Слайд 1
ОТЧЕТ ПО I ЭТАПУ РАЗРАБОТКИ
модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров
по программам бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель
- дефектолог) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования
ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет
дефектологический факультет
Слайд 2Цель проекта
совершенствование методологических и педагогических подходов подготовки будущих педагогов
посредством усиления практической направленности подготовки в программах бакалавриата в рамках
укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования.
Слайд 3Основные задачи первого этапа выполнения работ
разработка модели практико-ориентированной подготовки
педагогических кадров бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)
на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования;
разработка новых модулей для программы бакалавриата;
разработка программы повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации новых модульных основных профессиональных образовательных программ бакалавриата.
Слайд 5Содержание модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата включает:
–
концептуальное обоснование;
– определение нормативной базы для разработки и реализации
модели;
–описание механизма взаимодействия образовательных организаций высшего и основного общего образования;
– положение о сетевом взаимодействии организаций высшего и основного общего образования при реализации модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»;
– перечень компетенций как результатов освоения выпускниками программы бакалавриата;
– структуру основной профессиональной образовательной программы;
– требования к образовательным организациям высшего образования и основного общего образования в целях эффективного осуществления практико-ориентированной подготовки педагогических кадров на основе сетевого взаимодействия;
– инструментарий оценки сформированности компетенций студентов, формируемых в соответствии с задачами практик и в рамках сетевого взаимодействия с организациями основного общего образования и их базами практик.
Слайд 6Основные положения модели
формирование особого профессионального мышления и профессионального поведения будущего
учителя-дефектолога, требующего активности и самостоятельности в решении профессиональных задач, умении
применять комплексный, системный и дифференцированный подходы и принимать на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности;
понимание педагогической практики как неотъемлемой части содержания образования и как пролонгированного поэтапного погружения студента в различные ситуации профессиональной деятельности, отражающие трудовые действия необходимые умения и необходимые знания по основным трудовым функциям педагога: обучение, воспитание, развитие;
осуществление профессионального погружения на протяжении всего процесса обучения бакалавров, при этом изучение, интеграция и присвоение междисциплинарных теоретических и экспериментальных основ современного научного знания происходят как процессы овладения инструментарием профессионального мышления и формирования профессионального поведения будущего учителя-дефектолога;
использование дистанционных технологий, в том числе возможностей LMS MOODLE, применение современных компьютерных средств и инструментов.
Слайд 7Дифференциация.
Введение в профессию.
Формирование необходимых студенту универсальных умений:
коммуникативных (многократно создаются
и анализируются тексты);
познавательных (постановка вопросов, оформление проблемы, поиск инструментов, планирование
решения, осуществление промежуточного и итогового контроля, рефлексия);
личностных (самостоятельная активная поисковая деятельность)
Слайд 8Соотнесение компетентностной модели бакалавра с требованиями профессионального стандарта педагога(примеры)
Слайд 9Соотнесение компетентностной модели бакалавра с требованиями профессионального стандарта педагога(примеры)
Слайд 10
Профессионально-прикладные компетенции, формируемые при изучении дисциплин вариативной части образовательной программы,
разработанные в рамках проекта по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
(Учитель-дефектолог) :
готовность к использованию дистанционных технологий в обучении лиц с ОВЗ (ППКВ-1);
готовность к использованию ассистивных технологий в работе с детьми с тяжелыми/множественными нарушениями в развитии (ППКВ-2);
готовность к применению коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих освоение детьми с ОВЗ образовательных программ в организациях основного общего образования в условиях инклюзии (ППКВ-3).
Слайд 11I.2. Разработка новой модульной основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по
направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)
Разработаны пять модулей основной
профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель - дефектолог)»:
Дисциплины гуманитарного и экономического цикла;
Дисциплины математического и естественно-научного цикла;
Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки;
Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса;
Изучение, образование и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 12Изменение соотношения базовой и вариативной части
Слайд 13Модуль 1 «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла»
Цель модуля -
способствовать формированию общей культуры, фундаментальных гуманитарных знаний будущего дефектолога.
Инновации
: общая направленность дисциплин расширяется и углубляется за счет профессиональной специфической составляющей:
по содержанию (в дисциплинах «Социология», «Культурология», «Философия», «Экономика образования» обсуждаются проблемы, связанные с обучением и социализацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими статус инвалидность, и их семьям; в целом, в содержании дисциплин модуля появилось порядка 15 % новых разделов);
по структуре модуля (последовательность изучения дисциплин пересмотрена в связи с задачами практико-ориентированного обучения: «Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов», «Экономика образования» изучаются на 3 курсе, когда у студента сложилось представление о проблемах лиц с различными нарушениями, особенностях их развития и социализации, о системе образования).
.
Слайд 14Модуль 2. «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла»
Цель модуля - способствовать
формированию у будущего учителя-дефектолога базовых знаний и умений в области
медицины, обеспечения безопасной образовательной среды ребенка с ОВЗ, информационных технологий.
Инновации:
по содержанию: разработка новой дисциплины «ИКТ-компетенции учителя-дефектолога», обеспечивающей формирование способности использовать в профессиональной деятельности современные образовательные средства, включая ассистивные, и информационно-коммуникативные технологии, в том числе используемые при дистанционном обучении лиц с ОВЗ; в содержании других дисциплин модуля появилось порядка 20 % новых разделов;
по структуре модуля: последовательность изучения дисциплин обеспечивает формирование ряда общекультурных и общепрофессиональных компетенций, которые являются базовыми для последующего обучения (например, формирование у студентов пользовательских навыков работы на ПК позволят им правильно оформлять презентации, научные работы и т.д.) и освоения профессионально ориентированных модулей (например, изучение основ генетики обеспечивает необходимое для профессиональной деятельности современное научное понимание значимости соотношения биологических и социальных факторов в развитии человека).
Слайд 15Модуль 3.«Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки»
Цель модуля – формирование базовых
профессиональных компетенций, необходимых каждому педагогу (в том числе учителю-дефектологу), отраженных
в Профессиональном стандарте как совокупность функций, видов деятельности и действий учителя.
Инновации:
по содержанию:
-в «Психолого-педагогическом модуле» вместо традиционного освоения отдельных дисциплин (Педагогика, История педагогики, Общая психология, Возрастная психология и др.) происходит личностно-профессиональное развитие и формирование профессиональных компетенций студентов по основным линиям: «Личностно-профессиональное развитие», «Возрастная психология» «Образовательные системы и педагогические технологии» через собственные практические действия, наблюдения, проигрывание, анализ и самоанализ, проектные, исследовательские и творческие работы, рефлексивные отчеты, знакомство с научной, художественной и методической литературой, фильмами и др.
-введена новая дисциплина «Ассистивные технологии в специальном и инклюзивном образовании»;
в содержании модуля появилось порядка 40 % новых дисциплин и разделов в дисциплинах;
по структуре:
последовательность и продолжительность изучения дисциплин объясняется сложностью и значимостью базовых общепрофессиональных знании и умений, которые обеспечиваются освоением педагогических, психологических, медицинских дисциплин, развитием навыков профессиональной коммуникации, а также формированием готовности к использованию современных технологий, поддерживающих жизнедеятельность, образование, общение, лиц с ОВЗ.
Слайд 16
Модуль 4. «Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса»
Цель модуля –
формирование базовых фундаментальных профессиональных знаний в области «Специальное (дефектологическое) образование»
и первичное погружение в специальность по профилю для дальнейшей подготовки студентов к овладению профессионально-прикладными компетенциями.
Инновации по содержанию:
-дисциплины базовой части изучают все студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Вариативная часть предполагает включение дисциплин в соответствии с профилем подготовки бакалавров: сурдопедагогика, логопедия, дошкольная дефектология, олигофренопедагогика;
-формирование профессионального мышления учителя-дефектолога на стыке нескольких научных и прикладных областей знаний Модуля: в базовой части - лингвистическая и психолого-педагогическая составляющая ,в вариативной части - в соответствии с профилем подготовки бакалавров медицинская, специальная (дефектологическая) педагогическая составляющая и специальная психологическая составляющая;
раскрытие всех граней профессиональной деятельности через содержание дисциплин, ознакомление с различного рода профессиональной деятельностью учителя-дефектолога в соответствие с профилем, студент знакомится с содержанием и особенностями организации профессиональной деятельности в образовательных организациях, социальных и медицинских учреждениях; различными направлениями и аспектами деятельности учителя-дефектолога и выбрать наиболее интересный для него аспект профессиональной деятельности в соответствии с профилем для дальнейшего углубленного изучения.
Слайд 17Модуль 5. «Изучение, образование и реабилитация лиц с ограниченными возможностями
здоровья»
Цель модуля – формировании профессиональных прикладных компетенций студентов, обучающихся по
направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в соответствие с выбранным профилем.
Инновации по содержанию:
в базовой части представлены дисциплины, раскрывающие общие, наиболее актуальные, проблемы специальной (коррекционной) педагогики (например, «Организация специального образования и инклюзивного обучения», «Ранняя помощь и реабилитация детей с проблемами здоровья» и др.). Вариативная часть модуля значительно превышает по объему базовую и обеспечивает узконаправленную профильную подготовку бакалавров;
в зависимости от профиля обучения дисциплины вариативной части закладываются в разной логике изучения;
дисциплины модуля изучаются с первого курса до третьего курса (II-VI семестры), при этом дисциплины базовой части направлены на формирование у студентов знаний и умений в области специальной (коррекционной) педагогики, а вариативной части - в соответствие с конкретным профилем, по которому обучается студент;
освоение дисциплин базовой части опирается с первого курса на рассредоточенную учебную практику, что позволяет мотивировать студентов и обеспечивает более глубокое понимание проблем системы образования лиц с ОВЗ в целом, а также системы образовательно-коррекционной работы;
модуль включает вариативные модули (в соответствие с профилями) по выбору студентов на четвертом курсе, студент имеет возможность выбирать проблему/направление деятельности специалиста по профилю для более глубокого изучения и овладения практическими профессиональными действиями
Слайд 18Разработка программы повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб
по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата
В результате
освоения данного курса у слушателей будут сформированы следующие умения:
анализировать вузовский процесс практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и основного общего образования;
устанавливать преемственность содержания образовательных программ, форм и видов оценки качества знаний обучающихся с требованиями профессионального стандарта педагога;
использовать практико-ориентированные технологии профессионального обучении учителя-дефектолога;
организовывать учебный процесс, расширяя возможности сетевого взаимодействия между образовательными организациями:
В рамках реализации программы предусмотрен обмен опытом работы, выдвигаются позиции для обсуждения теоретических и практических положений практико-ориентированной подготовки учителя-дефектолога на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и основного общего образования, что позволяет регулировать динамику личностного и профессионального развития слушателей.