Слайд 1От комикса до графического романа
История азиатской графической литературы (манга, манхва,
маньхуа)
Слайд 2Комикс
Это издание, в котором история рассказывается с помощью рисунков и
сопровождающего их текста и находится на стыке литературы и изобразительного
искусства.
Комикс — общее название для всех рассказов в картинках, где сюжет рассказывается преимущественно с помощью иллюстраций, а не текста. Крупные комиксы, где в рисунках излагается полноценное художественное произведение, называют графическими романами, а короткие комиксы объемом в несколько рисунков — стрипами. К комиксам также относится японская манга.
Слайд 3Графический роман
Самостоятельное художественное произведение, в котором главная смысловая и повествовательная
нагрузка ложится на рисунок, а не на текст.
Графический роман в
некотором смысле является разновидностью комиксов. Однако в отличие от комиксов ориентирован на взрослую аудиторию. Отсюда и более тщательная прорисовка, и качество издания, и объем произведения. Среди наиболее популярных графических романов произведения Алана Мура, Фрэнка Миллера, Алехандро Ходоровски, а также серия «Песочный человек» Нила Геймана.
Слайд 4Манга
Особый вид литературы, японские комиксы со своей уникальной манерой рисования
и сюжетами, превратившиеся в самостоятельную культуру.
Манга, как и другие комиксы,
рассказывает историю с помощью рисунков и текста. Однако она наделена своими сюжетными и изобразительными особенностями, которые позволили выделить манга в самостоятельный вид культуры сначала в Японии, а потом и во всем мире. В настоящее время, по некоторым данным, манга занимает четверть издательского рынка Японии.
Слайд 5Манхва, маньхуа
Манхва – корейская разновидность манга-культуры.
Маньхуа – китайская разновидность манга-культуры.
Слайд 6Из истории
К предшественникам комиксов можно отнести политические европейские
карикатуры XVIII века. Гравюры английского художника, иллюстратора Уильяма Хогарта (1697—1764) были крайне популярны и представляли
собой серию рисунков, повествующую определённую историю.
Одним из основоположников жанра комиксов считается немецкий поэт-сатирик и художник Генрих Христиан Вильгельм Буш(1832—1908) Его остроумные сатирические стихи в картинках популярны во всём мире. Российским читателям он известен, например, по стихотворению «Плих и Плюх» в переводе Даниила Хармса или «Макс и Мориц» (перевод Константина Льдова). Творчество Вильгельма Буша, его истории про Макса и Морица вдохновили одного из первых авторов американских комиксов Рудольфа Дёркса.
Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner» (редактор Уильям Рендолф Херст)[4]. Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов они становятся любимым оружием прессы.
В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.
Золотой век комиксов (англ. Golden Age of Comic Books) — название периода в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с 1938 года по 1955 год .
Слайд 7Из истории
В Японию комиксы попали в 1945 году вместе с
оккупирующими войсками. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы представить себе
какое впечатление эти яркие, красочные и таинственные артефакты произвели на детей, годами страдающих от тягот войны. Комиксы были подобны наркотику. Однажды их попробовав, японцы не смогли остановиться. Часть американских серий выходила в неофициальных переводах, но что важнее, японцы начали создавать собственные комиксы. Они отличались от американских более дешевой бумагой и увеличенным во много раз объемом, были черно-белые и дешевые. Постепенно темы новых японских комиксов начали множиться, равно как и их аудитория.
Слайд 8 Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных
комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий
и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако мэйнстримовым направлением является стиль, характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам по отношению к остальным частям лица, их детальная прорисованность.
Слайд 9Образная система аниме и манги
Внешний вид персонажа
Главная особенность, отличающая мангу
и аниме от их западных аналогов, - развитый символико-графический язык,
позволяющий несколькими штрихами передать довольно сложные эмоции или выразить характер героя. В этом аниме и манга близки к средневековой живописи и скульптуре, в которых каждый элемент изображения имел свой особый смысл. Скажем, Будда часто изображался с большим животом - в ознаменование того, что он достиг Абсолютного Счастья. Или в русской иконописи святые-мученики изображались в красных сапогах - как олицетворение пролитой ими крови.
В комиксах, однако, костюмы персонажей продумываются как отражение их характера, или их миссии: сине-красный костюм Супермена, футболка в виде британского флага Дженни из Authority, черный костюм Бэтмэна.
