Слайд 1Особенности функциональной специализации полушарий у детей с ОНР
Шереметьева Е.В.
Слайд 2План
Мозговая организация речевой функции.
Методы исследования функционального состояния полушарий.
Нейрофизиологические
механизмы, обуславливающие недоразвитие речи у детей.
Слайд 3Литература
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005. – С. 105
– 107.
Голод В.И. Особенности функциональной асиметрии мозга в речевых процессах
у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. 1983. № 5.
Лурия А.Р. Некоторые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 1956.
Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. – М., 2001.
Слайд 4Морфофизиологическая основа речи
совместная работа ряда зон коры головного мозга: заднелобных,
нижнетеменных, височных, задневисочных – нижнетеменных – переднезатылочных
Слайд 5Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности
Совместная работа анализаторных систем этих
областей мозга (двигательно-кинестетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов)
Слайд 6Функциональная ассиметрия мозга
первоначально рассматривалась как противопоставление вербального и невербального компонентов
психической деятельности, как функциональная возможность левого и правого полушарий опосредовать
речевые и неречевые функции
Слайд 7Поражение левой височной области у правшей
Нарушается фонематический слух
Экспрессивная речь
Слухоречевая память
Слайд 8Поражение правой височной области
трудности восприятия сложных ритмических сочетаний звуков и
звуковысотных отношений
наблюдается слуховая агнозия в виде трудностей узнавания знакомых
средовых шумов и мелодий
Слайд 10Метод дихотического прослушивания
на оба уха одновременно предъявляется набор различных слов,
которые по инструкции следует затем воспроизвести. В связи с перекрестом
слуховых путей информация, поступающая в правое ухо, воспринимается левым полушарием, в левое ухо — соответственно правым. При последующем воспроизведении слов испытуемым экспериментатор оценивает количественное преобладание стимулов, предъявлявшихся на то или другое ухо, что свидетельствует о ведущей роли (доминантности) противоположного данному уху полушария в переработке информации
Слайд 11Показатель функционального состояния полушарий
Продуктивность воспроизведения полученной информации
Слайд 12Нарушения речевого развития
отмечается двустороннее снижение продуктивности воспроизведения стимулов
Локальные поражения
Высокая степень снижения функциональных
возможностей обоих полушарий
Степень снижения функциональных возможностей правого полушария в 2 раза выше
Снижение функциональных возможностей пораженного полушария
процессы реализуются при относительно сохранных функциональных возможностях сохранного полушария
Слайд 14При снижении функциональных возможностей обоих полушарий специфика левополушарной доминантности при
ОНР определяется более значительным снижением функциональных возможностей неведущего по речи
— правого полушария
Слайд 15правое полушарие, когда оно становится ведущим по речи вследствие дисфункции
левого, не в состоянии обеспечить такого же протекания речевых процессов,
как при сохранности ведущего по речи левого полушария
Слайд 16все сложные формы деятельности — включая интеллектуальную — осуществляются только
при совместной работе полушарий. Связи между полушариями постепенно созревают в
процессе индивидуального развития
Слайд 17Нарушения структуры мозолистого тела
Вызывают изменения интегративной деятельности мозга
проявления: бимануальная дискоординация,
нарушения тонкой моторики, которые приводят к нарушениям праксиса; замедление речевого
развития и/или трудности в овладении чтением, поскольку для нормального формирования как речи, так и чтения, необходима скоординированная работа обоих полушарий
Слайд 18У детей с речевым недоразвитием выявлены
негрубые изменения структуры мозолистого тела
либо его недоразвитие и даже агенезию (т.е. неразвитие основных межполушарных
связей)
Слайд 19Вывод
При аномалии речевого развития имеет место нарушение функционального взаимодействия полушарий,
в основе которого лежит функциональная недостаточность левого полушария. Специфика этого
нарушения, однако, определяется уровнем функциональных возможностей правого полушария. Особенности речевой деятельности в детском возрасте обуславливают большую, чем у взрослых, опору на системы правого полушария в процессе речевой деятельности