Слайд 1Педагогическая социология
Психосоциальная концепция роста индивидуальности Эрика Эриксона
Слайд 2Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих
кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены.
Стадия 1. Базовое чувство
доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
Стадия 2. Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет
Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11лет
Стадия 5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет
Стадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста
Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость
Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость
Слайд 3 На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных
решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее
будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие.
Слайд 4 Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем
человек чувствует себя в соответствующих ситуациях неуверенно и при проявлении
новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".
Слайд 5Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия
Стадия: от рождения до
18 месяцев.
В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым
развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия.
Чувство доверия развивается в первую очередь к людям, которые о ребенке заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения.
До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым.
Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.
Слайд 6Стадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36
месяцев
Стремление отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это
сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.
Если поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями.
Если окружающие стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность.
Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.
Слайд 7Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина.
Период от 3 до 5
лет.
Ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем.
В
этот период времени появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо.
На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола.
В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:
1) Могу ли я любить и любим ли я?
2) Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
3) Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Слайд 8Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность.
Длиться от 6 до 11 лет.
ребенок
теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой
жизни.
важные умения, которые он должен приобрести в школе - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Развивается чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы.
Появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.
Формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.
Слайд 9Стадия 5. Идентичность - ролевой беспорядок.
Длиться от 11 до 18
лет
Сопровождается физиологическими, так и психологическими изменения
Психологические изменения – это стремление
к независимости и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности. Появляются значимые люди.
(возникает стремление выделить себя из иных, критическое чувства к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще не устойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Слайд 10Стадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость.
Начинается от 18 лет
до начала среднего возраста (25 лет) .
Юношеский возраст (18-25 лет)
характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства индивидуальности.
Стадия Интеграции(возникает стремление изыскать свое место в обществе, "вписаться" в общество).
Эта стадия обращаться к вопросам об образе "Я", самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.
Слайд 11Стадия 7. Производительность - застой.
Период стадии Взрослость.
Более утвердившиеся чувство себя.
Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.
Охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только лишь овладевает общественный опыт, но еще и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через собственную деятельность.
Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.
Слайд 12Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность, послетрудовая стадия .
Начинается в
период поздней взрослости, зрелость.
Здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие
себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости.
Данная стадия рассматривает пожилой возраст как возраст, делает значительный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.