Слайд 1Pусское искусство
первой половины
XVIII века
От реформ Петра I включая правление
Елизаветы Петровны
Слайд 2Георг Энгельхард Шредер (1684-1750)
Карл XII, король Швеции
Ок. 1700
Сэр Годфри Неллер
(1646-1723)
Царь
Петр I
1698
Политическая ситуация в Северной Европе к началу XVIII века
Слайд 3Молодой Петр за границей: “необыкновенная личность”
Питер ван дер Верф (1659-1722)
Портрет
Петра I
Ок. 1697
“Аз бо есмь в чину учимых и учащих
мя требую”
(девиз Петра I)
Готфрид Корнелис Схалкен (1643-1706)
Портрет Петра I. Ок. 1703-06
Слайд 4Портреты Петра I в традиции европейского барокко
Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет Петра
I
1717
Якопо Амикони (1682-1752)
Петр I, ведомый Минервой
1734
Слайд 5“Барочный канон” портрета полководца
Неизвестный художник
Портрет Петра I
1710-е гг.
Георг Энгельхард
Шредер (1684-1750)
Портрет шведского генерала Рёншельда
1700-е гг.
Слайд 6“Барочный канон” конного портрета полководца
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737)
Петр
I в Полтавской битве
1710-е гг.
Пьер Миньяр (1612-1695)
Людовик XIV, венчаемый
Славой
Ок. 1695
Слайд 7“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (I)
Неизвестный художник
Портрет Я.Ф. Тургенева
Ок. 1694
Неизвестный
художник
Портрет И.А. Щепотьева
Ок. 1694
Слайд 8“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (II)
Неизвестный художник
Портрет подьячего Алексея Василькова
После
1698
Неизвестный художник
Портрет неизвестного
с трубкой в руке (А.К. Нартова?)
1690-е гг.
Слайд 9“Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор” (III)
Неизвестный художник
Портрет неизвестного в форме
“потешных войск” (Петра I?)
1690-1700-е гг.
Неизвестный художник
Портрет неизвестного в коричневой шубе.
1700-е гг.
Слайд 10Интерес к физиогномике (этнической, социальной)
↑ Неизвестный художник
Портрет купца
Алексея Ленина
с калмыком (хлопцем)
После 1698
↑ Иоганн Каспар
Лафатер (1741-1801)
Иллюстрация из
книги
“Physiognomische
Fragmente”
Т. II, ч. 2; 1792
↑ Джамбатиста
делла Порта (1535-1615)
Иллюстрации из книги
“De humana physiognomia”
Naples, 1586
Слайд 11Традиция “обманки” (trompe l’oeil)
Франсуа Жувене (1664-1749)
Мужик с тараканом
1723
Й.-Г. Линнеман
(Австрия, XVIII век)
“Обманка” с гравюрой и полкой книг
1750-е
гг.
Слайд 12Портрет “экзотической персоны”
Георг Гзель (1673-1740)
Портрет “великана” Николя Буржуа
1717-24?
Неизвестный
художник
Портрет неизвестного
в маскарадном костюме Нептуна
1690-е гг.
Слайд 13“Беспощадность
Просвещения”
← Ян ван Нек (1635-1714)
Урок анатомии доктора Фредерика Рюйша
1683
Фредерик Рюйш
(1638-1731)
Гравюры из книги “Thesaurus
animalium primus” ; 1744 ↓
Слайд 14“… Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Питербурх…”
Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Бюст
А.Д. Меншикова. 1716-17
Неизвестный художник
Портрет светлейшего князя А.Д. Меншикова
1716-20
Слайд 15Работа К.-Б. Растрелли над образом Петра I
Карло Бартоломео
Растрелли
(1675-1744)
Бюст Петра I Восковой бюст Петра
I
Бронза, ок. 1719-23 Дерево, воск; ок. 1725
“Россiя вся есть статуя твоя, изрядным мастерством от тебе переделанная”
Феофан Прокопович (1681-1736) — Петру I (1725)
Слайд 16Память о Полтавской виктории
Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Колонна
в память Полтавской победы; 1719 (реконструкция)
Медаль в честь Полтавской
баталии
1709
(возможно, по рисунку К.-Б. Растрелли)
Аполлодор Дамасский (II век )
Колонна императора Траяна
в Риме; ок. 113 г.
