Слайд 1Методические приемы духовно-патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы
Валишина
Зиля Адибовна
Слайд 2
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в
школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
Слайд 3
Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают
пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе
обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.)
Родная сторона - мать, чужая – мачеха;
Родина - мать, умей за неё постоять.
Слайд 4
Жить — родине служить.
Для внука дедушка — ум, а бабушка
— душа.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить
— счастливым быть.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Слайд 5
“Прилагательные полные и краткие”
(5 кл.)
Своя земля
и в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо
не мило.
Слайд 6
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Красна птица перьем,
а человек ученьем.
Сильный победит одного, знающий — тысячу.
Слайд 7
“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.)
Родина краше солнца,
дороже золота;
Любовь к Родине сильнее смерти.
Вещь хороша, когда новая,
а друг - когда старый.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Слайд 8
Правописание –ТСЯ и ТЬСЯ
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как
хлеб родится.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Ходит журавль по болоту,
нанимается на работу.
Слайд 9
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви
к Родине. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к
писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
Слайд 10
«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов
приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу.
Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.
Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»
Слайд 11А.А.Фет
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени
без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Слайд 12С.Аксаков.
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И
низкий серый свод небес.
Опять осенняя погода!
И, мягкой влажности полна,
Мне
сердце веселит она:
Люблю я это время года.
Слайд 13
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для
воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат
пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Слайд 15
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума,
находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести
временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет.
Слайд 16
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» ( 6 класс)
Тема любви,
преданности, верности слову и долгу, святости поступков и желаний.
Слайд 19
В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики
говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге
самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Слайд 21
Высокое патриотическое чувство передает басня И.А. Крылова “Волк
на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт –
попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.
Слайд 23
При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в
А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного
народа и его роли в прошлом и будущем родины.
Слайд 25
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление
боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса
и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.
Слайд 26
При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что
подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил
на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Слайд 27
Большую роль играют помещенные в учебниках литературы
стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского , С.С. Орлова, Д.И. Самойлова
и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний
Слайд 28Заключение
Особенность нашей работы такова, что мы сеем
зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро,
не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, то мы можем считать свою задачу выполненной.