Слайд 1ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI
ВЕКА».
Выполнила:
студентка 1 курса магистратуры,
группы 16-м,Широких Наталья
Слайд 2Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и
не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы
целей: -научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге,
-научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге.
Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития - это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем.
Слайд 3В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков
грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с
произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В 1 классе в течении всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями.
Слайд 4Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать
и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные
читательские умения:
правильно называть произведение и книгу;
находить и называть фамилию автора и заголовок;
определять тему чтения и жанр произведения.
Система уроков литературного слушания – это путь воспитания развития ученика - читателя.
Слайд 5Уроки литературного чтения соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно
начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным
и постоянным праздником среди рабочих будней».
Слайд 6Во 2 классе все произведения для слушания включены в учебник.
Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное произведение, выполнить задание
в учебнике и тетради. Для дополнительного чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение.2 класс».
На каждом уроке, работая с текстом произведения, мои семилетние читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта.
Слайд 8К примеру , ученики моего класса открывают мир литературы через
слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и
содержанию, учатся высказывать свои суждения.
Ребята сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное выразить свою мысль словом
Слайд 9Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования
специальных читательских умений- это умение ориентироваться в книгах, понимать особенности
литературного произведения, на своих уроках я применяю
метод моделирования - введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения, а также составление схематических планов, модели обложки ( геометрические фигуры).
Слайд 10Сравните свои модели с моделью на доске.
1.Работа с произведением
В. Сутеева «Снежный зайчик»
Слайд 12- Что общего у этих произведений?
(Они о природе, тема одна,
есть заголовок и фамилия автора, авторское произведение )
- Чем различаются?
(стихи и рассказы, разные авторы)
- Назовите авторов и название произведений подходящих к этим моделям.
А. Пушкин « уж небо осенью дышало…» (2)
Г. Скребицкий «Осень» (1)
М. Пришвин «Осеннее утро» (1)
Слайд 13СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ
Важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является
работа с текстом произведения. Учить второклассников видеть текст, его структурные
элементы(часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Можно спросить у детей: «Сколько частей в тексте, глав.»
Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно читает 1 часть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети.
Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения можно использовать на уроках схематические планы.
Слайд 17-Рассказать сказку по плану «от лица» белочки. (Сильные ученики)
- Рассказать
сказку для себя (слабые ученики)
- Рассказать сказку для одноклассников (средние
ученики)
Составление таких видов планов помогает выполнять следующие учебные действия:
Перечитывать текст;
Делить его на части;
Прослеживать сюжетную линию;
Включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.
Почему я использую схематические планы на своих уроках?
Слайд 18Это способ «углубления » и «погружения» в произведение.
Схематический план помогает
овладеть разными видами пересказа (
подробный, сжатый, выборочный)
Схематический план позволяет включать
детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше)
Схематический план позволяет детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.
На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений:
Читать вслух и молча;
Читать отдельные отрывки выразительно;
Работать с текстом произведения;
Пересказывать произведения или его части;
Рассказывать об отношениях героев произведения.
Слайд 19Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь,
долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и
смерть, человек и человечество и т.д.
На каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно- этическим опытом.
Слайд 20Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя,
понять что есть добро и зло. На каждом уроке работая,
работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя!