Слайд 2Внебюджетные фонды
один из методов перераспределения НД органами власти в
пользу определенных социальных групп населения
форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством
для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов
Задачи:
обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики
расширение социальных услуг населения
Слайд 3Внебюджетные фонды
Являются составной частью финансовой системы РФ
Обладают рядом особенностей:
запланированы
органами власти и управления
имеют строгую целевую направленность
денежные
средства фондов используются для финансирования расходов, не включенных в бюджет
формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц (страховые взносы имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными)
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию
Слайд 4 В системе финансов бывшего Советского
Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных
фондов как самостоятельного звена государственных финансов
Бюджет государственного социального страхования
Государственный бюджет СССР
Слайд 5Неблагоприятные социально-экономические условия, сложившиеся в начале 90-х годов
Слайд 6Бюджет государственного социального страхования
Государственные внебюджетные фонды
Пенсионный фонд РФ
Фонд социального страхования
РФ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Государственный фонд занятости населения РФ
Слайд 7формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного
Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов
были созданы:
Пенсионный фонд РФ (1 января 1991 г.)
Фонд социального страхования РФ (26 июля 1992 г.)
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.)
Государственный фонд занятости населения РФ (8 июля 1993 г., был упразднен в 2001 г.)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Слайд 8является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной
защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан
Слайд 9Преимущества внебюджетных фондов
Возможность гибкого управления финансовыми ресурсами общества путем создания
новых фондов и ликвидации фондов, утративших актуальность
Гарантия возможности оперативного анализа
и корректировки доходов и объемов их использования, определения дефицита (профицита) средств бюджета фонда
Обеспечение целевого использования мобилизованных доходов
Слайд 11Структура социальных внебюджетных фондов
Слайд 13 Решение об образовании государственных внебюджетных фондов могут
принимать:
Слайд 14Образование фондов
Обладают правом федеральные власти, республиканские и местные органы
Фонды, создаваемые
на федеральном уровне, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных
властных структур (ГПФ РФ, ФСС РФ , ФОМС)
На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет собственных источников (фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды)
Слайд 15Государственные внебюджетные фонды (гл.17 БК РФ)
Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ
являются:
1) бюджет Пенсионного фонда РФ
2) бюджет Фонда социального страхования РФ
3)
бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Слайд 16Бюджеты государственных внебюджетных фондов
РФ - по представлению Правительства РФ принимаются
в форме федеральных законов
Территориальных - утверждаются в форме законов субъектов
РФ
Слайд 17
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 148 БК
РФ)
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства
Слайд 18Федеральный закон от 24.07.2009г. №212-ФЗ
«О страховых
взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования»
Утратил силу с 1.01.2017 года!!!
С 1.01.2017 г. действует раздел XI НК РФ «СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РФ»
Слайд 19Ст.425. Тарифы страховых взносов (НК РФ)
Тариф страхового взноса -
величина страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых
взносов
Устанавливаются в следующих размерах:
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента
Слайд 20Статья 426. Тарифы страховых взносов в 2017 - 2019 годах
В
2017 - 2019 годах применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) на
обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ») в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента
+ см. Ст. 427. Пониженные тарифы страховых взносов
Слайд 21Пенсионный фонд РФ
Постановление ВС РФ от 27.12.1991
№2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда РФ (России)»
является самостоятельным финансово - кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ
Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат
+ Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
Слайд 22Пенсионный фонд РФ
Источники формирования
налоговые доходы (п. 12 ст. 241)
неналоговые доходы:
страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование;
дополнительные страховые взносы на накопительную часть
трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии
взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
недоимки, пени и штрафы по взносам
доходы от размещения средств фонда
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета безвозмездные поступления от негосударственных ПФ
прочие поступления
Направления расходования
Выплата государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
Выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
Финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР
Слайд 23Фонд социального страхования РФ
Постановление Правительства РФ от
12.02.1994 №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»
является специализированным финансово-кредитным
учреждением при Правительстве РФ
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закрепленное за подведомственными санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью
Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат
+ Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
+ Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Слайд 24Фонд социального страхования РФ
Источники формирования
налоговые доходы, предусмотренные п.12 ст.241 БК
РФ
неналоговые доходы:
страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством
страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ
доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ
прочие поступления
Направления расходования
выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг
оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет
оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное (диетическое) питание
частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря для детей работающих граждан
частичное содержание ДЮСШ
оплату проезда к месту лечения и обратно
осуществление иных мероприятий
Слайд 25Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный
Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 №857 «Об
утверждении устава ФФОМС»
является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением
Территориальные
Приказ Минздравсоцразвития РФ
от 21.01.2011 №15н «Об утверждении Типового положения о ТФОМС»
является некоммерческой организацией, созданной субъектом РФ для реализации государственной политики в сфере ОМС на территории субъекта РФ
средства бюджета ТФОМС не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат
Слайд 26
Программы ОМС (Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в РФ»)
Базовая программа ОМС
составная часть программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС на всей территории РФ медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам ОМС
Территориальная программа ОМС
составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ и соответствующая единым требованиям базовой программы ОМС
Слайд 27Базовая программа ОМС определяет:
виды медицинской помощи
перечень страховых случаев
структуру тарифа
на оплату медицинской помощи
способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным
лицам по ОМС в РФ за счет средств ОМС
критерии доступности и качества медицинской помощи
Слайд 28Базовая программа ОМС устанавливает:
требования к условиям оказания медицинской помощи
нормативы объемов
предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо
нормативы финансовых
затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи
нормативы финансового обеспечения базовой программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо
расчет коэффициента удорожания базовой программы ОМС
Слайд 29Территориальная программа ОМС включает и определяет:
виды и условия оказания медицинской
помощи
перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС
Определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте РФ значения:
нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо
нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо
норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо
Слайд 30Федеральный фонд ОМС
Источники формирования
налоговые доходы, предусмотренные п.12 ст.241 БК РФ
неналоговые
доходы:
страховые взносы на ОМС
недоимки, пени и штрафы по взносам в
ФФОМС
доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС
прочие поступления
Направления расходования
предоставления субвенций бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении полномочий;
исполнения расходных обязательств РФ, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, и (или) нормативных правовых актов Правительства РФ в сфере охраны здоровья граждан;
выполнения функций органа управления Федерального фонда
нормированный страховой запас (НСЗ) Размер и цели использования средств НСЗ устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период; порядок использования средств НСЗ устанавливается Минздравсоцразвития России
Слайд 31Территориальные фонды ОМС
Источники формирования
Направления расходования
выполнения территориальной программы ОМС
исполнения
расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при осуществлении ОГВ субъекта РФ
переданных полномочий РФ в сфере охраны здоровья граждан
исполнения расходных обязательств субъекта РФ, возникающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ
ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями
выполнения функций органа управления территориального фонда
нормированный страховой запас (НСЗ)
неналоговые доходы:
доходы от размещения временно свободных средств ТФОМС
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба
безвозмездные поступления:
субвенции из бюджета ФФОМС
межбюджетные трансферты (искл. – субвенции) из ФФОМС
межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые ТФОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на ОМС неработающего населения
прочие поступления
Слайд 32Законодательство в сфере ОМС
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании в РФ»
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в РФ»