Слайд 1Особенности общения воспитателя с ребенком
Выполнила студентка
группы ЗДНОм-118
Засухина Елена
Слайд 2
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Профессиональная
деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей.
Слайд 3 Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью
осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создания
благоприятного для их психического развития микроклимата.
Для обеспечения эффективного педагогического общения воспитателю нужно знать, чего ждут от общения с ним воспитанники, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребность в общении со взрослыми.
Слайд 4Особенности общения воспитателя с ребенком раннего возраста.
Ранний возраст с 2 – 3 лет характеризуется
бурным умственным развитием, благодаря взаимодействию ребёнка с социальным окружением и общением
со взрослым. Воспитатель в общении с детьми раннего возраста чаще проявляет особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым они привыкли в семье. Маленький ребенок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы ему лично. Малышу важно присутствие рядом взрослого, взгляд в глаза, ласковое прикосновение. При общении с детьми раннего возраста необходимо опираться на их практические действия в конкретной ситуации. Речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с предметами. Поэтому все воздействия взрослых должны быть
выразительными, эмоциональными и «заразительными». Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться
соответствующими жестами, движениями, мимикой.
Слайд 5Особенности общения воспитателя с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Общение с
детьми младшего и среднего возраста связано не только с уходом
за ними и опекой. Оно принимает внеситуативно-познавательный характер. Ребенок в этом возрасте очень интересуется тем, что его окружает (природа, люди, жизнь). Ведущим становится познавательный мотив. Через познание мира ребенок познает себя. Часто обращается к взрослому, ищет защиты и подтверждения правильности усвоения норм поведения. Поэтому нужно всегда быть готовой поддержать ребенка, приласкать, утешить и защитить.
Общение должно представлять совместную познавательную деятельность. Воспитатель вместе с детьми открывает мир, удивляется «открытию», вводит ребенка в мир неизвестного. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. В общении наряду с индивидуальными указаниями можно использовать и общие.
Слайд 6Общение с детьми старшего дошкольного возраста 5–7 лет.
Дети старшего
дошкольного возраста становятся более самостоятельными, уже владеют навыками общения, у
них формируются устойчивые отношения к партнерам по общению, критическое отношение к поведению взрослых, осознанная мотивация и избирательность в выборе манеры общения со взрослыми. Но эти дети еще нуждаются во взаимопонимании и признании взрослых, принимают их тип взаимоотношений. Поэтому: - в общении со старшими дошкольниками нужно больше доверять им, надеяться на их самостоятельность и не спешить выполнять за них порученное дело;
- воспитатель должен быть требователен к детям, воспитывать у них ответственность за собственные поступки и за всю группу (не подвести группу)
Слайд 7- общение должно быть равноправным, не использовать сюсюкания, строиться на
справедливом отношении и оценке поступков детей. - более широко использовать общие
указания, поручения и обязанности. Дети должны понимать, что значит привести себя в порядок, подготовиться к занятию, вести себя культурно и т.д. - стиль общения воспитателя должен быть таким, чтобы формировать у детей уверенность в своих силах, чувство долга, ответственности, чувство собственного достоинства и уважения к другим детям. - взрослый должен быть более требователен к своему поведению и общению с окружающими. Не выяснять отношений с коллегами, не оскорблять, не проявлять агрессию на глазах у детей.
Слайд 8 К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым
- внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед
дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Слайд 9Вывод: Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер
общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе.
Если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам.