Слайд 1Особенности развития памяти у детей с нарушением речи
Слайд 2ПАМЯТЬ
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его
опыта. К памяти так же относится забывание. Эти процессы формируются
в деятельности и определяются ею.
Слайд 3Л.С. Выготский
Характеризовал память как «одну из важнейших глав детской психологии» и
выделял две линии ее развития – биологическую и культурную. Он
считал, что именно в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на вспомогательные средства, возникает и развивается высшая форма памяти человека.
Слайд 4А.С. Галанова
Существуют основные особенности развития памяти в младенчестве:
– память функционирует «внутри» ощущений
и восприятий;
– она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется
недлительным сохранением;
– материал фиксируется ребенком непроизвольно;
– сначала развивается образная, двигательная и эмоциональная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти
Слайд 5Запоминание материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.
Чтобы использовать в дальнейшем то, что запомнилось, необходимо воспроизведение. Сохранение
материала в памяти зависит от его участия в деятельности личности. Выпадение определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Слайд 6Виды памяти:
1. По ведущему анализатору:
— зрительная;
— слуховая;
— осязательная;
— обонятельная;
— вкусовая.
Слайд 7По предмету, материалу деятельности:
— двигательная;
— эмоциональная;
— образная;
— вербальная.
По продолжительности запоминания:
—
кратковременная;
— долговременная;
— оперативная.
Слайд 8По форме психической активности:
— произвольная;
— непроизвольная.
Таким образом, память —
одна из важнейших характеристик психической жизни личности, обеспечивающая ее единство
и целостность. Ее роль нельзя свести к запечатлению прошлого опыта.
Слайд 9Индивидуальные различия памяти проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в
том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и
в том, что именно запоминается. Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.
Индивидуальными являются скорость, точность, прочность запоминания и готовность к воспроизведению. Эти характеристики также связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения.
Слайд 10Существуют различные типы памяти: наглядно-образная, словесно-абстрактная и промежуточная.
Эти типы
за висят от соотношения первого и второго типов сигнальных систем
в высшей нервной деятельности людей.
Преобладание того или иного типа памяти зависит, в частности, от Условий жизни и деятельности человека.
Слайд 11Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор
оказывается продуктявнее при запоминании различных впечатлений.
В соответствии с этим
различают двигательную, зрительную и слуховую память. Изолированно эти типы встречаются редко.
Слайд 12Чаще можно обнаружить смешанный тип: зрительно двигательный, зрительно-слуховой, слуходвигательный.
Соответствующие
особенности своей памяти человек использует для повышения ее продуктивности.
Слайд 13ОНР
Итак,
память есть запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов
прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело
со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли.
Слайд 14ОНР
Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них
речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи
с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития.
Слайд 15ОНР
Для детей с общим недоразвитием речи первого уровня типичен низкий
уровень сформированности акустического восприятия; слухоречевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема
слов и удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания после влияния интерференции); внимания.
Слайд 16ОНР
Для детей с общим недоразвитием речи второго уровня типично: средний
уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные с сужением
объема зрительной памяти, наиболее частотны замены эталонных изображений близкими по семантическим характеристикам, реже встречаются замены изображений по оптическому сходству);
низкий уровень речеслуховой памяти (неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания, реже встречается наличие посторонних слов).
Слайд 17ОНР
Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня типичен высокий
уровень сформированности таких составляющих функционального развития речи, как зрительное восприятие
и зрительно-предметная память, отсутствие грубых нарушений слухо-речевой памяти.
Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития безусловно накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией.
Слайд 18ФФНР
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем
фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество
звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.
Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. У таких детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.
Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.
Слайд 19ФФНР
Когда запоминание становится условием успешной игры, он легко запоминает слова
в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. – это
при нормальном развитии речи ребенка, у детей с ФФН запоминание происходит в меньшем объеме, ребенок не может пользоваться приемами запоминания сознательно. Он если и повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности, запоминание происходит искаженно.
Слайд 20ЗАИКАНИЕ
Изучение внимания, памяти, мышления , психомоторики заикающихся показало, что у
них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.
Они хуже
выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации ( и соответственно- быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне.