Слайд 2Её вещи дерзки, одновременно просты и очень красивы
Паола Навоне (Paola Navone)
живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и
тенденций в дизайне не существует.
Она просто создает мир, соответствующий ее представлению о красоте.
Недаром Architektur and Women в 2000году называл Паолу Навоне дизайнером N1. В её вещах нет ни малейшего привкуса вымученности.
Слайд 3«Я против, когда вещь разрабатывается и делается как музейный экспонат.
Я в не меньшей степени сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в
своей вещи выразить самого себя. Я полагаю, что это полная противоположность творческому процессу. Если творец что-то придумывает и в своём произведении реализует самого себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в моих вещах проблематично…» Paola Navone
Слайд 4Паола Навоне отказывается классифицировать и определять собственные работы, говорит о
том, что не следует никаким конкретным стилям и что её
творчество намеренно эклектично. Вещи, сделанные ей для Capellini или Casamilano из-за их простоты и лаконичности можно было бы отнести к пресловутому минимализму, если бы не тепло и уют, которые они излучают. Говоря о минимализме, Паола восхищается не столько стилем, сколько мужеством тех, кто в этом аскетичном окружении живёт. Самое трудное, говорит она, это поддерживать в интерьере этот самый минимализм:«Принесешь в такой дом яблоко или новые газеты, поставишь пару лишних туфель — и все разрушишь».
Слайд 5То же самое и с этностилем. В мебели, которую она
изобретает для Gervasoni, и в некоторых вещах восьмидесятых годов проступают то
ли африканские, то ли азиатские мотивы. Но это «этно-мотив» исключительно на уровне ощущений, никаких подделок под экзоты или использования аутентичной орнаментики в них не найдешь. Паола Навоне половину жизни провела в путешествиях по Юго-Восточной Азии и сама признается, что много берет оттуда, но что именно — и не скажешь, да и она сама не объяснит.
Слайд 6Паола Навоне родилась в Турине, где в 1973 году получила
диплом архитектора в Политехническом университете, затем переехала в Милан.
После получения
диплома в 1973, Навоне работает арт-директором (1975-79) в CentroKappa: разработка и продвижение имиджа, инструментов продаж, пунктов продаж, выставок и специальных инициатив. В этот период она сотрудничает с Alessandro Mendini в журнале «MODO».
Слайд 7В 1979 встречается с Abet и его ламинатами и обнаруживает
в себе страсть к отделке твердых поверхностей, они сотрудничают до
сих пор.
В те же годы параллельно с исследованиями для Centro Studi Domus на тему «Индустрия и декор», начинает сотрудничать сAlchimia вместе с Алессандро Мендини (Alessandro Mendini), Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass) и Андреа Бранци (Andrea Branzi).
Это было одно из самых прогрессивных товариществ итальянских дизайнеров того времени, неудивительно, что сотрудничество с ними на многие годы предопределило активную авангардистскую творческую позицию молодого талантливого дизайнера. В это же время Knoll International заказывает у Паолы Навоне серию мебели.
Слайд 8В 82-84 разрабатывает предметы для Alessi, становится консультантом Abet Laminati, участвует в
исследованиях Guido Jannon на предмет инноваций, совместно с группой углубленного
маркетингаRegie Renault. Читает лекции на факультете архитектуры в Реджо Калабрия (промышленный декор) и Флоренции (дизайн поверхностей), а в 84 — целый курс по тенденциям в дизайне перед модными стилистами в C.P.F Модене и сотрудничает с Societa Immagine Industriale в сфере эволюции продукта в текстильной, керамической и мебельной промышленности. С Daniel Rozensztrochучаствует в проекте «Escape Center», в на следующий год занимается «эволюцией знака в электронике» с Guido Jannon и Franco Raggi.
Между 1985 и 1988 в ее подходе к творчеству произошел крутой поворот: она становится советником UNIDO (ООН, департамент промышленного развития) и BANCA MONDIALE, Международного Банка по продвижению продуктов на рынке Юго-Восточной Азии.
Слайд 9Мебельная индустрия 80-х годов была весьма статична. Одну и ту
же мебель выпускали из года в год, практически не меняя
дизайн.
Паола Навоне сломала этот стереотип. Поэтому руководители компаний начали приглашать ее, если возникало желание круто повернуть дело и создать что-то принципиально новое.
Все началось с сотрудничества с компанией CAPELLINI. Джулио Капеллини (Giulio Cappellini), глава компании, пригласил Паолу Навоне, интуитивно почувствовав идейный застой, и Навоне оправдала его надежды — она в короткий срок создала коллекцию «Mondo» («Мир»), которая для CAPELLINI стала концептуальным прорывом (от дизайна мебели и предметов до разработки имиджа, от маркетинга до управления творческим персоналом).
Слайд 10Она стала фигурой номер один в проекте Etnicometropolitano, консультируя компании
и правительственные агентства юго-восточных и азиатских стран: Филиппин, Индонезии, Малайзии
и Таиланда. Она помогала создавать и развивать имидж компаний для продвижения их продукции на собственном рынке и на Запад. Именно в этот момент у Паолы Навоне завязался «роман с этно». Работа в Etnicometropolitano показала глубокое знание потенциала различных экзотических материалов: индийского текстиля, новозеландской шерсти, морокканских тканей, африканской древесины, азиатского камня, филиппинского плетения, тайской бумаги, наряду со знанием возможностей традиционных материалов: металлов, цемента, пластика и так далее. Использование удивительных комбинаций материалов и технологий со всего света, неожиданно соединенных друг с другом, при сохранении их художественной независимости и выразительности — и по сей день один из основных творческих приемов Паолы Навоне
Слайд 11Тогда же, в восьмидесятых, незамысловатая, естественная мебель преимущественно ручной работы,
увиденная Паолой в Юго-Восточной Азии, вдохновила ее на создание собственной
коллекции с ироничным названием «Дежа-вю».
Ее творения — стулья из ротана, проволочные вазы, кровати из кованого металла, беленые шкафчики и уютные клетчатые кресла являли собой протест против интеллектуального итальянского дизайна и были категорически отвергнуты миланским дизайнерским сообществом. Зато впоследствии, когда этностиль получил повсеместное признание, вещи Паолы Навоне стали великолепно продаваться, и у нее появились подражатели.
Слайд 12С начала 90-х и по сей день она - главный
дизайнер компании Gervasoni. Когда владельцы Gervasoni обратились к Паоле Навоне
с просьбой разработать новую концепцию, её привлекло то, что на фабрике в течение ста лет не менялась технология производства из натуральных материалов. Фактически компания являлась своеобразным «заповедником» старинного итальянского способа плетения из кожи, ротанга и водорослей, использовавшегося ещё во времена прадедушки нынешнего главы фабрики Микеле Джервазони. Коллекции, сделанные Навоне для этой компании с авангардно вытянутыми спинками и сочетанием оплывающих линий с динамичными углами, были созданы в нетрадиционном для Gervasoni стиле.
Между 88 и 98, она буквально взрывается многочисленными инициативами, связанными с дизайном, декорацией помещений, проектированием и заканчивает тем, что входит в мир моды: дляPiazza Sempione, как раньше для Mondo, она разрабатывает концепцию рынка, пунктов продаж и шоу-рума в Милане.
Слайд 13Паола открыла для компании новые материалы и неожиданные сочетания -
плетение из оленьей кожи вместе с алюминием и сталью, в
некоторых вещах она заменила лианы пластиковым шнуром, начала использовать нетрадиционные для Gervasoni белый и красный цвета. Паола предложила доставлять для некоторых моделей экзотический черный бамбук, не использовавшийся ранее компанией.
Особое плетение - имитация крупной вязки, ставшей сегодня очень популярной, - также изобретено Паолой. За короткий срок Навоне превратила фабрику, ранее бывшую оплотом традиционных форм и технологий, в полигон для обкатки самых неожиданных дизайнерских идей. Работа над коллекциями для Gervasoni, а соответственно и смелые эксперименты, продолжаются.
Слайд 14С 1995 по 1999 она разрабатывает проекты магазинов и выставок
для Driade, коллекцию Otto для Gervasoni, кровати Andaman, Cicladi, Ebridi для
Orizzonti, коллекции Lune и Grass для Arcade, этническую мебель для Oltrefrontiera, мебель и аксессуары для Casamilano, проектирует ювелирный бутик для Piero Milano.
