Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский
университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Владивосток
2014
Общая психология
Корнилова Дарья Сергеевна
старший преподаватель
кафедры общепсихологических дисциплин
специальности клиническая психология
Блок 2: «Психические состояния»
Слайд 2
Тема 2:
«Отрасли психологии. Методы психологии»
Слайд 3
Цель лекции:
Изучить отрасли и методы психологии
Слайд 4Учебные вопросы:
Основные параметры классификаций отраслей психологии.
Отрасли психологии.
Принципы психологического исследования.
Методы психологии.
Организация
психологического исследования.
Слайд 5Учебный вопрос №1.
Если в основу классификации
отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей:
По
принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, клиническая, юридическая, искусства, авиационная, науки, космическая и др.
По принципу развития: возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопсихология, психогенетика и др.
По принципу отношения личности и общества: социальная, политическая, экологическая, экономическая, личности, управления.
Слайд 6Научную психологию условно можно разделить на:
фундаментальную,
прикладную
практическую.
Фундаментальную психологию интересуют основополагающие проблемы психики, теоретический аспект этих
проблем и их эмпирическая проверка.
Прикладная психология также стремится к получению новых знаний, но приоритет отдает изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях.
Слайд 7Практическая психология решает на научной основе конкретные задачи, возникающие в
реальной жизни и деятельности людей и коллективов, а получение нового
знания является, как правило, необязательным приложением.
Практическая психология –вид деятельности психолога, предполагающий получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей, анализ этой информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии, разработку и реализацию воздействия на них с целью изменения или измерения их проведения.
Слайд 8Направления практической психологии связаны с решаемыми задачами:
психотерапия;
психологическое консультирование;
психодиагностика;
психокоррекция .
Практическая психология включает:
психопрогностику,
психодиагностику,
психокоррекцию
психопрофилактику.
Слайд 9 Для современной психологии характерны два встречных процесса:
дифференциации,
порождающий значительную развлетвленность отраслей психологии,
и интеграции («стыковка» со смежными
науками и объединение отраслей внутри психологии),
Такие отрасли психологии, как психология личности и социальная психология, юридическая, политическая и пр., оказываются неразрывно связанными, так как в основе их лежат общие понятия и концепции.
Слайд 10Общая психология –
Психофизиология
Клиническая психология
Патопсихология
Нейропсихология
Психология труда
Педагогическая
психология
Юридическая психология
Психология развития
Возрастная психология
Геронтопсихология
Психогенетика
Зоопсихология
Дифференциальная психология
Социальная психология
Психология
личности
Психодиагностика
Психотерапия
Консультативная психология
Психологическое консультирование
Психокоррекция
Парапсихология
Слайд 11Принципы психологического исследования.
принцип детерминизма, выдвинутый Рубинштейном;
изучение психических явлений в процессе
человеческой деятельности;
необходимость изучения всех психических феноменов в развитии – филогенетическом,
онтогенетическом, социально-историческом, индивидуальном;
антропологический принцип Ананьева (комплексное изучение человека с одновременным измерением большого числа разноуровневых характеристик (морфологических, физиологических, психологических, социальных) и диагностической ориентации психологического исследования).
Слайд 12Метод – способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь
осуществления научного исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности
изучаемых объектов.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Слайд 14Классификация Б.Г. Ананьева
1. Эмпирические методы (методы сбора данных):
основные (наблюдения
и эксперимент)
вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятельности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование,
социометрический, близнецовый).
2. Организационные методы:
сравнительный
лонгитюдный
комплексный
3. Методы обработки результатов:
количественный (статистический)
качественный (дифференциация материала по уровням и типам).
4. Методы интерпретации результатов:
генетический (анализ результатов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.);
структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности)
Слайд 15Основные методы
Наблюдение
Интроспекция
Эксперимент
Лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент
Констатирующий эксперимент
Формирующий (обучающий) эксперимент
Слайд 16Вспомогательные методы
Тестирование
Тест
Изучение продуктов деятельности
Биографический метод
Беседа
Интервьюирование
Моделирование
Социометрия
Близнецовый метод
Генетический метод
Слайд 17Организационные методы
Сравнительный метод
Лонгитюдный метод
Комплексный метод
Слайд 18Методы обработки результатов
1. Статистика. Статистика включает разделы:
описательная статистика, позволяющая
описывать, подытоживать, воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того
или иного распределения, вычислять статистические его характеристики;
индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, в которой взята выборка;
измерение корреляции, которая позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую
2. Корреляционный анализ.
Слайд 19Организация психологического исследования.
Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования.
Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования,
выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений, это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.
Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
Слайд 204. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
5.
Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее
этапах.
6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.
7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.
8. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.