Слайд 1Общая характеристика педагогической профессии
Особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы
Слайд 2План
Что такое профессия и специальность.
Классификация профессий по
Е. Климову.
Формула профессии
учителя.
Общая характеристика педагогической профессии.
Возникновение и развитие профессии учителя, в том
числе профессии начальной школы.
Слайд 3Понятие
Профессия – это род трудовой деятельности человека, который владеет комплексом
специальных знаний и практических умений, полученных в процессе специальной подготовки
в учебных заведениях и которые позволяют человеку эффективно решать профессиональные задачи. Профессиональная деятельность (работа) человека оплачивается.
Слайд 4Задание
Прочитайте определение понятие. Со всем ли Вы согласны?
Достаточно ли для
профессии учителя иметь только специальные знания и умения?
Слайд 5Задание:
Составьте перечень из пяти качеств личностных, которые являются обязательными для
учителя, в том числе учителя начальных классов
(задание выполните на отдельном
листочке)
Согласно Болонской конвенции важнейшим качеством современного специалиста является мобильность. Как вы думаете, что она означает и для чего она нужна учителю?
(задание выполните на отдельном листочке)
Слайд 6Понятие
Специальность – это вид трудовой деятельности человека в рамках определенной
профессии.
Например, профессия - врач, а специальность – педиатр, стоматолог ...
Профессия
– учитель, а специальность - …
Слайд 7
Классификация профессий по
Е. Климову
Предмет труда:
природа, техника, человек, художественный образ т.п.
Цель труда: познание (гностические), преобразование,
создание нового (изобретательские).
Орудия труда: ручные, механизированные, функциональные возможности организма (голос, речь т.д.).
Условия труда: необычные, повышенной моральной ответственности, бытовые.
Слайд 8Формула профессии педагога
ЧПрФм
(человек-человек, преобразование,функциональ-ные возможности организма,повышеная моральная ответственность)
Слайд 9Понятие
Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от
старших поколений младшим поколениям, накопленного человечеством социокультурного опыта, создание подрастающему
поколению условий для личностного развития и подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Слайд 10Понятие
Педагогическая деятельность – это деятельность субъектов воспитательного процесса, направленного на
формирование, обучение, образование и развитие подрастающего поколения.
Слайд 11Различают педагогическую деятельность
Профессиональная
педагогическая
деятельность
Слайд 12Понятие
Общепедагогическая деятельность - это деятельность родителей, общественных организаций, СМИ и
других общественных институтов, направленная на передачу социального опыта младшему поколению,
создание условий для их личностного развития
Слайд 13Понятие
Профессиональная педагогическая
деятельность - деятельность педагогов, направленная на формирование всесторонне
гармонично развитой личности
Слайд 14Субъекты
Общепедагогческой деятельности:
Родители
Старшие члены семьи
…
Профессионально-педагогической деятельности:
Учителя
Воспитатели
…
Слайд 15
Одним из важнейших требований к педагогической профессии, является четкость профессиональной
и социальной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает
себя как субъект педагогической деятельности.
Учитель как субъект педагогической
деятельности
Слайд 16Учитель как субъект педагогической
деятельности
Позиция педагога - это система
интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности
и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
Слайд 17 В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной
ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Учитель как субъект педагогической
деятельности
Слайд 18Профессиональная позиция педагога - это мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности,
целям и средствам педагогической деятельности
Учитель как субъект педагогической
деятельности
Слайд 19Ролевые позиции педагога
(Л. Б. Ительсон):
- информатор, если он ограничивается
сообщением требований, норм, воззрений;
- друг, если он стремится проникнуть в
душу ребенка;
- диктатор, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
Слайд 20Ролевые позиции педагога (Л.Б.Ительсон):
- советчик, если использует осторожное
уговаривание;
- проситель,
если педагог упрашивает
воспитанника быть таким, “как надо”,
опускаясь порой
до самоунижения, лести.
Слайд 22Ролевые позиции педагога по
Э. Берну
“Родитель”
“Взрослый”
“Дитя”
Слайд 23Особенности педагогической деятельности учителя начальных классов
Многосторонность (полифункциональность) деятельности учителя (преподает
все учебные предметы, классовод).
Работа с детьми возрастной группы, которая имеет
повышенную восприимчивость к воздействия учителя.
Первичная роль учителя в становлении ребенка как личности в школьный период.
Первоучитель закладывает основы функциональной грамотности ученика, от которой зависит успешность дальнейшего обучения.
Высокий авторитет в глазах ребенка.
Тесная связь с семьей, родителями.