Слайд 1Особенности развития детей в младенчестве
Слайд 2Особенностью младенцев, а это дети от 4 недель (или 1
месяца) до 1 года, является их интенсивное физическое, в том
числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие.
В первый год рост увеличивается в среднем на 24-27 см.
Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а в течение второго -- по 400 г ежемесячно.
Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций - от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.
Слайд 3Обмен веществ ввиду высокой нагрузки подвержен нарушениям: могут возникнуть рахит
и анемия.
В грудном возрасте ребенок теряет пассивный (материнский) иммунитет,
а собственный еще недостаточно развит.
Начинается знакомство с различными видами пищи, идёт созревание пищеварительных ферментов.
Возникают первые заболевания
Слайд 4 Органы грудной и брюшной полостей новорожденного.
1 - вилочковая железа; 2
- сердце; 3 - левое легкое; 4 - печень, левая
доля; 5 - желудок; 6 -ободочная кишка; 7 - тонкая кишка; 8 -мочевой пузырь; 9 - срединная пупочная складка; 10 - печень, правая доля; 11 - правое легкое
Слайд 5Дыхательная система.
Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. У детей
до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара
пульса.
Особенно быстро увеличение объема легких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.
Так как подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, то сначала легкие растут в сторону диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того, как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудобрюшным.
Слайд 9Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса
сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 110-125 ударов в минуту.
Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.
Кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, поэтому дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.
Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.
Слайд 10
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией
легко наступают перегревание или переохлаждение организма.
Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает,
что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.
Слайд 11Мышечная система
Масса мышц составляет порядка 25% от общей массы
тела.
В первый год жизни формируются крупные мышцы плеч и
предплечий. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы.
В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим.
Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, застойным явлениям, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению дренажной функции бронхов.
Слайд 12Формирование физиологических изгибов позвоночника у детей первого года жизни
Слайд 13Костная система
Соединения костей черепа становятся более прочными.
К 1-2 мес.
закрывается малый родничок, а к году-1,5 - большой. Слишком раннее
их зарастание вызывает сжатие головного мозга.
Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов.
Слайд 14После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной
ткани.
У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение. Костная
ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Поэтому они более податливы, эластичны при давлении и сгибании и имеют меньшую хрупкость.
В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостничными (по типу «зелёной веточки»).
Слайд 15Рост костей происходит благодаря хорошему кровоснабжению.
После появления точек окостенения
удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится
между окостеневшим эпифизом и метафизом.
Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.
Слайд 16Формирование таза
Таз новорождённого имеет форму воронки с большей высотой, чем
шириной.
После рождения тела крестцовых позвонков уменьшаются, латеральные поверхности расширяются, лобковая
кость сужается, седалищные бугры расходятся латерально, запирательное отверстие увеличивается и располагается в косом направлении.
Малый таз принимает цилиндрическую форму.
С 8 лет начинают появляться половые различия.
Слайд 17Патология таза и ТБС
Врождённый вывих бедра
Частота 5:1000
Дисплазия ТБС
Частота 16:1000
Дисплазия первична
по отношению к вывиху.
В родах ситуация усугубляется при патологии течения
родового процесса, что в дальнейшем нарушает развитие вертлужной впадины и сустава.
Односторонний вывих встречается чаще, чем двухсторонний
Левосторонний вывих чаще, чем правосторонний
Слайд 18Развитие кости находится в тесном взаимодействии с кровеносной системой
Костные пластины
откладываются концентрически от капилляра, т.е. полностью зависит от кровоснабжения.
Влияние факторов:
Наследственная
предрасположенность
Неправильное внутриутробное положение плода (ягодичное, тазовое, ножное)
Неблагоприятное течение родов
Различные заболевания матери во время беременности
Слайд 19Клинические проявления:
Асимметрия подъягодичных и бедренных складок
Ограничение отведения бедра
Нарушение мышечного тонуса
бедер и ягодиц (гипо- и гипертонус)
Симптом щелчка
Укорочение конечности на стороне
повреждения
Слайд 20При аномалии в развитии скелета может встречаться килевидная (куриная, птичья)
грудь, когда отклоненные вперед грудина и ребра напоминают киль корабля.
