Слайд 1Основы социальной работы с неблагополучными семьями
Слайд 2Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с
какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется
и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни
Слайд 3Цель исследования: проанализировать социально – педагогическую работу с неблагополучными семьями.
Объект: неблагополучная семья
как социальный институт воспитания.
Предмет: деятельность социального педагога с неблагополучными семьями в
общеобразовательном учреждении.
Слайд 4Задачи исследования:
Задачи исследования:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую литературу по проблеме
исследования;
2.Изучить социально-педагогическую характеристику неблагополучной семьи;
3.Привести классификацию неблагополучных семей;
4.Определить общие концепции
работы социального педагога с неблагополучной семьей;
5.Провести анализ работы социального педагога школы с неблагополучными семьями;
6. Изучить профилактическую и коррекционную работу социального педагога школы с неблагополучными семьями.
Слайд 5Алгоритм работы социального работника с неблагополучной семьей:
Алгоритм работы социального
работника с неблагополучной семьей:
1 этап: изучение семьи и осознание
существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: составле6ние карты семьи
Слайд 6ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
На
базе МОУ СОШ №17 г. Тобольска нами было проведено исследование
с целью изучения специфики работы социального педагога с неблагополучными семьями. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, семьи с алкогольной зависимостью, т.е. социально неблагополучные семьи являются непосредственными объектами социального педагога школы.
Слайд 7В работе были использованы следующие методы исследования: беседа с детьми
из неблагополучных семей (см. приложение), анализ документации, беседа с социальным
педагогом школы.
Целью беседы с учащимися было выяснить взаимоотношение в семье.
Нами было опрошено 7 человек, в ходе анализа беседы мы выявили следующее.
Слайд 8На вопрос, ходите ли Вы с родителями на прогулки или
в театр, дети отвечали отрицательно.
Так же мы установили, что родители
практически не помогают детям в выполнении домашнего задания.
На вопрос, запрещают ли родители гулять Вам до позднего вечера, практически все ответили положительно
Слайд 9Мы установили, что социальным педагогом в школе проводятся мероприятия и
различные беседы с детьми и их родителями на тему успеваемости
и взаимоотношений в семье и классе. Так же проводится индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей.
Слайд 10Мы выявили, что в школе работа с неблагополучными семьями является
спланированной. В плане работы социального работника на год отражена деятельность
с неблагополучными семьями.
Слайд 11Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы
как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные
вопросы, на которые мы ориентируем родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
Слайд 12Таким образом, проведенное исследование показало, что среди учащихся есть дети
из неблагополучных семей, родители которым не уделяют нужного внимания. Поэтому
необходима работа социального педагога в школе с неблагополучными семьями. Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод о том, что такая работа проводится социальным педагогом с учениками и их родителями
Слайд 13Неблагополучная семья - это семья, в которой условия проживания детей
далеки от нормальных, которая утратила всякую веру и желания в
самоисцеление и продолжает деградировать.
Слайд 14. Ввиду того, что данное направление деятельности социального работника является
необходимым, мы предлагаем в рамках школы проводить следующие мероприятия:
Проводить информационно-профилактическую
работу;
Организовывать походы в кинотеатр, театр;
Организовать экскурсии по кружкам, секциям города;
Создание в школе микрогрупп специалистов, занимающихся привлечением родителей к работе с неблагополучными семьями;
Оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
Вовлечение родителей во внеурочную деятельность
Слайд 15Основным направлением работы социального работника с неблагополучной семьей является комплексный
подход, т.к. помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает
проблемы, а ведёт к ее сдвигу в другую сторону