Слайд 1ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Слайд 2Эффективность организационных структур
степень полноты и устойчивости достижения конечных целей систем управления;
оптимальность
величины затрат, связанных с функционированием организационной структуры;
функциональная эффективность – способность структуры
выполнять заявленные функции, используя имеющийся в наличии комплекс ресурсов.
Слайд 3Признаки неэффективности организационной структуры
отсутствие налаженных связей между отделами;
отсутствие четкой иерархии;
отсутствие
разработанной системы должностных прав и обязанностей сотрудников;
волокита в принятии деловых
решений и их реализации;
несовершенство коммуникаций между руководством и сотрудниками;
случаи выражения сотрудниками недовольства политикой организации, системой служебного роста и т.п.
Слайд 4Требования к организационной структуре
1. Оптимальность.
2. Оперативность.
3. Надежность.
4.
Экономичность.
5. Адаптивность.
6. Устойчивость.
Слайд 5Направления оценки эффективности организационной структуры
1. Оценка соответствия структурной организации особенностям
деятельности и стратегическим задачам предприятия.
2. Оценка эффективности деятельности отдельных управленческих
единиц (отделы, должности).
3. Оценка эффективности информационных каналов.
Слайд 7Первичные количественные показатели организационной структуры
Общее количество уровней управления.
Количество уровней управления
различных подразделений организации.
Существующая средняя норма управляемости.
Количество подразделений с указанием их
территориальной распределенности.
Численность работников управления.
Слайд 8Матрица распределения ответственности по должностным лицам (RACI)
Исполнитель (Responsible) – исполняет
задачу, не несет ответственность за выбор способа её решения, но
отвечает за качество и сроки реализации. Краткое обозначение – И;
Ответственный (Accountable) – полностью отвечает за исполнение задачи, вправе принимать решения по способу реализации. В качестве ответственного за задачу может назначаться только один человек. Краткое обозначение – О;
Консультант (Consult before doing) – оказывает помощь в ходе решения задачи, контролирует качество реализации. Краткое обозначение – К;
Наблюдатель (Inform after doing) – может оказывать консультации в ходе решения задачи, не несет ответственности. Краткое обозначение – Н.
Слайд 9Матрица распределения ответственности по должностным лицам
Слайд 11Вертикальный анализ МРОДЛ
много «И»;
нет пустых ячеек;
нет «И» или «О;
много «О».
Слайд 12Горизонтальный анализ МРОДЛ
нет «И»;
нет «О»;
много «О;
все ячейки заполнены;
много «К».
Слайд 13Интегральный показатель результативности управления (Ру)
качество всей работы (Кр). Уровень соответствия
выполненных работ требуемым показателям качества (отсутствие ошибок, отсутствие исправлений и
переделок, использование принятых на предприятии форм документации и т.п.). Показатель при достижении планируемого качества принимается равным 1. Выполнение работы с ненадлежащим качеством влечет снижение уровня коэффициента;
срок реализации (Ср). Выполнение работы в заранее определенные сроки. Показатель, соответствующий выполнению работ в срок, принимается равным 1. Нарушение сроков влечет снижение уровня коэффициента;
способ реализации (Среал). Степень соответствия выбранного способа реализации задачи, способу реализации, принятого в качестве нормативного для данной задачи. Показатель, полученный при использовании нормативных способов реализации принимается равным 1. Ненадлежащие применение методов или их игнорирование снижение коэффициента.
Ру = Кр ∙ Ср ∙ Среал
Слайд 14Показатели оценки эффективности организационной структуры
Коэффициент эффективности организационной структуры управления: Кэ
= РП/ЗУ. РП - конечный результат (эффект), полученный от функционирования
организационной структуры управления; ЗУ – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники).
Структурный коэффициент централизации: Ксц = Nцп / Nоп. Nцп – количество структурных подразделений, управляемых из одного центра; Nоп – общее количество структурных подразделений одного уровня.
Количественный коэффициент централизации: Ккц = Nцч / Nоч. Nцч – численность работников подразделений, управляемых из одного центра; Nоч - общая численность работников.
Слайд 15Показатели оценки эффективности организационной структуры
Объемный коэффициент централизации: Кок = Оц / Оо.
Оц – объем работ, выполняемый централизованными подразделениями; Оо – общий объем работ предприятия.
Коэффициент централизации
управления: Кцу =Nуц / Nуо. Nуц – количество работников центрального управления; Nуо – общее количество работников управления.
Коэффициент централизации функций: Кцф = Чцц / (Чцц + Чцп). Чцц – численность работников по централизованной функции в центральном аппарате; Чцп – то же, в аппарате подразделений и филиалов.
Слайд 16Показатели оценки эффективности организационной структуры
Коэффициент централизации отдельных функций: Кц = Тт /
(Тт + Тц). Тт – затраты труда работников аппарата управления по данным функциям,
чел. – дн.; Тц – суммарные затраты труда.
Уровень специализации: Кспец = Nспец/ N. Nспец - число специализированных подразделений (бизнес-единиц); N – общее число подразделений.
Слайд 17Показатели оценки эффективности организационной структуры
Уровень формализации отношений подчиненности и процессов
делегирования полномочий: Кф = Чдо/Чо. Чдо – количество формализованных должностей (существуют должностные обязанности,
регламентируются вопросы подчиненности, распределения прав и обязанностей); Чо – общее количество должностей по штатному расписанию.
Коэффициент сложности управления: Ксл = Чс/Ч. Чс – количество должностей; Ч – общая численность работников предприятия.
Слайд 18Показатели оценки эффективности организационной структуры
Коэффициент структурной напряженности: Ксн = N/d. N – общее число
подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления; d - удельный вес работников
аппарата управления в % от общей численности работников.
Коэффициент соблюдения норм управляемости: Купр = Чф/Чн. Чф, Чн – соответственно фактическая и нормативная численность работников, подчиненных одному руководителю.
Коэффициент соответствия должности: Ксд = Чс/Чау. Чс – численность работников аппарата управления, соответствующих должности по результатам аттестации; Чау – общая численность аппарата управления.
Слайд 19Реинжиниринг
радикальное переосмысление и проектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных
улучшений основных показателей деятельности организации.