Слайд 1Педагогическая ситуация как единица воспитательного процесса.
Выполнил: Подзолков Владислав Олегович
ТЭ-ЭИБ-21
Слайд 2Что такое педагогическая ситуация?
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с
которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие
решения.
Слайд 3Уникальность каждой пед. ситуации
Одни педагогические ситуации встречаются часто, они позволяют
в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить
их и ликвидировать. Другие – редко встречающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного времени для разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
Слайд 4Что лежит в основе пед. ситуации?
В основе каждой педагогической ситуации
лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Некоторые педагоги считают, что вся работа педагога в целом это педагогические ситуации. И та и другая точка зрения вполне имеет основания.
Слайд 5Разрешение пед. ситуаций
Работа учителя складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1.
Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение
характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная подготовка учителя к решению педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения
Слайд 6Что такое единица пед. процесса?
Основная единица педагогического процесса развивается во
времени и по ней можно судить о течении процесса.
Единица
педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.
Слайд 7Педагогическая задача
В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения:
1. Под педагогической
задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее
достижения.
2. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
3. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Слайд 8Педагогическая задача как система
Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то
обязательными компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель
конечного состояния.
Предметом педагогической задачи могут выступать педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям.
Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.
Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи и в том, что при анализе нельзя абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку ее предмет совпадает с субъектом.
Слайд 9Решение пед. задач
В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:
1) постановка педагогической
задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического
взаимодействия (воздействия);
3) процесс решения;
4) анализ результатов решения.
В целому решения пед. задачи и пед. ситуации схожая структура.
Слайд 10Пед. ситуация как единица воспитательного процесса
Педагогическая ситуация, на мой
взгляд, основная единица любой педагогической деятельности, в том числе и
воспитательного процесса.
Нельзя не отметить не только уникальность педагогической ситуации в каждом случае, ведь каждый ребенок и преподаватель уникальны, но и практическую значимость. Только то, насколько ответственно будет относится к каждой ситуации педагог влияет на качество получаемого ребенком воспитания. Это же служит и основой отношений между этим конкретным ребенком и преподавателем.
Слайд 11Источники
1. Костюк, Г.С. Психология [Текст]: пособие для студентов пед. вузов
/ Г.С. Костюк. - Киев, 1968. - 527 с.
2. Леонтьев,
А.Н. Проблема развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1972. - 575 с.
3. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования [Текст]: монография / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. - 162 с.