Слайд 1Основы построения бюджетной системы РФ
Слайд 2Вопросы
1. Бюджетное устройство и бюджетная система
2. Принципы построения бюджетной системы
РФ, их характеристика
3. Финансово-бюджетный федерализм
4. Межбюджетные отношения
5. Бюджетное право
Слайд 3БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО -
организация
бюджетной системы и взаимосвязей
между ее отдельными
звеньями
Слайд 8Бюджетная система -
это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны
Слайд 102 Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика
Слайд 11Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
означает единство бюджетного законодательства
РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной
документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений
Слайд 12Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между
бюджетами
означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Слайд 13Принцип самостоятельности бюджетов
означает право и обязанность органов государственной власти
и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов
и эффективность использования бюджетных средств;
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
Слайд 14в соответствии с БК самостоятельно определять формы и направления расходования
средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за
счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
Слайд 15недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и
источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а
также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
Слайд 16недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами
государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ
и законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Слайд 17Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
означает определение бюджетных
полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.
Слайд 18Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
означает,
что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в
обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах
Слайд 19Принцип сбалансированности бюджета
означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его
дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Слайд 20Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств
означает, что при
составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных
им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Слайд 21Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
означает, что расходы бюджета
не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками
финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете
Слайд 22Принцип прозрачности (открытости) ОЗНАЧАЕТ
обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах;
обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Слайд 23Принцип достоверности бюджета
означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей
территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Слайд 24Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
означает, что бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных
средств с указанием цели их использования.
Слайд 25Принцип подведомственности расходов бюджетов
означает, что получатели бюджетных средств вправе
получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств
Слайд 26Принцип единства кассы
означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление
всех кассовых выплат с единого счета бюджета
Слайд 273. Финансово-бюджетный федерализм
Слайд 28Конституцией РФ закреплено федеративное устройство государства, которое основано:
государственной целостности
единстве системы
государственной власти;
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти субъектов РФ
Слайд 29Финансово-бюджетный федерализм -
это разделение полномочий между центральными органами власти, властями
субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в
частности, в бюджетной сфере.
Слайд 30Принципы финансово-бюджетного федерализма
1) законодательное разграничение полномочий по расходам между
органами власти всех уровней управления;
2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми
финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
Слайд 314) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных
и всем понятных методов регулирования бюджетов;
5) самостоятельность и равноправие каждого
бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса.
Слайд 32БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ-
устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из
уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах
закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Слайд 33Финансово-бюджетный федерализм -
это разделение полномочий между центральными органами власти, властями
субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в
частности, в бюджетной сфере.
Слайд 34ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ-
принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями
в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.
Слайд 36Межбюджетные отношения —
это отношения между органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Слайд 37Принципы межбюджетных отношений
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы РФ;
разграничения (закрепления на постоянной основе) регулирующих доходов по
уровням бюджетной системы РФ;
равенства бюджетных прав субъектов РФ МО;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, МО;
равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Слайд 38Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%)
Слайд 39Собственные доходы бюджетов —
виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью
или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Слайд 40Регулирующие доходы бюджетов
это федеральные и региональные налоги и иные
платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты
субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Слайд 41Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция —
это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Слайд 43Бюджетное право -
это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны
и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех
бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Слайд 44Система источников (форм) правового регулирования
бюджетных отношений
(иерархически выстроенная по убыванию
их юридической силы)
Конституция Российской Федерации.
Общепризнанные принципы международного права и нормы
международных договоров Российской Федерации.
Решения Конституционного Суда РФ.
Внутренние договоры Российской Федерации.
Бюджетное законодательство:
а) федеральное бюджетное законодательство:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;
б) региональное бюджетное законодательство – законы субъектов Российской Федерации, в том числе - о бюджете;
в) муниципальные правовые акты, в том числе - о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.
Слайд 456.Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:
а) акты органов общей
компетенции:
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам,
связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления;
б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.
Слайд 46Нормативные акты, регулирующие ответственность за нарушение
бюджетного законодательства:
Бюджетный кодекс
Уголовный
кодекс
Кодекс РФ об административных правонарушениях