Слайд 1ОЦЕНКА КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Понятия «оценка», «оценочная деятельность», «оценивание», «отметка»
Недостатки
пятибалльной шкалы оценивания результатов обучения школьников
Подходы к расширению границ применения
балльной отметки
Функции оценивания учебных достижений обучающихся
Виды оценивания
Требования к методике оценивания
Внешние формы оценки успешности учебной деятельности учащихся
Слайд 21. Понятия «оценка», «оценочная деятельность», «оценивание», «отметка»
Оценка выражает соотношение реальных
результатов с планируемыми в образовательных процессах целями.
Оценка – это суждение
о ходе и результатах обучения, содержащее его качественных и количественный анализ и имеющее целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Слайд 3Оценка – результат деятельности
«Оценка совершается на основании результатов деятельности, ее
достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтом она сама
должна быть результатом, а не целью деятельности» (С.Л. Рубинштейн)
Слайд 4Оценочная деятельность – структурная часть целостной профессиональной деятельности учителя
«Все компоненты
оценочной деятельности подчинены главной педагогической цели – созданию условий для
развития и воспитания личности каждого ребенка» (З.А. Кокорева)
Компоненты оценочной деятельности:
цели;
средства, с помощью которых осуществляется контроль и оценка;
конкретные действия учителя и обучающихся
Слайд 5Оценивание – процесс определения оценки
Оценка знаний учащихся – систематический процесс,
который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и
навыков предварительно планируемым (В.М. Полонский)
Оценка – процесс соотнесения хода или результатов деятельности с намеченным в задаче эталоном (Ш.А. Амонашвили)
Оценивание – термин, обозначающий процессную сущность оценки как педагогической категории, а понятие «оценка» - адекватно отражает представление об оценке как результате оценочной деятельности.
Слайд 6Оценка в учебной деятельности
Оценка в учебной деятельности – показатель степени
правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в
работе (Г.И. Щукина)
Слайд 7Требования к использованию оценки в учебной деятельности (по Г.И. Щукиной)
Всесторонность
оценки успеваемости, т.е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся;
Установление
связи со всеми видами работы ученика на уроке;
Высокая авторитетность и значимость оценки;
Гласность и доведение до всех учащихся обоснованных критериев оценки знаний, умений и навыков;
Сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение учащихся класса к анализу работ и ответов товарищей.
Слайд 8Отметка – количественное выражение оценки (Ю.К. Бабанский)
Отметка выражается в баллах,
а оценка в вербальной форме.
Оценка должна предшествовать отметке. Отметка выводится
из оценки. (Часто на практике наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их)
Отметка выражает оценку знаний учащихся.
Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом.
Слайд 9«Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с
его результатом. На основе оценки может появиться отметка как ее
формально-логический результат» (Ш.А. Амонашвили)
«Оценка знаний учащихся есть выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать к данному моменту обучения. Отметки же, или баллы, есть одна из форм выражения этого отношения, т.е. оценки» (Б.Г. Ананьев)
Слайд 102. Недостатки пятибалльной шкалы оценивания результатов обучения школьников
Базируется на интуитивно
сформулированных в практической педагогике нормативных требований к оцениванию на «5»,
«4», «3», «2», «1», не подкрепленных представлениями о структуре результата обучения и психологических основах оценивания;
Необъективность оценивания, создание условий для формирования у учителя ошибочных стереотипных представлений об учениках как об «отличниках», «хорошистах», «троечниках» и «двоечниках».
Слайд 11Недостатки пятибалльной шкалы оценивания результатов обучения школьников (продолжение)
Шкала антигуманна по
отношению к ученику, получившему по ней балл, отличный от «5»,
- в этом случае результат оценивания требует наказания, санкций (ученик недоучил, недостаточно хорошо работал и т.д.).
По сути , учитель оценивает «незнание» ученика, сравнивая уровень его знаний с неким «эталоном» (стандартом или с ответом «отличника»), - шкала не работает на развитие ребенка, не мотивирует его на изучение материала.
Слайд 12Недостатки пятибалльной шкалы оценивания результатов обучения школьников (продолжение)
Отметка «1» давно
запрещена и не выставляется учителями. Выставление отметки «2» ученику тоже
не приветствуется администрацией школы. Результат – при оценивании фактически используется трехбалльная шкала. (выход учителей: «5-», «4-», «3-», «3= », «4+», «3+» и т.д.)
Слайд 13Недостатки пятибалльной шкалы оценивания результатов обучения школьников (продолжение)
Шкала используется, в
том числе, при оценивании ответов учащихся и коррекционных классов, и
профильных классов без разработки критериев оценивания
ВЫВОД: пятибалльная шкала представляет собой очень простой и грубый инструмент, но именно вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.
Слайд 143. Подходы к расширению границ применения балльной отметки
Безотметочная система
Широко практикуется
в начальной школе. Требует от педагогического коллектива тщательного и разноаспектного
мониторинга
Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг)
За отдельные этапы или виды работ выставляется определенное количество промежуточных баллов. Итог обычно не выходит за рамки традиционной пятибалльной системы, но ученик имеет шанс постепенно превратить «3» в «5».
Слайд 15Подходы к расширению границ применения балльной отметки (продолжение)
Полный или частичный
переход на многобалльную систему (от 10 до 100 баллов и
выше)
Каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности и креативности оценивается по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале.
Как правило, подобная система существует параллельно с пятибалльной и охватывает элективные и дополнительные курсы, а также проектно-исследовательские виды деятельности.
Слайд 16Подходы к расширению границ применения балльной отметки (продолжение)
Балльно-рейтинговая система оценивания
Предусматривает
на переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Он основывается
на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой.
Слайд 17Подходы к расширению границ применения балльной отметки (продолжение)
Вывод: необходима модернизация
процедуры использования пятибалльной шкалы. Возможно сочетание использования этой шкалы с
многобалльными шкалами.
Слайд 184. Функции оценивания учебных достижений обучающихся
Контрольная
Предусматривает определение уровня достижений отдельного
обучающегося, выявление уровня готовности к усвоению нового материала, что дает
возможность учителю соответственно планировать и излагать учебный материал
Слайд 19Функции оценивания учебных достижений обучающихся (продолжение)
Учебная
Осуществление оценивания способствует повторению, изучению,
уточнению и углублению знаний, их систематизации, совершенствованию навыков и умений
Слайд 20Функции оценивания учебных достижений обучающихся (продолжение)
Диагностико-коррекционная
Предусматривает выяснение причин затруднений, возникающих
у обучающегося в ходе обучения, выявление пробелов в знаниях и
умениях и внесение корректив, направленных на устранение этих пробелов, в деятельность обучающегося и педагога
Слайд 21Функции оценивания учебных достижений обучающихся (продолжение)
Стимулирующе-мотивационная
Осуществление оценивания стимулирует желание улучшить
свои результаты, развивает ответственность, способствует соревновательности обучающихся, формирует положительные моменты
учебы
Слайд 22Функции оценивания учебных достижений обучающихся (продолжение)
Воспитательная
Формирует умение ответственно и сосредоточенно
работать, применять приемы контроля и самоконтроля, содействует развитию трудолюбия, активности
и прочих положительных качеств дичности.
Слайд 235. Виды оценивания
По «привязанности» к виду контроля:
Формирующее (текущее) оценивание (текущий
контроль)
Суммативное (итоговое) оценивание (итоговый контроль)
Слайд 246. Требования к методике оценивания
Объективность оценивания (соблюдение единых норм и
критериев оценивания)
Критериальность оценивания (принятие и понимание критериев оценивания обучающимися)
Формирование у
обучающихся самоконтроля и самооценки.
Систематическая и регулярная проверка и оценивание знаний учащихся
Слайд 25Требования к методике оценивания (продолжение)
5. Обоснование (комментирование) оценки
6. Всеобъемлющая проверка
и оценивание учебных достижений программы
7. Охват оцениванием всех обучающихся
8. Индивидуальный
подход во время оценивания успеваемости
9. Использование разнообразных форм и методов контроля
Слайд 267. Внешние формы оценки успешности учебной деятельности учащихся
Малые формы (мимика,
жесты, модуляция голоса, краткие замечания по поводу успеваемости);
Общие характеристики учащихся
Отметки;
Оценочные
высказывания (в индивидуальных беседах с учениками, на родительских собраниях);
Другие формы, предусмотренные Уставом общеобразовтельной организации