд 20Принципы педагогического процесса
Принцип природосообразности заключается в выборе пути естественного развития

ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его

природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок.
Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие.
При этом выделяются следующие правила:
поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.
Принципы  педагогического процессаПринцип природосообразности заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным

Слайд 21Принципы педагогического процесса
Принцип наглядности - один из самых известных и

понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о

котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Перечислим основные правила, реализации принципа наглядности:
применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить;
не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.
Принципы  педагогического процессаПринцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса.

Слайд 22Принципы педагогического процесса
Принцип связи теории с практикой подразумевает применение изученных

теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических

задач и т.д.
Основные правила реализации принципа связи теории с практикой считаются:
обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты;
применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем);
опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний;
обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность;
приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.
Принципы  педагогического процессаПринцип связи теории с практикой подразумевает применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений

Слайд 23Литература
Педагогика: учеб. пос. / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
Коджаспирова

Г.М. Педагогика: учебник. М., 2004.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб.

пос. М., 1999.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие. М., 2001.
Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. М., 2006.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пос. М., 2007.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. В 2 кн. М., 2001.
ЛитератураПедагогика: учеб. пос. / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., 2004.Сластенин В.А. и

Слайд 24Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика