Слайд 1Профессии. Специальность.
Классификация профессий
Отрасли общественного производства
.
Слайд 2Урок 9
Профессия (от лат. слова «profession» – объявляю свое дело)
– род трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых
в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. и являющийся обычно источником существования, например, врач, педагог, летчик…
Слайд 4В мире насчитывается более 40 тыс. профессий.
Урок 9
Каждый год
исчезают 10-ки старых и возникают 100-ни новых!
Некоторые меняют название, прикидываясь
современными: БАРМЕН буфетчик, МЕНЕДЖЕР управляющий
Слайд 5В мире насчитывается более 40 тыс. профессий.
Урок 9
Аргироскоп (смотритель
серебра в эпоху римского императора )
В обязанности этого человека
входило узнать достоинство монеты на зуб. Сейчас в этом нет
необходимости, для этого есть другие источники
В итальянском городе Парма есть профессия, связанная с приготовлением сыра – «слухач». «Слухачи», постукивая палочкой по головке сыра, благодаря своему тонкому слуху, безошибочно определяют, созрел ли он. Специалисты очень
ценятся, работа хорошо оплачивается государством
Слайд 6Урок 9
В Японии есть профессия – «дегустатор воздуха»,
«вынюхиватель», как
его еще называют.
Он определяет степень загрязнения воздуха
промышленными
предприятиями. Эта
должность
введена в аппарат чиновников
по просьбе трудящихся,
недовольных качеством
воздуха вокруг целого ряда
заводов и фабрик.
В Америке, в штате Минессота на мыловаренном заводе служит человек, обязанность которого – жевать разные сорта мыла, чтобы установить в нем содержание щелочи.
Слайд 7Урок 9
Должность – это положение и обязанности кого-нибудь в учреждении.
За хорошие успехи в работе, трудолюбие, профессионализм человека могут повысить
в должности – это карьера – успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности, в профессии или по должности.
.
Слайд 8Урок 9
Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности.
Пример: швея 6
разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории
Слайд 9Урок 9
Практическая работа
Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:
Токарь,
секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель,
слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, ветеринарный врач, повар, заведующий библиотекой, портретист, инженер, главный бухгалтер, монтажник, летчик испытатель, директор школы, учитель математики, главный врач, прораб
Слайд 122. По отраслям народного хозяйства:
Урок 9
Профессии сферы образования
Профессии
здравоохранения
Профессии обслуживания
Профессии сельского хозяйства и т.д.
Слайд 133. По областям научных знаний:
Урок 9
Профессии химические
Профессии юридические
Профессии экономические
Профессии биологические и т.д.
Слайд 14По степени востребованности:
Урок 9
Очень востребованные
Менее востребованные
Слайд 15типы профессиональной деятельности
ВАЖНО ЗНАТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ ПРОФЕССИЙ, ПОСТРОЕНЫХ НА ОСНОВАНИИ
СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
Урок 9
КЛИМОВ Евгений Александрович
(род. 11.06.1930)
отечественный психолог,
крупный специалист в области психологии труда. Издал более 150 работ.
Слайд 16ЧЕТЫРЁХУРОВНЕВАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ КЛИМОВА
Урок 9
Все профессии можно распределить по:
5-ти предметам
3-м целям
4-м
средствам
4-м условиям труда
Слайд 17КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ по предметам труда
Урок 9
Человек-природа Ч-П
Это люди,
которым очень нравится изучать, ухаживать за растениями, животными, кормить их,
лечить. Это врачи-ветеринары, агрономы, зоотехники и т.д.
Слайд 18Требования к человеку
Урок 9
Развитое воображение
Хорошая зрительная память
Наблюдательность
Терпение и настойчивость
Готовность к
работе в небольших коллективах и любых погодных условиях.
Слайд 19КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Урок 9
Человек-техника Ч-Т
Люди, которые готовы работать с машинами, с
техникой днями и ночами, ремонтировать, собирать, налаживать их работу. Это
водители, каменщики, инженеры и т.д.
Слайд 20Требования к человеку
Урок 9
Точное зрительное и слуховое восприятие
Хорошая координация движений
Развитое
техническое и творческое мышление и воображение
Наблюдательность
Слайд 21КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Урок 9
Человек- человек Ч-Ч
Люди, которые постоянно разговаривают
друг с другом, лечат людей, обучают, воспитывают, продают друг другу
товары, защищают права людей. Это врачи, учителя, юристы, продавцы и т.д.
Слайд 22Требования к человеку
Урок 9
Стремление к общению, умение легко вступать в
контакт
Доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции
Способность анализировать своё поведение и
поведение окружающих
Умение слушать и слышать
Разбираться во взаимоотношениях людей
Умение улаживать разногласия
Умение убеждать, умение владеть мимикой и жестами
Аккуратность, пунктуальность, собранность
Слайд 23КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Урок 9
Человек-знаковая система Ч - З
Все
что-то чертят, составляют таблицы, высчитывают, делают измерения, работают с формулами,
чертежами, картами, схемами. Это – переводчики, экономисты, химики, программисты, бухгалтеры, кассиры и т.д.
Слайд 24Требования к человеку
Урок 9
Оперативная и механическая память
Способность к длительной концентрации
внимания
Хорошее переключение внимания
Усидчивость и терпение
Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Урок 9
Человек-художественный образ Ч-Х
Люди что-то создают, моделируют,
делают по образцу, занимаются музыкой, изобразительной,
актерской деятельностью. Это актеры,
музыканты, художники, модельеры.
Слайд 26Требования к человеку
Урок 9
Художественные способности и развитые эстетические чувства
Развитое зрительное
восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память
Творческое воображение
Знание законов эмоционального воздействия
на людей
Слайд 27
Упражнение «Найди профессии».
Определите слова, обозначающие профессии и специальности.
Урок 9
Инженер, конструктор, директор, курьер,
дворник, юрист, хирург, помощник юриста, кассир, завуч, слесарь, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник
отдела, учитель, учитель начальных классов, врач- терапевт, летчик, водитель, швея,
главный конструктор, швея-мотористка, летчик-испытатель, водитель такси,
помощник воспитателя.
Слайд 28
Профориентационная игра “Самая – самая”.
самая белая
Сейчас вам будут предложены некоторые
необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые,
по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике
самая зелёная профессия
(садовник, лесник)
самая сладкая
(пчеловод, кондитер, дегустатор)
самая волосатая
(парикмахер)
самая детская
(воспитатель)
самая смешная
(клоун)
самая общительная
(учитель, журналист)
самая умная
(учёный, профессор)
(врач)
Слайд 29
Урок 9
Игра «Угадай профессию»
ЭКОНОМИСТ –
терпение, собранность, информированность, точность, коммуникабельность,
порядочность, тактичность.
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ –
физическая подготовка, дисциплина, решительность, находчивость, совершенствование,
собранность, ответственность, отвага, патриотизм, знание техники, оружия.
УЧИТЕЛЬ –
любовь к детям, гуманность, образованность, терпение, находчивость, эрудированность, коммуникабельность.
КЛОУН –
физическая подготовка, смелость, знание психологии, выдержка, находчивость, самосовершенствование, решительность, воображение, артистичность.
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии
Слайд 30Определения
Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний, опыта и
являющийся для него источником доходов. Например, профессия врач, учитель, инженер,
менеджер и др.
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Например, профессия врач, а специальность врач-терапевт.
Квалификация – уровень общей и специальной профессиональной подготовки, степень развития профессиональных знаний и навыков.
Слайд 31Домашнее задание
Заводим тетрадь
Таблицы из презентации (письменно)
cлайд 9 ; слайд
27
Вопросы (письменно)
Какие отрасли народного хозяйства наиболее развиты в нашем городе
и регионе?
Какие из них являются более перспективными и почему, какие испытывают серьёзные трудности?
Какие отрасли интересны вам в плане будущей профессиональной деятельности и почему?
Какие экологические проблемы, связанные с производственной деятельностью человека, существуют в вашем городе (регионе)? Как они решаются?