Разделы презентаций


Основы рыночной экономики. Товар и рынок

Содержание

ПланЭкономическая теория товара.Экономические агенты и виды благ.Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки.Классификация рынка.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы рыночной экономики. Товар и рынок
Лекция 3

Основы рыночной экономики. Товар и рынокЛекция 3

Слайд 2План
Экономическая теория товара.
Экономические агенты и виды благ.
Сущность рынка: понятие, функции,

преимущества и недостатки.
Классификация рынка.

ПланЭкономическая теория товара.Экономические агенты и виды благ.Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки.Классификация рынка.

Слайд 31. Экономическая теория товара
Продукт – товар или услуга, получаемые в

обмен на что-либо.
Свойства продукта:
потребительная стоимость,
меновая стоимость
Потребительная стоимость продукта – полезность

вещи, ее способность удовлетворять потребность человека
Меновая стоимость – способность продукта обмениваться на другой продукт в определенном количественном соотношении
1. Экономическая теория товараПродукт – товар или услуга, получаемые в обмен на что-либо.Свойства продукта:потребительная стоимость,меновая стоимостьПотребительная стоимость

Слайд 41. Экономическая теория товара
Товарное производство – форма организации экономики,
основанная

на общественном разделении труда,
предполагающая специализацию производителей на производстве какого-либо

товара или услуги
Стоимость товара включает затраты труда на его производство
Цена – денежное выражение стоимости товара и услуги
1. Экономическая теория товараТоварное производство – форма организации экономики, основанная на общественном разделении труда, предполагающая специализацию производителей

Слайд 51. Экономическая теория товара
Товар – это продукт труда, производимый для

обмена
Свойства товара:
потребительная стоимость,
меновая стоимость
Теория К. Маркса:
наличие у товара двух свойств

обусловлено двойственным характером труда
Труд, создающий товар, имеет две стороны
1. Экономическая теория товараТовар – это продукт труда, производимый для обменаСвойства товара:потребительная стоимость,меновая стоимостьТеория К. Маркса:наличие у

Слайд 61. Экономическая теория товара
Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый

в определенной форме и качественно отличающийся от других видов труда

(создает потребительную стоимость)
Абстрактный труд – это труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы (создает меновую стоимость)
1. Экономическая теория товараКонкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от

Слайд 71. Экономическая теория товара
Почему происходит обмен разнообразных товаров, кажущихся несопоставимыми?
Что

лежит в основе обмена?
Экономические школы:
марксистская теория,
маржиналистская школа,
неоклассическая школа

1. Экономическая теория товараПочему происходит обмен разнообразных товаров, кажущихся несопоставимыми?Что лежит в основе обмена?Экономические школы:марксистская теория,маржиналистская школа,неоклассическая

Слайд 81. Экономическая теория товара
Марксистская теория – теория трудовой стоимости
Общим во

всех товарах является овеществленный в них труд
Товары представляют собой различные

потребительные стоимости,
однако они могут приравниваться друг к другу в соответствии с тем количеством труда, которое затрачивается на их производство и которое образует стоимость товаров

1. Экономическая теория товараМарксистская теория – теория трудовой стоимостиОбщим во всех товарах является овеществленный в них трудТовары

Слайд 91. Экономическая теория товара
Маржиналистская школа – теория предельной полезности
Стоимость товара

определяется предельной полезностью товаров и их редкостью
Степень полезности благ для

различных потребителей неодинакова
Она зависит от количества блага, которым располагает потребитель
Полезность, прибавляемая каждой очередной порцией товара – предельная полезность
1. Экономическая теория товараМаржиналистская школа – теория предельной полезностиСтоимость товара определяется предельной полезностью товаров и их редкостьюСтепень

Слайд 101. Экономическая теория товара
Потребность в новых единицах данного блага с

увеличением их числа убывает
Когда получено определенное количество блага, дальнейшее его

приложение будет безразлично, или даже может вызвать отвращение
Виды ценности:
субъективная ценность – это ценность материальных благ для данного субъекта
объективная ценность – рыночная цена товара
1. Экономическая теория товараПотребность в новых единицах данного блага с увеличением их числа убываетКогда получено определенное количество

Слайд 111. Экономическая теория товара
Неоклассическая школа – компромиссная теория цены
А. Маршалл:

акцент с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия

спроса и предложения, которые определяют процессы, протекающие на рынке

1. Экономическая теория товараНеоклассическая школа – компромиссная теория ценыА. Маршалл: акцент с теоретических споров вокруг стоимости на

Слайд 121. Экономическая теория товара
Компромиссная теория цены:
цена как результат взаимодействия двух

факторов – предельной полезности и издержек производства
Рыночная цена устанавливается покупателями

и продавцами в результате спроса и предложения
Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется полезностью товара

1. Экономическая теория товараКомпромиссная теория цены:цена как результат взаимодействия двух факторов – предельной полезности и издержек производстваРыночная

Слайд 132. Экономические агенты и виды благ
Цель агента:
максимизация результатов при данных

затратах или
минимизация затрат при данном результате
Благо – это средство, удовлетворяющее

потребность
Виды благ:
неэкономические (в неограниченном количестве, например, воздух),
экономические (в ограниченном количестве, например, товары и услуги)
2. Экономические агенты и виды благЦель агента:максимизация результатов при данных затратах илиминимизация затрат при данном результатеБлаго –

Слайд 142. Экономические агенты и виды благ
Виды экономических благ:
материальные и нематериальные,
одноразовые

и долговременные,
взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (комплементарные товары),
прямые (потребительские) и косвенные

(производственные)

2. Экономические агенты и виды благВиды экономических благ:материальные и нематериальные,одноразовые и долговременные,взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (комплементарные товары),прямые

Слайд 152. Экономические агенты и виды благ
Материальные блага:
естественные дары природы (земля,

воздух, климат),
продукты производства (продукты питания, здания, машины)
Нематериальные блага:
внешние (блага внешнего

мира для удовлетворения потребностей – репутация, связи),
внутренние (блага, данные человеку природой, - голос, слух, способности)

2. Экономические агенты и виды благМатериальные блага:естественные дары природы (земля, воздух, климат),продукты производства (продукты питания, здания, машины)Нематериальные

Слайд 162. Экономические агенты и виды благ
Экономические блага – это средства

связи между экономическими агентами
Экономический агент – субъект экономических отношений, участвующий

в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ
Модель экономического оборота
2. Экономические агенты и виды благЭкономические блага – это средства связи между экономическими агентамиЭкономический агент – субъект

Слайд 173. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Рынок – это

способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых

сигналов
Важное условие рынка – свободный обмен ресурсами (формирование свободных цен, эффективные направления их деятельности)
Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом

3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиРынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на

Слайд 183. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Координацию всех независимо

принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, который функционирует через цены
Механизм

формирования цен – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса
Количество – спрос – цена – предложение - равновесие
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиКоординацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, который функционирует

Слайд 193. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Другой элемент рыночного

механизма – конкуренция (соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие

условия производства, купли и продажи товаров)
Рынок и конкуренция взаимосвязаны
Конкуренция заставляет создавать новые продукты и способы производства, поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиДругой элемент рыночного механизма – конкуренция (соперничество между участниками рыночного

Слайд 203. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Функции рынка:
распределяющая (распределение

основных факторов производства - ограниченные ресурсы в отрасли повышенного спроса,

и, следовательно, повышение цен, оживление производства и перелив труда и капитала);
стимулирующая (стимулирование снижения издержек производства, развитие НТП, совершенствование технологий, использование достижений НТП, экономия ресурсов и, следовательно, уменьшение затрат на производство и увеличению прибыли);
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиФункции рынка:распределяющая (распределение основных факторов производства - ограниченные ресурсы в

Слайд 213. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
дифференцирующая (дифференциация доходов

субъектов рынка, товаропроизводители с низкими издержками – увеличение доходов и

выигрыш в конкурентной борьбе)
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткидифференцирующая (дифференциация доходов субъектов рынка, товаропроизводители с низкими издержками –

Слайд 223. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Преимущества рынка:
1. рыночный

механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителю

товаров и услуг;
происходит стихийное приспособление производства к объему и структуре общественных потребностей,
рыночная экономика, как правило, не знает таких явлений, как дефицит, очереди, традиционных для командно-административной системы
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиПреимущества рынка:1. рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему

Слайд 233. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
2. Рынок может

функционировать при наличии весьма ограниченной информации (достаточно данных о цене

и издержках производства);
3. Рынок обладает гибкостью, высокой адаптивностью к изменяющимся условиям;
4. Эффективное функционирование рынка подразумевает экономическую свободу, свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов, свободу выбора потребителя, свободу ценообразования)

3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки2. Рынок может функционировать при наличии весьма ограниченной информации (достаточно

Слайд 243. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
5. рынок как

саморегулирующаяся система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям: миллионы

товаров и услуг производятся миллионами людей без централизованного руководства и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения;
рыночный механизм – это наиболее эффективная форма организации общественного производства, прошел длительный эволюционный путь развития

3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки5. рынок как саморегулирующаяся система обладает внутренним порядком и подчиняется

Слайд 253. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Недостатки рынка:
1. нестабильность

(периодически спад деловой активности, инфляция и безработица);
2. процессы, ослабляющие конкуренцию

(тайные сговоры производителей, давление на государственные органы, развитие крупномасштабного производства и монополизация рынка);
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиНедостатки рынка:1. нестабильность (периодически спад деловой активности, инфляция и безработица);2.

Слайд 263. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
3. проблема внешних

эффектов (экстерналий) – это издержки или выгоды, выпадающие на долю

лиц, не связанных непосредственно с производством или потреблением данного блага:
отрицательные экстерналии возникают, если производство и потребление какого-либо блага приводит к некомпенсируемым издержкам у третьей стороны,
положительные экстерналии возникают, когда производство и потребление какого-либо блага приводит к некомпенсируемым выгодам у третьей стороны,
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки3. проблема внешних эффектов (экстерналий) – это издержки или выгоды,

Слайд 273. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
эти эффекты не

находят на рынке адекватной денежной оценки, т.к. они направлены на

третьих лиц и никак не отражаются на цене данного товара;
в случае внешних эффектов рыночный механизм не обеспечивает эффективного распределения ресурсов

3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиэти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, т.к.

Слайд 283. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
4. ряд товаров

не может быть произведен посредством рыночной системы (общественные блага),
общественное благо

– это благо, обладающее двумя свойствами – неисключаемости потребления и неделимости),
трудно отделить тех, кто платит за благо, от тех, кто за него не платит – отсутствуют стимулы для частного бизнеса производить данные блага,
3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки4. ряд товаров не может быть произведен посредством рыночной системы

Слайд 293. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
Обычные товары подчиняются

принципу исключения – они поступают в пользование тому, кто заплатил

за них определенную цену
Общественным благом могут пользоваться люди, которые не участвовали в его оплате



3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостаткиОбычные товары подчиняются принципу исключения – они поступают в пользование

Слайд 303. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки
5. рынок не

решает социальные проблемы (нет гарантий права на труд и доход,

значительное имущественное расслоение, нет поддержки социально не защищенных слоев населения – активная социальная политика государства),
6. рынок не обеспечивает фундаментальных научных исследований (частному производителю невыгодно производить то, что не приносит быстрой отдачи)

3. Сущность рынка: понятие, функции, преимущества и недостатки5. рынок не решает социальные проблемы (нет гарантий права на

Слайд 314. Классификация рынка
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
рынок потребительских

товаров и услуг,
рынок товаров производственного назначения,
рынок сырья,
рынок

труда и т.д.
По географическому положению:
местный рынок,
национальный рынок,
мировой рынок

4. Классификация рынкаПо экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров производственного назначения,

Слайд 324. Классификация рынка
По степени монополизации рынка:
монополистический рынок,
олигополистический рынок,


монопсонистический рынок,
свободный рынок,
смешанный рынок
По отраслевой принадлежности: автомобильный, компьютерный,

нефтяной и т.д.
По характеру продаж:
оптовый рынок,
розничный рынок

4. Классификация рынкаПо степени монополизации рынка: монополистический рынок, олигополистический рынок, монопсонистический рынок, свободный рынок, смешанный рынокПо отраслевой

Слайд 334. Классификация рынка
Объекты рынка:
товары,
услуги,
факторы производства,
ценные бумаги

и т.д.

4. Классификация рынкаОбъекты рынка: товары, услуги, факторы производства, ценные бумаги и т.д.

Слайд 344. Классификация рынка
Субъекты рыночного хозяйства:
домашние хозяйства – основная структурная единица,

функционирующая в потребительской сфере экономики и состоящая из одного или

нескольких лиц, цель – удовлетворение личных потребностей;
фирма – экономическая единица, функционирующая с целью получения прибыли;
правительство – правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей

4. Классификация рынкаСубъекты рыночного хозяйства:домашние хозяйства – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики и состоящая

Слайд 354. Классификация рынка
Цель индивидов – максимальное удовлетворение потребностей при данных

издержках,
Цель государства – наивысший рост общественного благосостояния при определенном

бюджете
Инфраструктура рынка - совокупность отраслей экономики, создающих условия её функционирования
Различают производственную (транспорт, связь, энергоснабжение и т.п.) и социальную инфраструктуру (сервис, образование, здравоохранение и т. д.)
4. Классификация рынкаЦель индивидов – максимальное удовлетворение потребностей при данных издержках, Цель государства – наивысший рост общественного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика