Слайд 12.Теоретические методологические и естественнонаучные основы психологии
Крысько В.Г. Психология в схемах
и комментариях к ним. - М.,2000.
Маклаков А.Г. Общая психология. –
СПб, 2000.
Список литературы
План
Теоретические основы психологии.
Методологические основы психологии.
Естественно-научные основы психологии.
Слайд 2Методологические основы
Диалектико-материалистический подход к
пониманию окружающей действительности и психики
Понимание единства
внешней (материальной) и
внутренней (психической) деятельности
Осознание социальной обусловленности развития психики
Представление
о первичности материи и вторичности сознания
Представление о движущих силах развития
действительности и психики
Слайд 3Психологическая наука исходит из того, что:
Психика – свойство высокоорганизованной материи,
функция головного мозга.
Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и
явлений окружающей действительности.
Сознание – высший этап развития психики.
Психика, сознание социально обусловлены.
Слайд 4Теоретические основы
Представление о сознании как высшем этапе развития психики
Представления о
сущности проявления психики
Представления о методах и методиках
изучения психических явлений
Представления
о психике как функции головного мозга
Понятие о методологии психологии
Слайд 5Основные функции психики
Основные функции психики
Отражение
воздействий
окружающей
действительности
Осознание человеком
своего
места
в окружающем мире
Регуляция
поведения
и деятельности
Слайд 6Взаимосвязь различных видов движения
Общественная жизнь.
Сознание, психика.
Органическая жизнь.
Химическое движение.
Физическое движение.
Движение элементар-
ных частиц.
Слайд 7Закономерности взаимосвязи различных видов движения
Каждая высшая форма движения основывается на
более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть.
Каждая
высшая форма движения обладает своими качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из низших форм.
Каждая высшая форма представляет собой сложное единство, в котором присутствуют все низшие формы.
Слайд 8Виды и структура отражения
О
Т
Р
А
Ж
Е
Н
И
Е
Физическое – элементарная
чувствительность
Психическое – сознание,
самосознание
Физиологическое
– предметное
восприятие
Слайд 9Историческое развитие психики и сознания
Развитие социального поведения человека.
Развитие
самосознания человека.
Развитие сознания человека.
Физиопсихологическое развитие человека в процессе
труда.
Развитие интеллектуальных действий животных.
Развитие перцептивных процессов животных
Развитие сенсорных процессов животных.
С
Т
А
Д
И
И
Р
А
З
В
И
Т
И
Я
Слайд 10Психическое отражение – самый сложный и развитый вид отражения
На низших
его стадиях психика живот-ных достигает совершенных ее форм, носящих название
интеллектуального поведения.
На высшей его стадии сформировалось сознание и самосознание людей, спе-цифика их проявления в общественной жизни.
Слайд 11Для высшей стадии характерны:
отражение как самоконтроль и само-воспитание;
отражение как путь
познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
отражение как путь
познания других;
отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.
Слайд 12Естественнонаучные основы психологии
Естесвенно-научные основы обеспечивают
Естественнонаучные основы психологии обеспечивают:
знание о взаимосвязях
психологии с другими
естественнонаучными дисциплинами;
представления о специфике функционирования
нервной системы
человека;
представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека;
знание и учет закономерностей функционирования
нервной системы человека;
правильное осмысление рефлексов головного мозга.
Слайд 13Связь психологии с другими естественными науками
Биологические науки
Медицинские науки
Психология
Психофармакология
Неврология
Психоэндокринология
Физиология ВНД
Анатомия человека
Физиология
труда
Психиатрия
Физиология человека
Слайд 14 Естественнонаучной основой психологии является физио-логия высшей нервной деятельности — учение
о закономернос-тях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в
особенности тех, которые связаны с психическим отра-жением действительности и работы организма, поведением чело-века.
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следую-щие задачи:
изучение нервных структур и центров, деятельность которых свя-зана с психическими процессами и поведением человека;
исследование физиологических механизмов психической и позна-вательной деятельности (восприятий, пямяти мышления, эмоций, воли) и поведения;
изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и живот-ных.
Слайд 15
Методологически и экспериментально психофизио-логия основывается на теории функциональных систем
П. К. Анохина, в соответствии с которой психические и физиологические
процессы составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей зада-чей и целью в совместно действующие комплексы, напра-вленные на достижение полезного, приспособительного результата.
Психология опирается на другие естественно-науч-ные дисциплины, например, биологические и медицин-ские, так как они помогают лучше понять психику.
Слайд 16Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека
Основываются на теории
функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой
психи-ческая и физиологическая деятельность составля-ют единое целое, в котором отдельные механиз-мы объединены общей задачей и целью в совмест-но действующие комплексы, направленные на до-стижение полезного, приспособительного резуль-тата. В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной систе-мы.
Слайд 17Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека
Закономерности ВНД
позволяют правильно осмыслить особен-ности функционирования таких сложных психических феноменов, как
динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия.
Правильное осмысление рефлексов головного мозга
Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде.
Рефлексы отличаются следующими особенностями:
- они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;
- они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение.
Слайд 18Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД
Психология
Физиология ВНД
Раскрытие
нервных
механизмов
психических
процессов
Взаимное
использование
методов
Взаимное
использование
знания
Совместное
решение
теор. и
практ.
задач
Слайд 19Естественнонаучная теория психической регуляции поведения И. М. Сеченова
Все акты
сознательной и бессознательной психической жиз-ни по своей структуре рефлекторны. При
этом рефлекс трактовался И. М. Сеченовым не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием.
И. М. Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сиг-нальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства слу-жат источником информации о пространственно-временных свой-ствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы позна-вательной активности.
Слайд 20Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности
Учение И. П.
Павлова о высшей нервной деятельности сло-жилось под влиянием материалистических традиций
русской фило-софии и развивало идеи И. М. Сеченова.
Руководящим для И. П. Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволю-ционно-биологический (адаптивный) смысл.
Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная сис-тема. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, выдаю-щийся российский ученый перешел к исследованию поведения це-лостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализую-щим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедея-тельности, включая психические.
Слайд 21 В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, благодаря которому
организм приспосабливается к измен-чивым условиям существования, приобретая новые формы поведе-ния,
отличные от прирожденных рефлексов. И. П. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и измене-ния условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв де-терминанты многих психологических явлений.
Теория функциональных систем психики П. К. Анохина
Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организо-ванный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организ-ма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их осно-ве лежит деятельность функциональных систем психики, изучен-ных П. К. Анохиным.
Слайд 22 Функциональная система (ФС) — это такая организация активности элементов нервной
системы и органов тела человека, действие которой направлено на достижение
полезного приспосо-бительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное. Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:
1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;
2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;
3) собственно действие;
4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;
5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.