Разделы презентаций


ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Содержание

Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.А. И. Солженицын

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»

«ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»

Слайд 2Я – не я, и моя литературная судьба – не

моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал,

не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.
А. И. Солженицын
Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не

Слайд 3ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА
«ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» - это литературные произведения, созданные бывшими узниками

мест заключения.
Лагерная проза — явление уникальное не только в русской,

но и в мировой литературе. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.
ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА«ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» - это литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.Лагерная проза — явление уникальное не

Слайд 4«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа,

я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать

весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже… в 59 – м…»

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал,

Слайд 5«Оди́н день Ива́на Дени́совича» (первоначальное авторское название — «Щ-854») —

первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация

которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР. По авторскому определению — рассказ, но при публикации в журнале «Новый мир» по решению редакции назван «для весомости» повестью.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Оди́н день Ива́на Дени́совича» (первоначальное авторское название — «Щ-854») — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему

Слайд 6 Александр Исаевич Солженицын

написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн

человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство.

Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.

Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн

Слайд 7ИДЕЙНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
В центре произведения А. Солженицына — образ простого русского

человека, сумевшего выжить и нравственно выстоять в жесточайших условиях лагерной

неволи.
Иван Денисович, по словам самого автора, — образ собирательный.

Позже писатель вспоминал: «Вдруг, почему-то, стал тип Ивана Денисовича складываться неожиданным образом. Начиная с фамилии — Шухов, — влезла в меня без всякого выбора, я не выбирал её, а это была фамилия одного моего солдата в батарее, во время войны. Потом вместе с этой фамилией его лицо, и немножко его реальности, из какой он местности, каким языком он говорил»

ИДЕЙНАЯ ПРОБЛЕМАТИКАВ центре произведения А. Солженицына — образ простого русского человека, сумевшего выжить и нравственно выстоять в

Слайд 8УДАЧНЫЙ ОДИН ДЕНЬ:
в карцер не посадили,
- на Соцгородок бригаду не

выгнали,
- в обед он закосил кашу,
- бригадир хорошо

закрыл процентовку,
- стену Шухов клал весело,
с ножовкой на шмоне не попался,
подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было ТРИ ТЫСЯЧИ ШЕСТЬСОТ ПЯТЬДЕСЯТ ТРИ.
УДАЧНЫЙ ОДИН ДЕНЬ:в карцер не посадили,- на Соцгородок бригаду не выгнали, - в обед он закосил кашу,

Слайд 9ОБРАЗ МИРА
Солженицын охотно пользуется ПРИЕМОМ АНТИТЕЗЫ, и пространство и время

этого мира проявляют свою особенность, вернее дают осознать себя в

контрастном сопоставлении с другим или другими мирами.

Так, главные свойства лагерного пространства — его отгороженность, закрытость и обозримость (стоящий на вышке часовой видит все) —противопоставлены открытости и беспредельности природного пространства — степи.

ВОЛЯ

ЗОНА

ОБРАЗ МИРАСолженицын охотно пользуется ПРИЕМОМ АНТИТЕЗЫ, и пространство и время этого мира проявляют свою особенность, вернее дают

Слайд 10В первой фразе слова «как всегда» указывают на неизменное постоянство

лагерной жизни, в финальной дается непредставимое для человека количество дней,

из которых складывается срок Ивана Денисовича: «Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось...» Это уважительное выделение в специальный, да к тому же последний абзац всего лишь трех дней — такой малости по сравнению с тремя тысячами — определяет ОТНОШЕНИЕ К ДНЮ КАК КОНЦЕНТРАЦИИ ЦЕЛОЙ ЖИЗНИ.

Сгущение времени и пространства (один день, лагерь) – особенность художественного мышления Солженицына. День становится единицей измерения лагерной жизни героя.

СГУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

В первой фразе слова «как всегда» указывают на неизменное постоянство лагерной жизни, в финальной дается непредставимое для

Слайд 11СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
Постоянные сравнения: зэки – стадо, которое считают по головам,

а охранники – звери, волки, собаки.
Эта оппозиция волков и овец

легко накладывается в нашем сознании на привычное басенно-аллегорическое противопоставление силы и беззащитности («Волк и ягненок»), которое выводит нас к СИМВОЛУ ЖЕРТВЫ, соединяющему в себе жизнь и смерть, гибель и спасение.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗЭКОВ И ОХРАННИКОВ.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙПостоянные сравнения: зэки – стадо, которое считают по головам, а охранники – звери, волки, собаки.Эта оппозиция

Слайд 12СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
С одной стороны, это иерархия, и лагерная терминология

— «придурки», «шестерки», «доходяги» — ясно определяет место каждого разряда.


ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СТУКАЧЕЙ И ЛЮДЕЙ

Другой случай — выделение стукачей, которые противопоставлены всем лагерникам как не совсем люди, как некие отдельные органы - функции, без которых не может обойтись начальство. Потому и убийства стукачей, о которых несколько раз упоминается, не вызывают нравственного протеста.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ С одной стороны, это иерархия, и лагерная терминология — «придурки», «шестерки», «доходяги» — ясно определяет

Слайд 13СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ НАРОДА И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Шухов видит интеллигентов («москвичей») как чужой

народ: «И лопочут быстро-быстро, кто больше слов скажет. И когда

так лопочут, так редко русские слова попадаются, слушать их — все равно как латышей или румын».

Говоря о страшном потоке арестов крестьян в 1929–1930 гг., который почти не заметила либеральная советская интеллигенция шестидесятых, сосредоточившаяся на сталинском терроре 1934–1937 гг. — на уничтожении своих, он как приговор произносит: «А МЕЖДУ ТЕМ НЕ БЫЛО У СТАЛИНА (И У НАС С ВАМИ) ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЯЖЕЛЕЙ».

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ НАРОДА И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИШухов видит интеллигентов («москвичей») как чужой народ: «И лопочут быстро-быстро, кто больше слов

Слайд 14Простейшая формула выживания: «СВОЕ» ВРЕМЯ + ЕДА. Это мир, где

«двести грамм жизнью правят», где черпак щей после работы занимает

высшее место в иерархии ценностей («Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прошлой и всей будущей жизни»), где об ужине говорится: «Вот он миг короткий, для которого и живет зэк!» Пайку герой прячет около сердца.

ФОРМУЛА «ВЫЖИВАНИЯ»

ВРЕМЯ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЕДОЙ: «Самое сытное время лагернику — июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время — июль: крапиву в котел секут». Отношение к еде как к сверхценной идее, способность целиком сосредоточиться на ней определяют возможность выживания.

Простейшая формула выживания: «СВОЕ» ВРЕМЯ + ЕДА. Это мир, где «двести грамм жизнью правят», где черпак щей

Слайд 15 ЖИЗНЬ — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ, человеческий долг — спасение себя,

и потому перестает действовать традиционная система запретов и ограничений: сворованные

Шуховым миски каши — не преступление, а заслуга, зэковская лихость, Гопчик свои посылки по ночам в одиночку ест — и здесь это норма, «правильный будет лагерник».

СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Поразительно другое: нравственные границы хоть изменяются, но продолжают существовать, и более того — СЛУЖАТ ГАРАНТИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ.
Критерий прост: нельзя изменять — ни другим (как стукачи, сберегающие себя «на чужой крови»), ни себе.

ЖИЗНЬ — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ, человеческий долг — спасение себя, и потому перестает действовать традиционная система запретов

Слайд 16Чуть ли не единственным средством, позволяющим человеку выжить, оказывается работа,

труд. «Так устроен Шухов по-дурацкому, и никак его отучить не

могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули».

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Чуть ли не единственным средством, позволяющим человеку выжить, оказывается работа, труд. «Так устроен Шухов по-дурацкому, и никак

Слайд 17ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
- РАБОТА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛЮДЕЙ: Буйновский, Фетюков, баптист Алешка

оцениваются по тому, какие они в общем труде.
- РАБОТА

СПАСАЕТ ОТ БОЛЕЗНИ: «Теперь, когда Шухову дали работу, вроде и ломать перестало».
- РАБОТА ПРЕВРАЩАЕТ «КАЗЕННОЕ» ВРЕМЯ В «СВОЕ»: «Что, гадство, день рабочий такой короткий?»
- РАБОТА РАЗРУШАЕТ ИЕРАРХИЮ: «сейчас работой своей он с бригадиром сравнялся».
- И главное, она УНИЧТОЖАЕТ СТРАХ: «Шухов, хоть там его сейчас конвой псами трави, отбежал по площадке назад, глянул».
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ- РАБОТА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛЮДЕЙ: Буйновский, Фетюков, баптист Алешка оцениваются по тому, какие они в общем

Слайд 18В «Одном дне Ивана Денисовича» свобода измеряется не высотой человеческого

подвига, а простотой ежедневной рутины, но с тем большей убедительностью

она осмысливается как главная жизненная необходимость.
Так в рассказе об одном дне жизни советского лагерника совершенно естественно смыкаются две большие темы русской классической литературы — ИСКАНИЕ СВОБОДЫ И СВЯТОСТЬ НАРОДНОГО ТРУДА.

В «Одном дне Ивана Денисовича» свобода измеряется не высотой человеческого подвига, а простотой ежедневной рутины, но с

Слайд 19В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено

немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не менее

Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те поди, которые уже на воле были к этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ДАЖЕ В САМЫХ ТРУДНЫХ И ЖЕСТОКИХ УСЛОВИЯХ. Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика