Слайд 1Педагог
как субъект
образовательных инноваций
Занятие 7
Инновационные процессы в образовании
Слайд 2Вспоминаем, что…
Инновационные процессы являются механизмом развития образования:…..
Инновационные процессы ориентированы на
обеспечение современного качества образования:……
Инновации обладают ценностно-целевой направленностью…
У инновационных процессов есть
свой «жизненный цикл» …
Инновационные процессы различаются по предмету преобразований, масштабам, но все подчиняются определенным законам:……
Реализация инновационных процессов немыслима без опоры на научные знания:…
Инновациями необходимо управлять…
Слайд 3Проблема:
Определить основные механизмы включения педагога в инновационные преобразования
Слайд 4Закон мотивационной обеспеченности
Важнейшим условием, обеспечивающих успешность реформ является участие
в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.
Правительство
лишь предоставляет условия для осуществления изменений педагогического характера, однако, мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно тогда, когда реформы планируются, и тогда, когда они находятся в стадии осуществления
Слайд 5Готовность учителей
к модернизации образования
(инновациям)
к удовлетворению социального заказа школе;
1
к необходимости реализации принципа гуманизации школьного образования;
2
к реализации дифференцированного
обучения в старших классах
(позднее – это профильное обучение);
3
к изменению контрольно-оценочной деятельности
4
Слайд 6Сопоставление результатов исследований (социальный заказ)
90-е годы ХХ века
формирование
у учащихся навыков самостоятельной работы по усвоению знаний (63%) и
умений самостоятельно применять полученные знания в жизни (67%).
Ведущее средство выполнения социального заказа - определенная система занятий по своему предмету (61%).
начало XXI века
формирование личности, способной комфортно жить в социуме (56%), привитие навыков самостоятельности, умений работать с информацией на основе прочных знаний для продолжения учебы или работы (51%).
Ведущее средство выполнения социального заказа - определенная система занятий по своему предмету (61%).
Слайд 7Сопоставление результатов исследований (гуманизация образования)
90-е годы ХХ века
Подавляющее большинство учителей (86,4%) признавало актуальность и своевременность гуманизации образования
и, прежде всего, через изменение отношений между учителем и учеником.
начало XXI века
Практически все (98% ) опрошенные высказали тезис об актуальности гуманизации для современного образования, прежде всего через коррекцию содержания образования
Слайд 8Сопоставление результатов исследований
(отношения с учениками )
90-е годы ХХ
века
48% считали, что профессия учителя обязывает его помогать ученикам в
решении их личных проблем.
46% респондентов занимали среднюю позицию: «Учитель может помогать своим ученикам в их личных проблемах, но это совсем не обязательно».
4% школьных учителей жестко ограничивали свои функции передачей детям знаний по соответствующему предмету.
50% считают себя готовыми к сотрудничеству учащимися.
начало XXI века
Большинство опрошенных ориентируется на бесконфликтные, доверительные отношения (64%),
(20%) не видит необходимости в таких отношениях, т.к. ученик пришли учиться, это их обязанность, а учитель пришел учить, это его обязанность.
полностью отрицающих необходимость межличностных отношений не выявлено.
37% к сотрудничеству не готовы.
Слайд 9Сопоставление результатов исследований (профильное обучение)
90-е годы ХХ века
Исследований не было
начало
XXI века
54% считают профильное обучение необходимым этапом развития современной
системы образования;
Порядка 70% образовательных учреждений реализуют сегодня образовательные программы профильного обучения,
лишь 8,7% старшеклассников проектируют свой образовательный маршрут
лишь 4% программ имеют сетевой характер.
Слайд 10Вывод 1
школа не в состоянии устранить последствия общественного воздействия; эффект
воздействия школы должен всегда рассматриваться в связи со всеми остальными
общественными факторами многие из этих факторов гораздо сильнее, чем сама школа. «Возникает сбалансированный взгляд на школу как на одно из конкурирующих воздействий на жизнь ребенка и подростка недостаточно мощное, чтобы перевесить все остальные влияния – генетические, семейные, социальные, финансовые - но достаточно сильное, чтобы позитивно менять жизнь индивида»
ни один другой фактор, ни объем средств, вкладывае-мых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ
Важнейшим условием, обеспечивающим успешность реформ является
участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.
Слайд 12Гипотеза…
Включенность педагогических кадров в образовательные инновации
– залог успешности этих
инноваций?
Слайд 13Международный опыт
Ежегодный международный саммит, посвященный проблемам профессии учителя (материалы 2011
г.)
Учитель должен стать центром решения проблемы повышения качества образования и
получить все инструменты и полномочия для того, чтобы проводить изменения.
Слайд 14Диалог всех субъектов образовательных инноваций
Опыт проведения реформ по всему миру
показал, что именно идея сотрудничества государства, общества и педагогов, заложенная
в основу успешной модели реформирования, может оказаться наиболее эффективной для системы образования.
Слайд 15Для успешного и результативного обучения в 21 веке необходимо учесть:
правильная расстановка приоритетов при выборе успешных кандидатов, претендующих на профессию
учителя;
отбор эффективных методик и систем рекрутинга учителей;
предоставление предварительного обучения отобранным кандидатам на позицию учителя, а также система наставничества при вступлении в кандидатов в должность, непрерывное обучение и поддержка молодых учителей;
методика формирования заработной платы учителя;
система мотивации амбициозных учителей и возможности карьерного роста для наиболее успешных представителей профессии.
Слайд 16
Опыт многих стран показал, что образовательная политика способна оказать существенный
эффект на привлекательность профессии учителя.
Работа учителя вознаграждается, когда учитель по-настоящему
вовлечен в процесс улучшений.
Слайд 17Цели обучения учителей
Развитие педагогов за пределами их основного образования необходимо
для достижения нескольких целей:
Обновлять материал и знания учащихся в соответствии
с последними новшествами и разработками в конкретной предметной области;
Усовершенствовать подходы и навыки учеников в соответствии с новыми методами обучения, новыми целями, новыми обстоятельствами и новыми образовательными стандартами;
Слайд 18продолжение
Учить детей воспринимать и эффективно применять незнакомые нововведения в школьной
программе и процессе обучения;
Привносить изменения на уровне школы, способствовать
разработке и внедрению новых стратегий в учебной программе и методиках преподавания;
Обмениваться знаниями и компетенциями в кругу коллег, привлекая к процессу профессоров высших учебных заведений, представителей бизнеса;
Помогать менее опытным и успешным коллегам расти и становиться более профессиональными.
Слайд 19Как выбрать стратегию перемен?
экспертная стратегия
стратегия сотрудничества
стратегия обучения
Слайд 20Как лучшим образом для понимания другими сформулировать задачи?
Информируем
Реализуем принцип полноты
и достоверности информации
Определяем возможности включения коллектива в преобразования
Достигаем понимания
и доверия
Достигаем согласия участвовать в преобразованиях
Слайд 21Барьеры инновационной деятельности
Феномен сопротивления изменениям -поиск путей
преодоления сложившихся стереотипов , барьеров, когда в условиях социальной нестабильности
у человека снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход от канонизированного мышления к творческому.
Слайд 22Причины невосприимчивости к инновациям
Стратегический уровень – «реформирование сверху»;
Уровень образовательных систем
– закрытость системы внутри социокультурной сферы, слабая связь науки и
образования;
Уровень ОУ – психологическая неготовность к изменениям из-за отсутствия понимания необходимости изменений;
Слайд 23Типы отношений к инновациям
«Консерваторы» - стабильность всегда лучше неустойчивости;
«Умеренные» -
разумная осмотрительность
«Инноваторы» - нужно вводить новое, результат во многом зависит
от собственных усилий
«Радикальные инноваторы» - старое под новое не подкрасишь;
Все типы – условны ( противоречивы)
Слайд 24Какие барьеры придётся преодолевать?
Внешнее проявление
Это у нас уже есть…
Это
у нас не получится…
Это не решает наших главных
проблем…..
Это требует доработки…
Здесь не всё равноценно……
Могут быть и другие предложения………
Внутренние причины
Склонность к конформизму
Боязнь оказаться «белой вороной»,
Боязнь оказаться слишком агрессивным в критике
Боязнь возмездия со стороны человека, чью позицию критикуем
Личностная тревожность, неуверенность в себе
Слайд 25
Если в образовании верны соотношения, существующие
в мире бизнеса, согласно которым 2% работающих являются новаторами, а
13% - готовы первыми принять новые методы, то из 59 млн. учителей мира - 1 180 000 учителей уже являются новаторами, определяющими направление развития образования, а 7 670 000 – их единомышленники, а это невероятно мощная «база талантов».
Гордон Драйден и Джанет Вос «Революция в обучении», М.2003,
Слайд 26Варианты схем принятия решения о нововведении
Схема №1
Выявление проблемы,
анализ проблемы
Анализ
путей решения проблемы
Выбор пути решения посредством организации инновационного процесса
Прогнозирование последствий
решения
Апробация (возможен отказ от введения новшеств)
Схема № 2
Ознакомление с инновацией
Формирование интереса к инновации
Оценка решения об освоении инновации
Апробация (возможен отказ от введения новшеств)
эту дверь?
А ты уверена, что открыть
надо именно эту дверь?
Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Слайд 28Итак, мы узнали…
Эффективность реформ в образовании зависит от включенности в
них субъектов образования…
Работа учителя вознаграждается, когда учитель по-настоящему вовлечен в
процесс улучшений…
Существуют барьеры инновационной деятельности…
Эти барьеры можно преодолевать…
Слайд 29Благодарю за внимание!
Успешной работы на семинаре!