Слайд 15В эти же годы она начинает сотрудничество с Pitti Immagine
Casa, для которого придумывает и исполняет оборудование для ярмарок и
выставок.
С 2000 по сегодняшний день к ее клиентам прибавились Antonangeli(светильники и предметы из фарфора и камня), Dada с кухней Eiffel, Molteni (диваны, кресла, кровати), Natuzzi, для Roche Bobois она разработала коллекцию «Ping Pong», для Swarovski подсвечник “Morgana.
В 2002 для Фонда Книги, Музыки и Культуры Турина она обставляет в зале первого итальянского парламента в Palazzo Carignano, выставку «Нитью и знаком», посвященную итальянскому мастерству в прикладных ремеслах – текстиль и его связи с миром моды, обстановки и технологий.
На мебельном салоне 2003 она представляет для Arcade новые вазы «Taro», для Gervasoni – новые линии предметов «Inout» и «Weekend», для Orizzonti коллекцию «White».
В помещениях Триеннале в Милане Паола Навоне курирует выставку DigitalPrint – новое поколение поверхностей 2003 – это продолжение совместного с Abet Laminati проекта, длившегося два года.
Слайд 16В ноябре 2003 Паола Навоне представила новую коллекцию стекла-шелкографии, имитирующего
серебряные египетские аксессуары.
В 2004 Навоне проектирует концепцию и стиль издания
2004 для Pitti Immagine Casa в Fortezza da Basso a Firenze. На мебельном салоне она представляет коллекцию мягкой мебели Ghost и новую мебель Otto для Gervasoni, новые предметы для Casamilano, новые кровати Aran и Scilly для Orizzonti. На выставке во Франкфурте Tendence Lifestyle, она представляет новые коллекции фарфора Reichenbach (Turingia). На Maison & Objet и Abitare il Tempo она представляет новую коллекцию аксессуаров для дома «Gervasoniblu» для Gervasoni. На Abitare il Tempo она проектирует концепцию и стиль обстановки «Hard and Soft» для Incontri, выставки мебельных тканей и авторских ковров.
В 2005 году начинает сотрудничество с Art trading Contract.
Главный ориентир для Паолы Навоне — человек, его потребности, однако, она уверена, что потребности эти у всех людей практически одинаковы. «Приобретая кресло, вы ведь думаете не о том, чтобы выразить свою индивидуальность. Вам хочется иметь вещь для души и тела: удобную, несущую заряд тепла, с характером.
Слайд 17Человечеству нужны новые технологии и новые лекарства, но уж никак
не новые модели стульев. Лучше вспомнить о тех, что уже
созданы».
В своей длинной и многосторонней карьере Навоне легко переключалась между ролями архитектора, проектировщика мебели, художественного консультанта, дизайнера по интерьерам и выставочным экспозициям, создателя шоу-румов, критика, арт- директора и преподавателя. Сейчас основной вид ее деятельности - консультант различных изготовителей мебели, предметов интерьера, аксессуаров и отделочных материалов.
В первую очередь я стремлюсь выдерживать концепцию. Форму можно менять в процессе сотрудничества с фабрикой, но концепцию — ни в коем случае…
Слайд 18Что касается моей совместной деятельности с фабрикой GERVASONI, предыстория проста.
Четыре года назад владельцы фирмы обратились ко мне с просьбой
придумать для них новую концепцию. Меня привлёк тот факт, что фабрике уже более ста лет, а это означает, что в производстве сохранена традиция производства из натуральных материалов. В Италии она сейчас уже практически умерла; во-первых, из-за дороговизны ручного труда, во-вторых, осталось очень мало ресурсов, так сказать собственно материалов. Мы начали сотрудничество, решив, что будем развивать продукцию с новым имиджем, сохраняя тем не менее и идею плетения, и приверженность к натуральным материалам».
Слайд 19Минимальными формальными средствами, не используя внешних эффектов, Паола Навоне вызывает
у нас своим творчеством массу ассоциаций, подсознательных ощущений и воспоминаний.
Недаром кажется, что посредством дизайна от Навоне можно причастится к тому самому богатейшему миру коллективного бессознательного всей человеческой расы, из которого этот дизайн возник, ассимилировав всю палитру этно. И мы постигаем это без уговоров, массированной рекламной пропаганды, просто и органично на уровне чувств.