Слайд 1Особенности личности детей с интеллектуальной недостаточностью
Лекция 11.11.2014
Слайд 2Понятие личность
Личностью не рождаются, личностью становятся.
Личность - особое качество человека,
которое формируется постепенно под влиянием общественных отношений, социальной среды и
деятельности.
Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью подчиняется тем же законам развития, что и развитие личности нормально развивающегося ребенка.
Слайд 3
своеобразные условия развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Инертность нервных процессов.
Недоразвитие
ВПФ.
Слабость побуждений и интересов, недостаточно развитая любознательность и потребность в
осуществлении новых видов деятельности.
Повышенная расторможенность влечений.
Непропорциональное развитие потребностей.
Слайд 4Эмоции и чувства
Эмоции – особый класс психических процессов и
состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме
непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций.
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Чувства – высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
Слайд 5особенности эмоциональной сферы ребенка С интеллектуальной недостаточностью
Неспособность дифференцировать эмоции и
чувств.
Склонность к проявлении полярных эмоций.
Неустойчивость эмоциональных проявлений, резкие смены настроения.
Неадекватность
или непропорциональность эмоций и чувств оказываемым воздействиям.
Большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения.
Слайд 6особенности эмоциональной сферы ребенка С интеллектуальной недостаточностью
Слабость интеллектуальной регуляции и
контроля в проявлении эмоций (аффект преобладает над интеллектом).
Трудности в формировании
высших духовных чувств.
Различия обусловлены нарушениями нейродинамики (преобладает либо возбуждение, либо торможение).
Болезненные проявления чувств.
Слайд 7Особенности эмоциональных проявлений у разный форм интеллектуальной недостаточности
Слайд 8Настроение
Настроение – более или менее устойчивое, продолжительное эмоциональное состояние человека,
окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
У многих
детей с ИН наблюдаются следующие расстройства настроения:
Дисфория
Эйфория
Апатия
Слайд 9воля и волевое поведение
Воля – способность человека действовать в направлении
сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Все психические функции,
процессы и качества, с которыми связана воля, имеют ряд нарушений, что обусловлено нарушениями нейродинамики, взаимодействия первой и второй сигнальных систем, взаимосвязи коры и подкорки.
Слайд 10Специфика проявления воли
Неспособность к самостоятельному целеполаганию (особенно отдаленному).
Неумение планировать
и управлять своей деятельностью, преодолевать препятствия на пути к цели.
Слабая
мотивация, малоинициативность, либо наоборот безудержность, непреодолимость желаний. Слабость воли обнаруживается не всегда и не во всем.
Внушаемость, некритичное восприятие указаний.
Быстрая утомляемость и отвлекаемость в процессе выполнения деятельности, податливость внешним воздействиям
Слайд 11Специфика проявления самооценки и уровня притязаний
Динамика становления самооценки ребенка с
интеллектуальной недостаточностью, как и нормально развивающегося сверстника, подвижна и напрямую
зависит сначала от согласованности оценок деятельности и личности ребенка.
В целом оценка себя и других подвергается резким контрастам.
Неадекватность самооценки в сторону завышения (симптом Де-Греефа).
Слайд 12Исследование самооценки и уровня притязаний
Л.С. Выготский: «Синдром завышенной самооценки возникает как
результат общей незрелости личности и представляет собой «псевдокомпенсаторное образование в
ответ на низкие оценки со стороны ближайшего окружения».
Исследование Б. И. Пинского о влиянии оценочной ситуации на выполнение простого «двигательного» задания.
Исследование Л.В. Викуловой по выяснению формирования уровня притязаний у детей с интеллектуальной недостаточностью
Слайд 13Расстройство поведения
Нарушения поведения имеют 28,2% детей и подростков с легкой
степенью интеллектуальной недостаточности; 55,2% - с умеренной; 33,3% - с
глубокой.
Виды поведенческих расстройств:
Расстройство поведения, ограничивающиеся семьей.
Несоциализированное расстройство поведения.
Социализированное расстройство поведения.
Оппозиционно-вызывающе расстройство.
Слайд 14Типы расстройства личности у подростков с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
Аффективно-возбудимый
тип.
Астенический тип.
Неустойчивый тип.
Дисфорический тип.
Перверзный тип.
Частота нарушений поведения:
побеги, бродяжничество;
участие
в антисоциальных компаниях;
агрессия;
воровство, непослушание;
токсикомания, наркомания, алкоголизация;
сексуальные девиации.