Слайд 17“Восковое присутствие” государя
Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
“Восковая персона” Петра
I в Зимнем дворце
После 1725
Неизвестный скульптор XVIII века
“Восковые персоны”
короля Англии Вильгельма III и королевы Марии II
Уэстминстер, 1725
Слайд 18“Барочный канон” в скульптуре
Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744)
Памятник
Петру I (у Михайловского замка)
1720-24; отлит 1745-46; установлен 1800
Андреас Шлютер
(1664-1714)
Памятник “великому курфюрсту”
Фридриху-Вильгельму Бранденбургскому
в Берлине; 1696-1703
Слайд 19Барочная аллегория “славной баталии”
А.Ф. Зубов (1682-1751)
по оригиналу
П. Пикарта (1668-1737)
Петр Великий на коне (аллегория)
1707; 1721
Уильям Виссинг (1656-1687)
Герцог
Монмут в сражении
1685
Слайд 20Русская гравюра и успехи “петровского Просвещения”
А.Ф. Зубов (1682-1751) ↑ Вид Петербурга. 1727.
Вид Петербурга. 1712.↑
А.Ф. Зубов (1682-1751) ↑ Летний сад. 1716. Васильевский остров. 1714. ↑
Слайд 21Церковный (экклезиастический) портрет
Неизвестный художник
Архиепископ Феофан Прокопович
Ок. 1710-20
Карло Маратти
(1625-1713)
Портрет папы Климента IX
1669
Слайд 22Братья - художники Никитины
Роман Никитич Никитин (ок. 1680-1753)
Портрет Г.Д.
Строганова. Ок. 1715 Портрет М.Я. Строгановой. 1721-24
Слайд 23Художник Иван Никитин в Италии
Иван Никитич Никитин (1690-е гг. –
1742)
Портрет Петра I. 1717 Портрет Екатерины I. 1717
Слайд 24Иван Никитин в России: портреты знати (I)
И.Н. Никитин (1690-е –
1742)
Портрет канцлера Г.И. Головкина
1720-е гг.
Жан-Батист Жувене (1644-1717)
Портрет магистрата
1700-е гг.
Слайд 25“Самый таинственный” портрет Никитина
И.Н. Никитин (1690-е – 1742)
Портрет
напольного гетмана
середина 1720-х гг.
Неизвестный художник
Портрет князя И.Ю. Трубецкого
ок. 1703
Слайд 26Никитин: портреты русской знати (II)
И.Н. Никитин (1690-е
– 1742)
Портрет барона С.Г. Строганова
1726
Жан-Антуан Ватто (1684-1721)
Портрет дворянина
Париж, ок. 1720
Слайд 27Никитин: портреты императора
И.Н. Никитин ? (1690-е – 1742)
Портрет Петра
I
1714-16
И.Н. Никитин ? (1690-е – 1742)
Портрет Петра I (в круге)
1720-е
гг.
Слайд 28Последние почести “в Бозе почившему монарху”
Иоганн Готфрид Таннауэр
(1680-1737)
Петр
I на смертном одре
1725
И.Н. Никитин
(1680-е – 1742)
Петр I на
смертном одре
1725
“Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся,
а о явлешемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. Когда отечество свое защищал,
купно и возвращением отъятых земель дополнил и новых провинций приобретением умножил”
Феофан Прокопович (1681-1736) “Слово на погребение Петра Великого” (1725)
Луи Каравакк
(1684-1754)
Петр I на смертном одре
1725
Слайд 29Таннауэр — петровский “гоф-малер”
Иоганн Готфрид Таннауэр ? (1680-1737)
↑ Портрет Петра
I Портрет графа
П.А. Толстого ↑
1710-е гг. 1710-е гг.
Слайд 30Трагедия сына и наследника
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737)
Портрет царевича Алексея
Петровича
Ранее 1717
Уильям Виссинг (1656-1687)
Джеймс Скотт, герцог Монмут и Баккли. 1683
“Хотя
сей приговор мы, яко раби и подданнии,
с сокрушением сердца и слез излиянием изрекаем … сим свое
истинное мнение и осуждение объявляем, с такою чистою
и христианскою совестию, как уповаем непостыдни в том предстать пред Страшным праведным и нелицемерным
судом Всемогущего Бога; подвергая впрочем сей наш
приговор и осуждение в самодержавную власть, волю
и милосердое рассмотрение Его Царского Величества,
всемилостивейшего нашего Монарха”
Из приговора сената царевичу Алексею Петровичу
(124 подписи)
Слайд 31Каноны барочной репрезентации (I)
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737)
Портрет
генерал-адмирала
графа Ф.М. Апраксина
После 1712
Фердинанд Бол (1616-1680)
Михель Адриензон де Рюйтер,
адмирал-лейтенант Соединенных Провинций
Ок. 1676
Слайд 32Каноны барочной репрезентации (II)
Неизвестный художник
Портрет генерал-фельдмаршала
князя Н.И. Репнина.
1700-е гг.
Сэр Годфри Неллер (1646-1723)
Джон Черчилль, первый герцог Мальборо
Ок.
1703
Слайд 33Разнообразие жанров в живописи XVIII века
Жан-Марк Натье ↗
(1685-1766)
Битва
при Лесной
1717
Ян ван Вик (1652-1702) →
Герцог Монмут в сражении
под Маастрихтом
в 1673 году
1685
↑ Неизвестный художник
Аллегория взятия Азова русскими войсками. Ок. 1702
Слайд 34Барочные “мифологические аллегории”
↑ Луи Каравакк
(1684-1754)
Портрет цесаревен
Анны и
Елизаветы
1717
Дети царевича
Алексея Петр и Наталья
в виде Аполлона и
Дианы
1722
Цесаревич
Петр Петрович
в виде Купидона
1717
Слайд 35Особенности царского портрета
И.Г. Адольский-Большой (1686-1758)
Портрет Екатерины I
1725-26
Жан-Марк
Натье (1685-1766)
Портрет Екатерины I
1717
Слайд 36Портрет частного лица
Неизвестный иностранный художник
Портрет старого солдата (прежде
считавшийся портретом шута Балакирева)
1700-10-е гг.
М.Л. Колокольников (1707-1775)
Портрет купца С.Я. Яковлева
1767
?
Слайд 37Автопортрет художника (первый в России)
А.М. Матвеев (1702?-1739)
Автопортрет с
женой
1729
Антуан Пэн (1683-1757)
Автопортрет с семьей
1746
Слайд 38“Гуманный образ” императора
А.М. Матвеев (1702?-1739)
Портрет Петра I
1730-е
гг.
Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет Петра I
1722
Слайд 39Дети как “маленькие взрослые” (I)
И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет
Сары Элеоноры Фермор. 1740-е гг.
Портрет Виллема Георга Фермора. 1740-е гг.
Слайд 40Дети как “маленькие взрослые” (II)
И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет
Василия Драгана
1750-е гг.
Жан Ранк (1674-1735)
Портрет принца Карла Бурбонского,
впоследствии короля Испании
Карлоса III 1725
Слайд 41Портрет как факт частной биографии
И.Я. Вишняков
(1699-1761)
Портрет артиллерийского капитана
М.С. Бегичева. 1757
Джеремайя Теус (1716-1774)
Портрет морского
капитана Джона Рейнольдса. 1750-е гг.
Слайд 42Женский “сословный” портрет
И.Я. Вишняков (1699-1761)
Портрет С.С. Яковлевой
1756
Уильям Виссинг
(1656-1687)
Портрет герцогини Килдэр
1685
Слайд 43Русское петровское искусство как
“колониальное” (?)
А.П. Антропов (1716-1795)
Портрет
графини М.А. Румянцевой
1764
Руфус Хатауэй (Массачусетс, 1770-1822)
Леди и ее любимцы (Молли
Уэйлс Фобс). 1790
“Видеть в ней [- русской живописи петровской эпохи -] исключительно русские ценности — значит искажать ее задачи и намерения патронов; сравнить ее с современной живописью Запада значит интерпретировать негативно
и пренебречь историческими условиями, определившими
ее характер. Как и в случае колониального искусства, ценность ее лишь отчасти эстетическая,
но в еще большей мере историческая”
George H. Hamilton “The Art and Architecture of Russia” (1954)
Слайд 44Традиция портретов “казаков-мамаев”
А.П. Антропов (1716-1795)
Портрет казачьего атамана
Ф.И.
Краснощокова. 1761
Неизвестный художник
Казачий атаман Дмитрий Байда Вишневецкий
Ок. 1763
Слайд 45Аргуновы — семья крепостных художников
И.П. Аргунов
(1729-1802)
Портрет П.Б. Шереметьева
1753
Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет А.Б. Куракина
1728
Слайд 46Каноны барочной репрезентации (III)
И.П. Аргунов (1729-1802)
Портрет генерал-фельдмаршала
Б.П. Шереметьева.
Ок. 1768
Уильям Виссинг (1656-1687)
Лоренс Хайд, первый граф Рочестер
Ок. 1685-87
Слайд 47Появление “приватности” в официальном портрете
Луи Каравакк ? (1684-1754)
Портрет правительницы
Анны Леопольдовны
Около 1741
Уильям Виссинг (1656-1687)
Анна, королева Англии в 1702-1714
Около 1685
Слайд 48“Канонический” парадный портрет
Луи Каравакк (1684-1754)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
1740-е
гг.
Жан Ранк (1674-1735)
Изабелла Фарнезе, королева Испании
1732
Слайд 49Художники-космополиты при европейских дворах (I)
Иоганн Гроот (1716-1755)
или Георг Фридрих
Гроот (1717-1800)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
1750-е гг.
Антуан Пэн (1683-1757)
Портрет Иоганны-Елизаветы, герцогини
Голштейн-Готторпской
1746
Слайд 50Диапазон “просвещенных личностей”
Луи Токке (1696-1772)
Портрет Н.А. Демидова
Ок.
1758
Томас Гейнсборо (1727-1788)
Портрет Джонатана Баттола
(“мальчик в голубом”); 1770
Слайд 51Художники-космополиты при европейских дворах (II)
Луи Токке (1696-1772)
Портрет гетмана К.Г.
Разумовского
1758
Пьетро Антонио Ротари (1707-1762)
Портрет Августа III, короля Польши
и курфюрста
Саксонии. Ок. 1756
Слайд 52Специфика “рокайльной чувственности”
Фрагмент убранства Кабинета мод
и
граций в Большом Петергофском дворце
1757-60
Пьетро Антонио Ротари (1707-1762)
Девушка
Девушка Девушка
с розой в платке в меховой шапке
Между 1756 и 1762 гг.
“Не лиры громкий звук — услышишь ты свирель.
Сойди ко мне, сойди от мест, тебе приятных,
Вдохни в меня твой жар и разум мой осмель
Коснуться счастия селений благодатных,
Где вечно ты без бед проводишь сладки дни,
Где царствуют без скук веселости одни…”
И.Ф. Богданович (1743-1803) “Душенька” (ок. 1775)
Слайд 53Психологическая характеристика “рококо”
Пьетро Антонио Ротари (1707-1762)
Портрет императрицы Елизаветы
Петровны
1756-1761
Жан-Марк Натье (1685-1766)
Портрет Марии-Каролины Лещинской, королевы Франции
1750-е гг.
Слайд 54Семейный портрет августейшей четы
Георг Фридрих Гроот (1717-1800)
Портрет великого князя Петра
Федоровича
и великой княгини Екатерины Алексеевны
Около 1760
Луи-Мишель ван Лоо (1707-1771)
Портрет
короля Испании Филиппа V
и королевы Изабеллы Фарнезе
1743