Слайд 1Основы рыночной экономики. Товар и рынок
Лекция 3
Слайд 2План
Экономическая теория товара.
Экономические агенты и виды благ.
Сущность рынка: понятие, функции,
преимущества и недостатки.
Классификация рынка.
Слайд 31. Экономическая теория товара
Продукт – товар или услуга, получаемые в
обмен на что-либо.
Свойства продукта:
потребительная стоимость,
меновая стоимость
Потребительная стоимость продукта – полезность
вещи, ее способность удовлетворять потребность человека
Меновая стоимость – способность продукта обмениваться на другой продукт в определенном количественном соотношении
Слайд 41. Экономическая теория товара
Товарное производство – форма организации экономики,
основанная
на общественном разделении труда,
предполагающая специализацию производителей на производстве какого-либо
товара или услуги
Стоимость товара включает затраты труда на его производство
Цена – денежное выражение стоимости товара и услуги
Слайд 51. Экономическая теория товара
Товар – это продукт труда, производимый для
обмена
Свойства товара:
потребительная стоимость,
меновая стоимость
Теория К. Маркса:
наличие у товара двух свойств
обусловлено двойственным характером труда
Труд, создающий товар, имеет две стороны
Слайд 61. Экономическая теория товара
Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый
в определенной форме и качественно отличающийся от других видов труда
(создает потребительную стоимость)
Абстрактный труд – это труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы (создает меновую стоимость)
Слайд 71. Экономическая теория товара
Почему происходит обмен разнообразных товаров, кажущихся несопоставимыми?
Что
лежит в основе обмена?
Экономические школы:
марксистская теория,
маржиналистская школа,
неоклассическая школа
Слайд 81. Экономическая теория товара
Марксистская теория – теория трудовой стоимости
Общим во
всех товарах является овеществленный в них труд
Товары представляют собой различные
потребительные стоимости,
однако они могут приравниваться друг к другу в соответствии с тем количеством труда, которое затрачивается на их производство и которое образует стоимость товаров
Слайд 91. Экономическая теория товара
Маржиналистская школа – теория предельной полезности
Стоимость товара
определяется предельной полезностью товаров и их редкостью
Степень полезности благ для
различных потребителей неодинакова
Она зависит от количества блага, которым располагает потребитель
Полезность, прибавляемая каждой очередной порцией товара – предельная полезность
Слайд 101. Экономическая теория товара
Потребность в новых единицах данного блага с
увеличением их числа убывает
Когда получено определенное количество блага, дальнейшее его
приложение будет безразлично, или даже может вызвать отвращение
Виды ценности:
субъективная ценность – это ценность материальных благ для данного субъекта
объективная ценность – рыночная цена товара
Слайд 111. Экономическая теория товара
Неоклассическая школа – компромиссная теория цены
А. Маршалл:
акцент с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия
спроса и предложения, которые определяют процессы, протекающие на рынке
Слайд 121. Экономическая теория товара
Компромиссная теория цены:
цена как результат взаимодействия двух
факторов – предельной полезности и издержек производства
Рыночная цена устанавливается покупателями
и продавцами в результате спроса и предложения
Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется полезностью товара
Слайд 132. Экономические агенты и виды благ
Цель агента:
максимизация результатов при данных
затратах или
минимизация затрат при данном результате
Благо – это средство, удовлетворяющее
потребность
Виды благ:
неэкономические (в неограниченном количестве, например, воздух),
экономические (в ограниченном количестве, например, товары и услуги)
Слайд 142. Экономические агенты и виды благ
Виды экономических благ:
материальные и нематериальные,
одноразовые
и долговременные,
взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (комплементарные товары),
прямые (потребительские) и косвенные
(производственные)
Слайд 152. Экономические агенты и виды благ
Материальные блага:
естественные дары природы (земля,
воздух, климат),
продукты производства (продукты питания, здания, машины)
Нематериальные блага:
внешние (блага внешнего
мира для удовлетворения потребностей – репутация, связи),
внутренние (блага, данные человеку природой, - голос, слух, способности)
Слайд 162. Экономические агенты и виды благ
Экономические блага – это средства
связи между экономическими агентами
Экономический агент – субъект экономических отношений, участвующий
в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ
Модель экономического оборота
Слайд 173. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Рынок – это
способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых
сигналов
Важное условие рынка – свободный обмен ресурсами (формирование свободных цен, эффективные направления их деятельности)
Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом
Слайд 183. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Координацию всех независимо
принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, который функционирует через цены
Механизм
формирования цен – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса
Количество – спрос – цена – предложение - равновесие
Слайд 193. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Другой элемент рыночного
механизма – конкуренция (соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие
условия производства, купли и продажи товаров)
Рынок и конкуренция взаимосвязаны
Конкуренция заставляет создавать новые продукты и способы производства, поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста
Слайд 203. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Функции рынка:
распределяющая (распределение
основных факторов производства - ограниченные ресурсы в отрасли повышенного спроса,
и, следовательно, повышение цен, оживление производства и перелив труда и капитала);
стимулирующая (стимулирование снижения издержек производства, развитие НТП, совершенствование технологий, использование достижений НТП, экономия ресурсов и, следовательно, уменьшение затрат на производство и увеличению прибыли);
Слайд 213. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
дифференцирующая (дифференциация доходов
субъектов рынка, товаропроизводители с низкими издержками – увеличение доходов и
выигрыш в конкурентной борьбе)
Слайд 223. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Преимущества рынка:
1. рыночный
механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителю
товаров и услуг;
происходит стихийное приспособление производства к объему и структуре общественных потребностей,
рыночная экономика, как правило, не знает таких явлений, как дефицит, очереди, традиционных для командно-административной системы
Слайд 233. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
2. Рынок может
функционировать при наличии весьма ограниченной информации (достаточно данных о цене
и издержках производства);
3. Рынок обладает гибкостью, высокой адаптивностью к изменяющимся условиям;
4. Эффективное функционирование рынка подразумевает экономическую свободу, свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов, свободу выбора потребителя, свободу ценообразования)
Слайд 243. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
5. рынок как
саморегулирующаяся система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям: миллионы
товаров и услуг производятся миллионами людей без централизованного руководства и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения;
рыночный механизм – это наиболее эффективная форма организации общественного производства, прошел длительный эволюционный путь развития
Слайд 253. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Недостатки рынка:
1. нестабильность
(периодически спад деловой активности, инфляция и безработица);
2. процессы, ослабляющие конкуренцию
(тайные сговоры производителей, давление на государственные органы, развитие крупномасштабного производства и монополизация рынка);
Слайд 263. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
3. проблема внешних
эффектов (экстерналий) – это издержки или выгоды, выпадающие на долю
лиц, не связанных непосредственно с производством или потреблением данного блага:
отрицательные экстерналии возникают, если производство и потребление какого-либо блага приводит к некомпенсируемым издержкам у третьей стороны,
положительные экстерналии возникают, когда производство и потребление какого-либо блага приводит к некомпенсируемым выгодам у третьей стороны,
Слайд 273. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
эти эффекты не
находят на рынке адекватной денежной оценки, т.к. они направлены на
третьих лиц и никак не отражаются на цене данного товара;
в случае внешних эффектов рыночный механизм не обеспечивает эффективного распределения ресурсов
Слайд 283. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
4. ряд товаров
не может быть произведен посредством рыночной системы (общественные блага),
общественное благо
– это благо, обладающее двумя свойствами – неисключаемости потребления и неделимости),
трудно отделить тех, кто платит за благо, от тех, кто за него не платит – отсутствуют стимулы для частного бизнеса производить данные блага,
Слайд 293. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Обычные товары подчиняются
принципу исключения – они поступают в пользование тому, кто заплатил
за них определенную цену
Общественным благом могут пользоваться люди, которые не участвовали в его оплате
Слайд 303. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
5. рынок не
решает социальные проблемы (нет гарантий права на труд и доход,
значительное имущественное расслоение, нет поддержки социально не защищенных слоев населения – активная социальная политика государства),
6. рынок не обеспечивает фундаментальных научных исследований (частному производителю невыгодно производить то, что не приносит быстрой отдачи)
Слайд 314. Классификация рынка
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
рынок потребительских
товаров и услуг,
рынок товаров производственного назначения,
рынок сырья,
рынок
труда и т.д.
По географическому положению:
местный рынок,
национальный рынок,
мировой рынок
Слайд 324. Классификация рынка
По степени монополизации рынка:
монополистический рынок,
олигополистический рынок,
монопсонистический рынок,
свободный рынок,
смешанный рынок
По отраслевой принадлежности: автомобильный, компьютерный,
нефтяной и т.д.
По характеру продаж:
оптовый рынок,
розничный рынок
Слайд 334. Классификация рынка
Объекты рынка:
товары,
услуги,
факторы производства,
ценные бумаги
и т.д.
Слайд 344. Классификация рынка
Субъекты рыночного хозяйства:
домашние хозяйства – основная структурная единица,
функционирующая в потребительской сфере экономики и состоящая из одного или
нескольких лиц, цель – удовлетворение личных потребностей;
фирма – экономическая единица, функционирующая с целью получения прибыли;
правительство – правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей
Слайд 354. Классификация рынка
Цель индивидов – максимальное удовлетворение потребностей при данных
издержках,
Цель государства – наивысший рост общественного благосостояния при определенном
бюджете
Инфраструктура рынка - совокупность отраслей экономики, создающих условия её функционирования
Различают производственную (транспорт, связь, энергоснабжение и т.п.) и социальную инфраструктуру (сервис, образование, здравоохранение и т. д.)