Слайд 1Память и причины влияющие на её продуктивность
Слайд 2История представлений о памяти
Древние греки считали, что информация в виде
материальный частиц попадает в голову и оставляет отпечаток на мозге
Французский философ Р.Декарт(17 век) предположил, что частое использование одних и тех же пустотельных трубок приводит к их растяжению и снижению сопротивления «жизненных духов», что способствует запоминанию
В 19, начло 20 веке механизмы памяти трактовались в соответствии с принципами, на которых основаны действия устройств( телефонная сеть, ЭВМ, магнитофоны)
Слайд 3Что же такое память?
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта,
одно из основных черт нервной системы, выражающейся в способности длительно
хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
Слайд 4Виды памяти
Непосредственная
Оперативная
Долговременная
Генетическая память
Наследственная память
Слайд 5Классификация видов памяти с точки зрения психологии
Двигательная
Образная
Словесно-логическая
Эмоциональная
Не произвольная
произвольная
Слайд 6Подходы к регулированию памяти
Химический
Физический
Слайд 7Химический подход
Использование фармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность. Можно принять и
адептогоны( Жень Шень, препараты из китайского лимонника и элеуторокока)
Эти средства;
чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен.
Ухудшение памяти вызывают: кокаин и другие наркотические средства, успокоительные и снотворное
Слайд 8Физический подход
Он заключается в изучении влияния физических факторов на процессы
запоминания и на фазы памяти вообще
Слайд 9Рекомендации по улучшению памяти
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании
соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше.
Если требуется запомнить название
нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв.
Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице.
Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом.
Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой - либо характерной его чертой.
Слайд 10Принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг
человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в
упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:
Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.
Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне.
Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.
Слайд 11Методы запоминания информации
Метод ассоциации
Метод запоминания лиц
Метод запоминания имён
Слайд 12Условия влияющие на продуктивность памяти
Когда материал интересен для запоминающего.
Когда у
запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к
которой относится заучиваемый материал.
Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.
Слайд 13Советы по развитию памяти (прежде всего механической).
Не подряд
Чередовать зубрёжку
и мысленное повторение
По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не
связанные с содержанием запоминаемого) приемы.
Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.
Слайд 14Упражнение по концентрации внимания
Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек
сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не
отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную.
Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой - либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.)