Слайд 10 загруженность страниц
В отличии от западно-европейских комиксов, где страница буквально заполнена
диалогами и монологами, манга, благодаря своему символическому языку весьма немногословна.
Как пример можно привести такую ситуацию: чтобы выразить состояние персонажа американский или европейский герой застынут в одном кадре или нескольких, если не будет хватать места для развернутого монолога, где герой подробно рассказывает читателю, что он сейчас ощущает и почему. В манге же на это уйдет от силы один кадр, где герой замрет с пустым взглядом, и фоновое сопровождение в виде темных полос подскажет читателю в какую мрачную депрессию погрузился герой, или пролетающие лепестки сакуры, символизирующие печаль и рухнувшие надежды и т. д.
Вообще различие заключается и в фоновой обработке. Западно-европейские художники очень тщательно прорисовывают задний фон персонажа, где бы он не находился, японцы могут обойтись намеками и общими чертами, или вообще пустить на фоне цветочки, рыбки, отпечатки кошачьих лап, что придает эмоциональности рисунку и, что опять же служит читателю подсказкой.
Если подсчитать, сколько тратиться времени на чтение одной страницы Супермена и чтение одной страницы Сейлор Мун, то разница огромная. Японец в среднем потратит на страницу манги от одной до пяти секунд, тогда как европеец может потратить на страницу комикса более пяти минут, только для того чтобы прочитать, а потом еще и осмыслить, что же он прочитал на этой странице.
Графическим языком манги овладеть совсем не трудно, достаточно прочитать одну мангу и можно с уверенностью сказать, что читатель уже владеет этим языком фактически в совершенстве.
Слайд 11художественные приемы
Мы уже обратили внимание на подход к рисунку фона.
И уже упоминалось, что распространенное мнение о "больших глазах", как
о неотъемлемой части особенностей манги - ошибочно. Художники по-разному подходят к прорисовке столь важной и неотъемлемой части лица персонажа, потому что через прорисовку глаз можно выразить очень многое.
Грубое разграничение для начинающих гласит, что большие глаза - это символ невинности и наивности, открытости миру. Чем уже глаза, том более закрытый человек перед читателем. На самом деле, глаза начали выделять по той же причине, что в свое время женщины начали красить ресницы и пользоваться подводкой. Большие глаза - вызывают доверие и желание симпатизировать. Кому понравятся маленькие поросячьи глазки, по которым ничего и не разобрать, какую гадость задумал их владелец.
Третьим основным художественным приемом, можно отметить необычные ракурсы лица и тела персонажей, которые применяют мангаки. Деформет - искажение пропорций той или иной части тела, а иногда и полностью всего тела - это одно из самых ярких явлений манги. Персонаж должен быть живым, а для этого требуется большое искусство от художника. Прописывать каждое изменение лица в зависимости от эмоций - это не только труд, но и время, чего у мангаки как раз не слишком много. Поэтому встречается непропорционально большой рот, разинутый в крике. Выпученные глаза, сплющенное тело персонажа и прочие изменения. Это тоже относиться к системе графического языка мангаки. Выразить озадаченность? Достаточно пририсовать каплю над головой. Детское всепоглощающее состояние? Нарисовать персонажа маленьким, словно он ребенок.
Комиксы, как и любой другой вид американского искусства, впитывает новые тенденции: стали появляться характерные для манги приемы, персонажи, похожие на героев аниме, с большими глазами, заостренными лицами. В основном пока в сатирических работах, однако, в будущем скорее всего произойдет сращение.
(пример комикса: звуки, звездочки, обозначение падения)
(японская манга: деформет, капли, уменьшение в размерах, подсказка фона)
Слайд 13изображение тела
Если мы посмотрим на то, как рисуют тела американские
комиксисты, то обратим внимание, что мужчины там накачены, а женщины
стройны и большегруды. Каждая мышца тщательно прорисована, и трико, которое обтягивает героя, как вторая кожа, только подчеркивает каждую мышцу этого тела, предела мечтаний каждого американца. Культ тела у американцев подчас доходит до абсурда, иногда это обыгрывается в других комиксах-пародиях.
В японской манге герои могут быть с различными дефектами и даже страдать комплексом неполноценности из-за них. Опять же условные линии, мышцы намечены так, чтобы было понятно, что они здесь есть. Все нарисовано по возможности одной линией, словно рисуется контур. Это связано с традицией, когда рисунок считался лишь дополнением к тексту и был крайне схематичен.
Слайд 15
Аригато за внимание!
Приятного
Рисования!