Слайд 1Педагогическая технология С.Н. Лысенковой
Презентацию подготовила.
Парфёнова А.Н. гр.14 ППДО 301
Слайд 2Исторический аспект
Лысенкова Софья Николаевна (24 февраля 1924, Москва — 6
декабря 2012, Москва) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1981
г.), народный учитель СССР (1990 г.), в 1999 г. ей была присвоена высшая отраслевая награда Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации — медаль К. Д. Ушинского.
В 1945 г. окончила 10 классов, после чего поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. С 1946 г. непрерывно работала учителем начальных классов в Москве. К 70-м годам ею были сформулированы основные постулаты методики опережающего обучения. Имеет последователей и авторитет в педагогической среде. Неоднократно подвергалась критике со стороны методистов и учителей, работающих в традиционной методике. Входила в плеяду основателей педагогики сотрудничества. Несмотря на свой возраст, до последних дней жизни работала в школе. Её программа обучение детей до сих пор пользуется популярностью. Она работала в школе вместе с В.Ф. Шаталовым.
С.Н. Лысенкова – автор методики опережающего обучения, главной целью образования является опорные схемы, которые помогают конструктивно понять записанные лекции. Впервые об идее опережения рассказала в 1971 г. на московской городской конференции учителей начальных классов.
Слайд 3Цели, задачи
По мнению самой Софьи Николаевны Лысенковой, главная цель ее
опыта состоит в открытии таких приемов работы в классе, которые
в сочетании с рядом ее личностных и профессиональных качеств позволяют успешно учить, развивать и воспитывать каждого ученика, которого она учит.
Слайд 4Содержание самой технологии
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную
трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный
процесс.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение,
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В).
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Слайд 6Особенности технологии
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность
некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Трудную
тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а намного раньше. Для каждой темы это начало разное. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Слайд 7Преимущества и недостатки
Усвоение материала происходит в три этапа:
предварительное введение первых
порций будущих знаний;
уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
развитие беглости мыслительных
приемов и учебных действий.
Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий.
Слайд 8Применение в ДОУ
Дети-дошкольники имеют большую возможность решать "новые" задачи, которым
их не обучали, так как могут находить их в жизни,
особенно в тот период, когда взрослые еще не могут давать им объяснения (так как дети не умеют еще говорить). Они располагают для этого и достаточным свободным временем, и поэтому ранний расцвет их творческих способностей встречается нередко. Но стоит им пойти в школу и начать систематическое обучение, как количество "новых" задач резко сокращается.
Слайд 9Вывод
С помощью методики С.Н. Лысенковой учитель, чувствуя трудности детей в
переходе от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечивает преодоление этих трудностей
системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами.
На уроках полно используются возможности опорных схем в целях индивидуализации обучения, дифференцирования заданий каждому ученику, в развитии самостоятельности при решении познавательных задач.
С.Н. Лысенкова убедилась, что опорные схемы «… активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса».
Не было бы пользы от всей оригинальной методики, если бы учитель упустил из своего внимания особую чуткость к личности учащегося: не допустить пробелов, предупредить ошибки, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться.
Изучение этого опыта, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников.