Слайд 1Особенности маркетинговых исследований в государственном секторе
Слайд 2- Маркетинговые исследования определяются как систематизированный сбор, анализ и представление
данных, релевантных для той маркетинговой ситуации, в которой оказалась организация.
-
Такой инструмент существенно облегчает принятие решений, получение одобрения и подготовку отчета о результатах
Слайд 3Основные направления сбора информации
Типы поведения граждан и их профили:
например, департамент
транспорта будет использовать данные о транспортных происшествиях при выборе мероприятий,
нацеленных на сокращение числа увечий и смертей от автомобильных аварий,
управлению наркоконтроля нужна информация об основных каналах сбыта наркотиков для принятия эффективных мер против наркоторговцев.
Исходная вводимая информация о гражданах:
особенно полезна при разработке стратегического маркетинга-микс (4Р), она, например, может помочь не допустить разработку и запуск продуктов и программ, вряд ли способных затронуть граждан.
решить, какие стимулы и антистимулы будут наиболее убедительны (например, что может препятствовать уклонению от уплаты налогов),
Обратная связь от граждан:
ключевой элемент оценки программы и кампании и часто используется при измерении удовлетворенности программами и услугами, реакции на них и способов сделать лучше «в следующий раз».
Слайд 4Классификация исследований в зависимости от момента их проведения
1. Формирующее исследование -
используется для формирования стратегий и особенно полезно для понимания целевой
аудитории и разработки маркетинга-микс.
В сфере социального маркетинга формирующие исследования, чаще всего, посвящены выявлению препятствий и стимулов к изменению поведения
2. Предварительное испытание - проводится на следующем этапе процесса планирования - для проверки черновых вариантов стратегий и тактик до их практической реализации. Чаще всего оно используется для облегчения выбора из краткого списка возможных стратегий (например, какой из трех слоганов Министерства внутренних дел вероятнее всего найдет отклик у граждан).
3. Мониторинг и оценка - позволит сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями. Когда это исследование проводится в период осуществления кампании, оно обычно называется мониторингом и помогает произвести корректировки курса «на марше». После завершения проекта исследование может проводиться для измерения конечного результата затраченных усилий, в таком случае оно называется оценкой.
Слайд 5Классификация исследований по источнику информации
Информация обычно добывается одним из двух
способов.
В ходе кабинетного исследования рассматриваются уже существующие данные, которые были собраны
для других целей (вторичная информация).
Например, многие города заинтересованы в увеличении коммерческой переработки мусора. Руководитель программы города, коммунальные службы которого столкнулись с этой проблемой, может начать исследование с изучения внутренних данных о коммерческих клиентах и их текущих показателях переработки мусора, об использовании услуг города по осуществлению переработки, а также сведений о том, как эти клиенты варьируются по типу бизнеса. Далее может быть проведен поиск журнальных статей и отчетов об исследованиях других организаций для выявления препятствий, с которыми сталкиваются предприятия при утилизации отходов, и ознакомления с опытом других организаций, использовавших стратегии воспитания, предоставления новых услуг и предложения стимулов и антистимулов.
При полевом исследовании используются данные, впервые собираемые для конкретного исследовательского проекта (первичная информация).
Например, упоминавшийся выше руководитель, заинтересованный в повышении показателя переработки отходов, имеет различные варианты проведения первичного исследования для более глубокого понимания своих клиентов. Он может совершить поездку по городу вместе с руководителем службы уборки мусора и осмотреть места сбора отходов и типы используемых контейнеров, лично побеседовать с руководителями местных служб для выяснения проблем и путей их преодоления, заказать проведение анонимного опроса владельцев фирм и затем обсудить полученные идеи в фокус-группах для предварительной проверки конкретных стратегий.
Слайд 6Классификация исследований по методу их проведения
1. Наблюдение - первичные данные собираются в
ходе наблюдения за действиями целевых рынков.
2. Этнографическое исследование - в
этот метод часто включается как наблюдение, так и непосредственное интервьюирование участников исследования.
Основная его идея - для правильного понимания целевых рынков исследователь должен погрузиться в их естественную среду существования. Например, исследователь может провести несколько дней на ферме, наблюдая за деятельностью фермеров и пытаясь понять, что могло бы заставить их своевременно убирать и правильно хранить навоз, чтобы не допустить загрязнения водных источников.
3. Экспериментальное исследование - это один из самых строгих научных методов исследования. Его цель заключается в выявлении причинно-следственных связей, для чего отбираются сходные группы субъектов, на них оказываются различные воздействия; при этом экспериментатор сохраняет контроль за внешними переменными и впоследствии проверяет статистическую значимость расхождений в реакциях групп.
Слайд 74. Бихевиоральные данные - данные о фактическом поведении граждан собираются и
анализируются. Примером может служить случай, когда данные о налогоплательщиках используются
для оценки различий между теми, кто отправляет заполненные налоговые декларации по электронной почте, и теми, кто отправляет их по обычной почте, с целью стимулирования использования электронного варианта.
5. Исследование в фокус-группах - этот популярный метод предоставляет полезные сведения о мыслях и чувствах потребителей и даже рекомендации о возможных стратегиях и идеи для будущих действий.
Метод фокус-групп обычно предполагает приглашение 8-10 человек для приблизительно 2х-часовой беседы со специально подготовленным модератором. Этот модератор использует заранее подготовленный перечень вопросов и задает направление дискуссии, фокусируя его на определенной теме (отсюда и произошло название «фокус-группа»). Данный метод будет полезен, к примеру, для районного отдела образования, желающего выяснить, насколько местные пенсионеры готовы в качестве волонтеров оказывать помощь работе местных школ.
Слайд 86. Опросы по почте - позволяет получать большое количество информации с
малыми издержками в расчете на одного респондента. Иногда это наилучший
способ охвата людей, не желающих участвовать в персональных, даже анонимных опросах. Недостатки метода заключаются в том, что отклик на него часто очень невелик, а исследователь имеет мало возможностей контроля за достоверностью ответов (например, за тем, кто в действительности отвечает на вопросы анкеты). Этот метод может быть удобным и полезным, к примеру, для сбора информации о том, какие программы нового муниципального досугового центра могли бы заинтересовать местных жителей больше всего.
7. Опросы по телефону - являются одним из лучших способов быстрого получения информации; показатели отклика при данном методе гораздо выше, чем при большинстве опросов по почте. Интервьюеры могут разъяснить респондентам трудные вопросы и даже пропустить те, которые являются нерелевантными. К недостаткам метода относится более высокая стоимость затрат на одного респондента. Центр контроля и профилактики заболеваний использует опросы по телефону для отслеживания общенациональных тенденций в поведении, направленном на сохранение здоровья, в частности для оценки уровней физической активности населения.
Слайд 98. Онлайновые исследования (опросы через Интернет) - наиболее быстро развивающийся сейчас
метод исследования. Предоставляет возможности проведения опросов с помощью e-mail, включая
размещение вопросов на веб-сайте, задание вопросов в чатах и на электронных досках объявлений, проведение онлайновых собеседований в фокус-группах и изучение особенностей людей, анализируя посещения ими различных сайтов. Хотя по сравнению с другими этот метод часто более дешевый, быстрый и универсальный, в нем можно столкнуться с технологическими сложностями и проблемами ограниченности и нерепрезентативности выборок.
9. Личные интервью - наиболее гибкий, но довольно дорогой метод; обычно предусматривает интервьюирование в условленном месте и в условленное время, а иногда и выплату небольшой компенсации за затраченное время. Он сохраняет достоинства метода фокус-групп, например возможность демонстрации образцов рекламы участникам, но при этом отсутствуют любые опасения по поводу возможного влияния группы, а также возможность проводить углубленный опрос.
Слайд 1010. Интервью методом перехвата - иногда личные интервью не планируются заранее
и проходят методом обращения к случайно выбранным людям в крытых
торговых зонах, на улице, в аэропорту, в почтовых отделениях и т.д.
- в аэропорту - для выяснения демографического профиля прибывающих пассажиров и исследования целей их прибытия и предполагаемых типов поведения (например, посещения магазинов или развлекательных заведений).