Слайд 1
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ВЗРОСЛЫХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ажимова И.Ф.,
к.б.н.,
методист ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
2о16 г.
Слайд 2Цель службы школьной медиации
формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства
для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том
числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
формирование безопасного пространства не только для детей, но и для взрослых, путем воспитания у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях
Слайд 3Конфликты между взрослыми участниками образовательного процесса
Конфликты «Родитель-родитель»
Конфликты «Родители-педагоги»
Конфликты «Педагог-педагог»
Семейные конфликты
между разными поколениями родителей (родители ребенка - бабушка с дедушкой)
Слайд 4Общие особенности конфликтов
- долговременный характер существования (стороны самостоятельно не
справляются с конфликтом);
- выраженная эмоциональная окрашенность (наблюдается реакция стресса у
конфликтующих сторон, раздражительность, неспособность выполнять обычные функции, астенизация, снижение самооценки, апатия);
- эскалация конфликтных событий (вовлечение окружения, угроза насилия);
- отрицательное влияние конфликта на окружающих (в первую очередь на детей).
Слайд 5Специфика процедуры согласования интересов
Большое внимание необходимо уделять подготовительному этапу,
включающему сбор предварительной информации от всех участников конфликта
Использование гибких
форм и стратегий проведения процедуры медиации (классические сессии, конференции и др.).
Отработка эмоций, перевод обсуждения в рациональное русло (обязательный и один из самых сложных компонентов процедуры)
Необходимость сохранения (или восстановления) отношений между участниками конфликта
Высокие требования к уровню квалификации посредника
Привлечение специалистов из сторонних организаций
Слайд 6Требования к медиатору
Специальные: владение медиативными технологиями, методами ведения переговоров, правовыми
знаниями, навыками стресс-менеджмента и т.д. (наличие сертификата о специальной подготовке)
Базовые:
коммуникативные навыки (активное слушание, безоценочный стиль общения, «Я-послания», «Отражение» и др. ), конфликтология, социальный интеллект, общая эрудиция, логика, уравновешенность Н.С. и др.
Адаптационные: стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость, гибкость мышления
Слайд 7Этапы процедуры медиации
Подготовительный этап.
1. Вступительный этап. Во вступительном слове медиатор
объясняет что такое медиация, ее принципы, правила поведения участников, разъясняет
право медиатора проводить кокусы, выясняет мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации;
2. Этап представления сторон. Стороны поочередно излагают свое видение проблемы. Медиатор активно слушает, затем обобщает услышанное от каждой стороны не давая оценок. Завершается пересказ вопросами типа: «Я правильно вас понял?», «Я не упустил ничего существенного?»;
3. Этап «вентиляции эмоций». Сторонам предлагается обсудить услышанное и высказать свои комментарии. Медиатор предоставляет право всем участникам дать свою оценку происшедшему и выразить свои чувста. Задача – достичь согласованной формулировки проблемы
Слайд 8Этапы процедуры медиации
4. Этап формирования «повестки переговоров». Медиатор фиксирует найденные
точки сближения и предлагает четко сформулировать те вопросы, которые требуют
разрешения на медиации;
5. Этап выработки предложений (основной). Успех зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хоть одна сторона не способна к рациональному рассуждению, медиация бесполезна). Медиатор помогает генерировать конструктивные идеи;
6. Этап подготовки соглашения. Проверка выдвинутых предложений на реальность, окончательное редактирование письменного текста, устраивающего стороны, обсуждаются меры воздействия в случае нарушения соглашения.
7. Этап выхода из медиации. Медиатор благодарит стороны за конструктивную работу, выражает надежду на то, что он оправдал доверие сторон и т.п. Задача – получение «обратной связи» о результатах работы: насколько стороны удовлетворены результатом, процедурой переговоров, насколько улучшилось эмоциональное состояние и т.п.