Другой дефект – воронкообразная грудь. В этом случае грудина западает, а ребра направлены назад.
Слайд 21Рост черепа
У новорождённого – объём мозгового отдела черепа в 6,5
раз больше лицевого.
Лицевой череп в целом смещён кзади по отношению
к мозговому
Горизонтальный размер лицевого черепа преобладает над вертикальным за счёт более фронтального расположения скуловых костей.
Слайд 22Рост черепа происходит равномерно во всех направлениях ( в длину,
ширину, высоту) в связи с тем, что швы черепа располагаются
во всех трёх пространственных плоскостях.
Швы основания черепа при рождении заполнены хрящевой тканью.
Швов между костями свода черепа ещё нет
Пространство между костями заполнено соединительной тканью и богато сосудами
Рост костей идёт в области первичных центров роста – по краям костей
Истинные швы начинают образовываться с 6-7 месяцев
Толстая надкостница слабо соединена с костями на уровне свода, и более плотно – на уровне основания.
Слайд 23Постнатально на протяжении жизни рост черепа происходит неравномерно.
В первый год
отмечается наиболее интенсивный общий равномерный рост черепа:
- В первые 3
месяца наибольший прирост даёт кранио-каудальный размер, затем – бипариетальный и меньше всего увеличивается переднезадний размер.
- На втором году – преобладает продольный прирост
- В 3-5 лет – поперечный, особенно в теменной и затылочной области
- В 5-6 лет – рост черепа замедляется.
До 7 лет основание черепа растёт в длину, некоторые фрагменты уже формируются окончательно
Слайд 24Во время внутриутробной жизни у плода может происходить раннее окостенение
одного или нескольких швов черепа, из-за чего голова плода не
может увеличиваться равномерно во все стороны, как это происходит в норме. В результате чего ребенок рождается с деформированным черепом. Это краниостеноз.
Слайд 25ЦНС
Характерным показателем возрастной
динамики ребенка первого года жизни
является исчезновение у него
специфических рефлексов, так
называемых рефлексов обратного
развития (примитивных, физиологических
рефлексов новорожденных).
Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию.
Каждый из рефлексов исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.
Слайд 26Мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, ткань мозга богата водой.
В
1-ые месяцы жизни происходит интенсивное развитие мозга и его важнейших
структурных элементов.
На протяжении первых лет жизни наблюдается развитие высшей нервной деятельности.
Развитие спинного мозга у новорожденного ребенка более закончено.
Слайд 27Под влиянием внешней среды, по мере совершенствования функции коры головного
мозга к концу 1-го мес. жизни у ребенка вырабатываются условные
рефлексы – тактильный, вестибулярный.
С 3-4 мес. жизни появляется зрительный и пищевой условные рефлексы.
Далее выработка условных рефлексов все более усложняется.
Функциональная зрелость коры головного мозга определяет возможность образования условных рефлексов.
Выработка условных рефлексов зависит от развития органов чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. К моменту рождения они функционируют, но совершенствуются лишь по мере развития ребенка.
Слайд 28Важным показателем умственного развития ребенка и зрелости его ЦНС является
формирование 2-й сигнальной системы – развитие речи.
Еще на 2-м
мес. жизни ребенок произносит неопределенные звуки, постепенно переходящие в гуление, с 6 мес. появляются попытки произносить слоги, начинается формироваться речь.
К 1-му году ребенок осваивает 8-10 слов.
Слайд 29Развитие психо-моторики на первом году
Уже в самом начале грудного
периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении
чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо.
Слайд 30Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит
за движущимися предметами,
реагирует на голос
поворотом
головы. В ответ на обращение к
нему улыбается, "гулит".
Слайд 31В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и
легко переворачивается вначале на бочок, а затем и со спины
на живот. Лежа на животе малыш может приподниматься на локтях на несколько секунд.
Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Он разглядывает собственные руки – они уже не плотно сжаты в кулачки, ладошки раскрыты, пальчики трогают и исследуют не только игрушки, но и себя. Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.
Слайд 32В 4 месяца начинает определенным образом реагировать на знакомые и
незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. Малыш уже
может различать голоса, захватывать небольшие игрушки рукой и умеет произносить звуки нараспев (они относятся к звукоподражанию и первым пробам голоса). Появляется реакция малыша на свое имя. При его звуке начинает поворачивать головку и внимательно прислушиваться.
Слайд 33 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса,
с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными,
он опирается на ноги, поддерживаемый под мышки и любит приседать и подпрыгивать. Переворачивается на живот из любого положения и подтягивается на руках, опершись на ладошки. Может подтягиваться, держась за мамины руки или за подвешенные к кроватке игрушечные кольца.
Слайд 346-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается встать на
четвереньки, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается
с живота на спину, подтягивается на ручках и преодолевает 15-20 сантиметров, отделяющих его от цели. Пытается встать на ножки, держась за какую-нибудь устойчивую мебель, учится есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.
Слайд 357-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, стоит у опоры.
Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Учится действовать обеими ручками
одновременно, он берет игрушки и стучит ими одна о другую, а затем бросает. Может брать маленькие предметы, просовывать их в дырочки и щелочки, нажимать на кнопки и т.д. Кушает с ложечки.
Слайд 368-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за
кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Пробует ходить при
поддержке за руки. может самостоятельно стоять у опоры и даже ходить, держась за нее. При поддержке он пританцовывает, подпрыгивает и топает ножками под музыку или без нее. Мимика становится разнообразной.
Слайд 379-месячный выполняет довольно сложные движения -- перебирает игрушки, выполняет простые
просьбы: "дай ручку" и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять,
не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. Подходящее время развивать мелкую моторику у ребенка.
Слайд 3810-месячный может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает
произносить простые слова. Он способен очень быстро передвигаться ползком, уверенно
стоит и ходит у опоры, преодолевает высотные препятствия, например, диван. Ребенок учится сползать с него и забираться обратно. Начало периода разрушения
Слайд 3911-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и
показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. Больше внимания уделяет
взрослым предметам, настоящим вещам.
В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.
Слайд 40Проблемы:
Нарушения (задержки)психомоторного развития
Проявления рахита, анемии
Гипотрофия
Паратрофия
Влияние прививок
Влияние прорезывания зубов
Влияние ОРВИ
Реакции на
введение прикорма (аллергические, ФРЖКТ)
Слайд 41Антенатальные факторы риска
Возраст матери
Вредные привычки
Экстрагенитальная патология (ГБ, сахарный диабет, ССС
и др)
Инфекции во время беременности (токсоплазмоз, герпес, ЦМВ)
Патология беременности (гестоз,
угроза прерывания, анемия)
Приём лекарственных препаратов
Проф.вредности
ФПН
Гипоксия
Слайд 45Интранатальные факторы риска
Длительный безводный промежуток (>8-10 часов)
Недоношенность
Переношенность
Пособия в родах
Быстрые, стремительные,
затяжные роды, дискоординация родовой деятельности
Пособия в родах
Кесарево сечение
Обвитие пуповиной
Острая
гипоксия плода
Родовая травма
Слайд 46Неврологические проблемы
Асимметрия тела: лица, позы, подъягодичных и бедренных складок
Мышечная кривошея
Симптом
«короткой шеи»
Глазная симптоматика: симптом Грефе, сходящееся и расходящееся косоглазие.
Нарушения тонуса
(сниженный, повышенный, меняющийся)
Кефалогематома
Патологическая установка стоп: вальгусная, варусная
Микроцефалия, гидроцефалия
Нарушения дыхания (может возникать при поражении шейного отдела позвоночника на уровне С4)
Приступы апноэ у доношенных детей
Вегето-висцеральные нарушения
Дисплазия тазобедренного сустава, вывихи и подвывихи бедренной кости
Судорожный синдром
Слайд 51Асимметрия подъягодичных и бедренных складок
Слайд 59Варусная установка стоп
Симптом вялой стопы
Слайд 71Гидроцефалия,оперативное лечение