Слайд 1
Особенности организации образовательной среды ,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
Верещагина Нина
Григорьевна,
старший преподаватель кафедры ППДиНО
Бийск - 2015
Слайд 2«Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы
влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева
Слайд 3ФГОС ДО
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и
ее объему
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования.
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Слайд 4Задача ДОУ – организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого
ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее
успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми.
Слайд 5Понятие «среда»
Вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами.
Совокупность естественных
и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека (Д.Ж. Маркович).
Окружающие
человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий (Толковый словарь русского языка).
Слайд 6В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 1920-е
годы:
«педагогика среды» (С.Т. Шацкий),
«общественная среда ребенка» (П.П. Блонский),
«окружающая среда» (А.С. Макаренко).
Слайд 7Среда – пространственно-временная организация объективного мира, внешняя по отношению к
объекту и оказывающая влияние на его состояние и развитие.
Понятие
«образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (обучающимся).
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.
Слайд 8Образовательная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное
влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его
физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Слайд 9Предметно-пространственная среда рассматривается как совокупность внешних объектов, факторов и условий,
находящихся в определенных взаимоотношениях и включенных в контекст развития ребенка
(JI.C. Выготский, В.В. Зеньковский,
С.Л. Новоселова и др.).
Развивающая среда - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.
Слайд 10Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в
соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
(С.Л.Новоселова)
Слайд 11Принципы построения развивающей образовательной среды в ДОУ (В.А. Петровский)
Принцип дистанции,
позиции при взаимодействии
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Принцип стабильности – динамичности
Принцип комплексирования
и гибкого зонирования
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов
Принципы учета половых и возрастных различий детей
Принцип открытости-закрытости
Слайд 12ФГОС ДО
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования
3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим,
кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Слайд 13ФГОС ДО
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории,
прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Слайд 14ФГОС ДО
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Слайд 152) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 16 5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 17Структурные компоненты образовательной среды
Пространственно-предметный (физическое окружение)
Социальный (человеческий фактор)
Слайд 18Свойства развивающей образовательной среды
гибкость, обозначающую способность образовательных структур к
быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды,
общества;
непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Слайд 19При построении предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать основные
параметры:
Первый – целеполагание, ориентирующее педагога дошкольного образовательного учреждения на
понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов активности ребенка.
Второй – анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.
Третий – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности.
Слайд 20Функции образовательной среды ДОУ
Организующая функция (стимулирования активности детей)
Информационная функция
Функция сохранения
психологического здоровья
Воспитывающая функция
Развивающая функция
Слайд 21Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и
общении как оригинальность, созидательность, новизна.
Творческая активность – это способность
личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности.
Слайд 22Виды активности
в рамках детского творчества
(Л.С. Выготский, М.А. Ветлугина,
А.А. Люблинская)
репродуктивная
продуктивная
Компоненты творческой активности
мотивационный
креативный
интеллектуальный (когнитивный)
Слайд 23Критерии сформированности творческой активности старших дошкольников
направленность на творчество;
творческое мышление;
логическое мышление.
Слайд 24Условия развития творческой активности
Объективные условия :
источники различной художественной информации,
обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные
жизненные ситуации, окружающие ребенка;
условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
Субъективные условия :
художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Слайд 25Художественное творчество
детей дошкольного возраста
– это создание ребенком субъективно
нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа,
танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений
(Т.С. Комарова)
Слайд 26ФГОС ДО
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 27Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать,
чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
«Художественное воспитание есть процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве»
В.Н. Шацкая
Слайд 28«…художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования творчески
активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве»
Н.
Варкки, 2003
Слайд 29Художественно–эстетическая направленность
гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства;
организации на базе ДОУ
мини–музея искусств;
оборудования в ДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских);
оборудования
в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности;
приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе;
увеличения числа досуговых мероприятий художественно-эстетической направленности;
максимального приобщения детей к «живому» искусству.
Слайд 30Развивающая направленность
разнообразие;
открытость;
мобильность;
ориентированность на творчество ;
ориентированность на зону ближайшего развития
ребенка.
Слайд 31Личностно–ориентированная направленность
максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
предоставление ребенку возможности выбора;
поощрение
и стимулирование детских творческих начинаний и инициатив.
Слайд 32Здоровьесберегающая направленность
создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы
и защищенности, внимания и заботы;
обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и
личностных потребностей, желаний и интересов;
предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;
координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.
Слайд 33Рекомендации по созданию предметной среды в 3-4 года
разрезанные плоскостные картинки,
кубики с картинками; парные картинки;
трехместные матрешки, пирамидки на конусной
основе из 5 колец, формы - вкладыши;
2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
банки разного размера;
пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;
машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
игрушечные животные (натуральной окраски); большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
тканевые мячики;
аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
книги сказок о животных;
детская мебель: стол, стульчик.
Слайд 34Рекомендации по созданию предметной среды в 4-5 лет
различные куклы, комплекты
одежды, посуды, мебель;
игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
костюмы
для ряжения;
познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
книги с волшебными сказками;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические наборы открыток, марок, значков;
цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
игровые и учебные телевизионные программы;
различные орудия труда;
стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Слайд 35Рекомендации по созданию предметной среды 5-7 лет
глобус (желательно с подсветкой),
физическая карта мира и России, политическая карта мира;
разнообразные коллекции;
измерительные
приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
азбуки картинные, книги для первого чтения;
авторские сказки;
былины, мифы, легенды;
познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Южный физик»;
часы настенные и календарь;
настольно-печатные игры - лото, пазлы;
настольные игры - домино, шашки, шахматы;
чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Слайд 36Работа педагога по созданию предметной среды складывается из трех равно
необходимых компонентов:
реализация поставленных в программе общих задач психического развития;
реализация регионального
компонента воспитания и образования;
цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Слайд 37«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Слайд 38Литература
Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности /
О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
Кирьянова,
Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010.
Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая // Детство-Пресс. – 2010.
Нищева, Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс-Пресс, 2007.
Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский [и др.]. – М., 1993.
Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.