Разделы презентаций


Майкл Портер. Детерминанты конкурентного преимущества страны

Содержание

Детерминанты конкурентного преимущества страны Почему страна добивается международного успеха в той или иной отрасли? Ответ на этот вопрос заключается в четырех

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Майкл Портер. Детерминанты конкурентного преимущества страны.
Выполнила:
Попова Алина
группа 184-с

Майкл Портер. Детерминанты конкурентного  преимущества страны. Выполнила: Попова Алина группа 184-с

Слайд 2 Детерминанты конкурентного преимущества страны
Почему страна добивается международного

успеха в той или иной отрасли?









Ответ на

этот вопрос заключается в четырех свойствах страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные фирмы. Эта среда может способствовать созданию конкурентного преимущества, а может и препятствовать этому. Вот эти четыре свойства:
Детерминанты конкурентного  преимущества страны    Почему страна добивается международного успеха в той или

Слайд 31. Факторные условия, то есть конкретные факторы (скажем, квалифицированная рабочая

сила определенного профиля или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции

в данной отрасли.
2. Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
3. Родственные (related) и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
4. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.


1. Факторные условия, то есть конкретные факторы (скажем, квалифицированная рабочая сила определенного профиля или инфраструктура), которые нужны

Слайд 4Детерминанты конкурентного преимущества страны обозначены термином национальный «ромб» - это

система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все

остальные. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.
Детерминанты конкурентного преимущества страны обозначены термином национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант

Слайд 5Параметры факторов
Представляют собой материальные
(вещественные) и

нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом

и ее ведущих отраслей, ориентированных на экспорт. Кроме того, наличие некоторых факторов в большом количестве может не усилить, а, наоборот, подорвать конкурентное преимущество.
И наоборот: нехватка некоторых факторов – часто влияет на стратегию и побуждает к обновлению, что приводит к долговременному конкурентному преимуществу.
Чтобы выяснить роль факторов в создании конкурентного преимущества страны, надо уточнить, какую роль они играют в конкуренции в отрасли. Факторы можно разбить на несколько больших групп:
Параметры факторов  Представляют собой материальные   (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества

Слайд 6Людские ресурсы, то есть количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
Физические

ресурсы, то есть количество, качество, доступность и стоимость земельных участков,

воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов и других природных условий.
Ресурс знаний, то есть сумма научной, технической и рыночной информации, влияющий на товары и услуги.
Денежные ресурсы. Это – количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности.
Инфраструктура, то есть тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда входят транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения и т.д.
Людские ресурсы, то есть количество, квалификация и стоимость рабочей силы.Физические ресурсы, то есть количество, качество, доступность и

Слайд 7 При этом выделяют два важных принципа различия

факторов. Первый - деление факторов на основные и развитые. Основные

факторы – это такие, как природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и дебетный капитал.
К развитым факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами.
Второй важный принцип деления факторов – по степени специализации. Общие факторы – это сеть автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием. Специализированные факторы – это персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы данных в определенных областях знания и другие факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или в одной-единственной.
При этом выделяют два важных принципа различия факторов. Первый - деление факторов на основные

Слайд 8Параметры спроса
Самое важное проявление влияния спроса внутреннего

рынка на конкурентное преимущество – через соотношение и характер потребностей

отечественных покупателей. Структура спроса определяет то, как фирмы улавливают эти потребности, истолковывают их и реагируют на них.
Для достижения национального конкурентного преимущества особенно важны три характеристики структуры спроса на внутреннем рынке:

Параметры спроса   Самое важное проявление влияния спроса внутреннего рынка на конкурентное преимущество – через соотношение

Слайд 9 - Сегментная структура. Это – деление спроса по сегментам

внутреннего рынка, или распределение спроса по разновидностям.

Например, швейцарские фирмы давно лидируют в производстве оборудования и услуг, связанных с прокладкой туннелей, на которые в Швейцарии – совершенно очевидно - огромный спрос.
Другой пример – микроволновая аппаратура. Гористый рельеф Японии делает микроволновую связь хорошей альтернативой кабельным линиям. Большой спрос на аппаратуру микроволновой связи на японском внутреннем рынке привел к усиленному развитию необходимых технологий и в конечном счете – к сильным позициям в этой отрасли.
Требовательные и разборчивые покупатели – вынуждают фирму повышать стандарты качества изготовления, обслуживания и потребительских свойств.
Так, в Японии покупатели избалованны и, прежде чем купить аудиоаппаратуру, сорок раз все сравнят и проверят.. Аудиоаппаратура там – «статус-символ», и японцы тщательно собирают информацию о ней и хотят непременно иметь последние, наилучшие модели. Их требования к качеству заставляют производителей быстро вносить улучшения в конструкцию и частую смену моделей.
Итальянцы же, как известно, разборчивы, когда дело касается одежды, кулинарии и скоростных машин, и в этих областях Италия добилась морового успеха.
- Сегментная структура. Это – деление спроса по сегментам внутреннего рынка, или распределение спроса по разновидностям.

Слайд 10Предполагаемые потребности покупателей. Фирмы данной страны получают преимущество, если потребность

в каком-либо товаре возникает в этой стране раньше, чем в

других.
Вот пример: японские фирмы в ряде отраслей столкнулись с растущей озабоченностью покупателей дороговизной электроэнергии. Поэтому, японские фирмы начали работать над снижением потребления энергии их товарами гораздо раньше других стран, которые стали действовать в том же направлении только после первого энергетического кризиса.
Другой пример – зависимость Дании от импорта электроэнергии в сочетании с преобладающими в стране климатическими условиями, привели к тому, что в Дании раньше, чем во многих других странах, возник спрос на ветровые двигатели. В результате датские фирмы раньше других стали их выпускать и экспортировать и вышли в мировые лидеры.

Предполагаемые потребности покупателей. Фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране

Слайд 11Величина спроса и характер его роста
Величина спроса

на внутреннем рынке. Большой внутренний рынок может дать конкурентное преимущество

в тех отраслях, где присутствует эффект масштаба или снижение издержек по мере освоения нового продукта. Это побуждает фирмы страны активно вкладывать средства в строительство крупных заводов, развитие технологии и повышение производительности труда.
Так, большой сельскохозяйственный сектор экономики США вызвал в стране высокий спрос на уборочные комбайны. Но из-за разницы в климате, рельефе и методах ведения сельского хозяйства американские комбайны оказались непригодны для Европы.
А, например, в Финляндии непропорционально велик спрос на ледоколы и ледокольные грузовые суда. Причины – климатические условия , зависимость Финляндии от внешней торговли и близость российского рынка, на который есть хороший выход и где тоже велик спрос на ледоколы.
Величина спроса и характер его роста   Величина спроса на внутреннем рынке. Большой внутренний рынок может

Слайд 12Число независимых покупателей. Наличие в стране некоторого количества независимых покупателей

создает более благоприятную обстановку для обновления, чем когда внутренний рынок

на данный товар ограничивается одним -двумя клиентами.
Скорость роста спроса на внутреннем рынке. Интенсивность капиталовложений в отрасль зависит не только и столько от размера внутреннего рынка, сколько от скорости его роста.
Хороший пример – производство электробытовых приборов в Италии. Взрывной рост спроса на эти приборы в 50-е годы подтолкнул местные фирмы на строительство крупнейших высокоавтоматизированных заводов, специализирующихся на каком-либо одном типе прибора.
А в Японии быстро растущий внутренний рынок также стимулировал мощные капиталовложения в ряд отраслей. Бурный спрос на сталь, автопокрышки и многие другие товары заставил японские фирмы вложить огромные деньги в автоматизированные заводы, оборудованные по последнему слову техники.
Число независимых покупателей. Наличие в стране некоторого количества независимых покупателей создает более благоприятную обстановку для обновления, чем

Слайд 13Упреждающее возникновение спроса на внутреннем рынке. Спрос на какой-либо товар

или услугу, возникший раньше, чем в других странах, помогает местным

фирмам захватить позиции в отрасли до того, как это сделают зарубежные конкуренты.
Так, в случае с реактивными самолетами фирма «Боинг» вышла в мировые лидеры в производстве гражданских самолетов в большей степени благодаря заказу на первый реактивный военно-транспортный самолет. «Боинг-747» первоначально также был военным проектом на конкурсной основе, но военные отдали предпочтение другому проекту, и из тяжелого военно-транспортного самолета он превратился в пассажирский.
Другой пример – в производстве металлорежущих станков с числовым программным управлением американской оборонной промышленности были нужны станки, которые для гражданских нужд оказались мало применимы. Японские же фирмы, не отвлекаясь на нужды военных, сосредоточились на станках с ЧПУ более широкого применения и вышли в мировые лидеры.




Упреждающее возникновение спроса на внутреннем рынке. Спрос на какой-либо товар или услугу, возникший раньше, чем в других

Слайд 14 Раннее насыщение рынка. Раннее или резкое насыщение

рынка товарами имеет такое же большое значение, как и ранний

выход на рынок. С насыщением рынка ужесточается конкуренция местных фирм, вынуждая их снижать цены. В результате более слабые фирмы выходят из игры и остаются сильные местные фирмы, активно вводящие инновации.
Яркий пример – расцвет американских инженерных и строительных компаний в период после второй мировой войны. Промышленная база и инфраструктура США практически не пострадали в войну, в отличии от стран Европы и остального мира, где были большие разрушения. Имея достаточные ресурсы и опыт, американские фирмы сразу включились в работу в условиях восстановительного бума и отсутствия опытных иностранных конкурентов.
Еще хороший пример – бытовая электроника. В этой отрасли внутренний рынок Японии насыщается быстро, жизненный цикл товара исключительно короток. В результате японские фирмы лихорадочно ищут, что бы предложить отечественным покупателям, а на прилавки остального мира еще только-только начинает поступать товар, который в Японии уже вышел из моды. И быстрое насыщение рынка заставляет фирмы идти на новации.
Раннее насыщение рынка. Раннее или резкое насыщение рынка товарами имеет такое же большое значение,

Слайд 15









Интернационализация спроса на внутреннем рынке
В

основе конкурентного преимущества страны лежит структура спроса на внутреннем рынке.

С помощью определенных механизмов спрос на внутреннем рынке интернационализируется и буквально вытаскивает производимые в стране товары и услуги на мировой рынок.
Интернационализация спроса на внутреннем рынке   В основе конкурентного преимущества страны лежит структура спроса на

Слайд 16Мобильные или многонациональные местные покупатели.
Если покупатель

данного товара или услуги в стране мобильны или представляют собой

многонациональные корпорации, это дает фирмам страны преимущество: отечественными покупателями в таком случае одновременно являются иностранные. Мобильные потребители, много путешествуют по другим странам, способствуют возникновению в этих странах преданной фирме клиентуры.
Хороший пример – производство землеройных машин. Ведущие американские строительные, горнодобывающие и деревообрабатывающие компании подтолкнули американских же изготовителей землеройной техники выйти на зарубежные рынки. Вслед за американскими автомобильными компаниями в Канаду, Европу и другие части света выдвинулись и поставщики запчастей. В последнее время то же самое происходит и с японскими автомобильными компаниями и поставщиками запчастей.




Мобильные или многонациональные местные покупатели.    Если покупатель данного товара или услуги в стране мобильны

Слайд 17Влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей. Еще один способ, которым

спрос на внутреннем рынке может обеспечить фирме сбыт товара за

рубежом: существующие на внутреннем рынке потребности передаются или внушаются зарубежным покупателям. Один из путей передачи потребностей – приезд в страну на учебу иностранцев. Им прививают взгляды на ценности, отражающие местные условия, и, как правило, они сохраняют эти привычки по возвращении на родину.
То же действие оказывает и «эффект демонстрации», часто наблюдаемый в научных кругах: зарубежные ученые стараются перенять практику своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки. Методы и оборудование, применяемые лидерами, часто описываются в научных журналах, а также распространяются из уст в уста.
Пример тому – микроскопы: немецкие оптические фирмы, в первую очередь «Цейсс», обязаны своим успехом отчасти сотрудничеству с немецкими учеными мирового класса.

Влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей. Еще один способ, которым спрос на внутреннем рынке может обеспечить фирме

Слайд 18 Другими средствами распространения внутреннего спроса за

пределы страны являются политические союзы и исторические связи. Их последствия

закрепляются в зарубежных странах в таких формах, как правовые системы, стандарты продукции и оборудования и предпочтения покупателей.
Великобритания многого достигла благодаря такого рода связям в
ХIХ веке и в первой половине ХХ века.
Такие страны, как, например. Италия и Япония. Успешно используют зарубежную помощь для расширения спроса на продукцию и услуги своих фирм.
Однако слишком большая зависимость от зарубежного бизнеса может подорвать конкурентные преимущества национальной экономики, так как снижает давление в пользу совершенствования и инновации.


Другими средствами распространения внутреннего спроса за пределы страны являются политические союзы и исторические

Слайд 19Родственные и поддерживающие отрасли
Третьим важным детерминантом, определяющим

национальные преимущества в отрасли, является наличие в стране отраслей-поставщиков или

смежных отраслей, которые конкурентоспособны
на мировом рынке. Конкурентоспособность некоторых отраслей-поставщиков дает преимущество национальным фирмам в других отраслях промышленности, потому что они производят элементы, которые широко используются и играют важную роль в интернационализации или инновационных процессах.
Родственные и поддерживающие отрасли   Третьим важным детерминантом, определяющим национальные преимущества в отрасли, является наличие в

Слайд 20Рисунок иллюстрирует, как конкурентоспособные на мировом рынке поставщики обеспечивают успех

Италии в производстве обуви.

Рисунок иллюстрирует, как конкурентоспособные на мировом рынке поставщики обеспечивают успех Италии в производстве обуви.

Слайд 21Конкурентоспособность отраслей-поставщиков
Наличие у нации конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает

целый ряд преимуществ для потребляющих отраслей промышленности. Первым из них

является эффективный, быстрый доступ к самым дорогостоящим ресурсам(оборудование). Более важной, чем доступ к оборудованию, является координация поставщиков на внутреннем рынке. Установлению таких связей способствует совместная деятельность высшего руководства поставщиков-соседей. Возможно, самым главным преимуществом наличия местных поставщиков является их роль в процессах нововведений и возвышения уровня производства. Поставщики помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий.
Конкурентоспособность отраслей-поставщиков   Наличие у нации конкурентоспособных отраслей-поставщиков создает целый ряд преимуществ для потребляющих отраслей промышленности.

Слайд 22Конкурентоспособность в родственных отраслях
Наличие в стране конкурентоспособных

родственных отраслей часто ведет к возникновению новых высокоразвитых видов производства.

Родственными называют такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, такими как компьютеры и программное обеспечение.
Наличие родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывает стране доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию.
Например, в Швейцарии кондитерская фирма «Рикола» ускорила свое проникновение на мировой рынок, используя торговую сеть швейцарской компании по производству шоколада «Тоблер/Якобс».
В Швеции «Атлас Копко» (производство горнодобывающего оборудования) и «Сэндуик» (оборудование для бурения) имеют длинную историю официальных и неофициальных контактов, а также официальный союз на рынке.
Конкурентоспособность  в родственных отраслях   Наличие в стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновению

Слайд 23Стратегия фирм, их структура и соперничество.
В обеспечении

национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная

среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

Стратегия фирм, их структура и соперничество.  В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура

Слайд 24 Например, итальянские фирмы являются мировыми лидерами в

ряде мелких производств(осветительная аппаратура, мебель, производство обуви, шерстяных тканей и

др.), в которых экономия, обусловленная масштабом производства, или незначительная, или преодолевается при помощи кооперации между группой слабо взаимосвязанных компаний-филиалов. Фирмы часто конкурируют, избегая стандартизации продукции: они ищут свою собственную нишу, имеют собственный стиль и вид товара, рассчитанный на определенного потребителя. Часто управляемые одним человеком, эти фирмы способны быстро разрабатывать новые виды продукции и гибко реагируют на изменения рынка.
В противоположность Италии, в Германии верхний управленческий эшелон имеет инженерное и техническое образование, поэтому заметна сильная тенденция к интеллектуализации и усовершенствованию процесса производства. Здесь редко заботятся об индивидуальных аспектах конкурентоспособности. Такие характерные черты ведут к большому успеху в тех отраслях промышленности, где нужны высокие технологии и инженерное дело (оптика, сложное оборудование). В Германии успех в производстве товаров широкого потребления и услуг достигается значительно реже, так как тут для успешной конкуренции важны имидж, маркетинг, быстрое внедрение новых тенденций и смена моделей.
Например, итальянские фирмы являются мировыми лидерами в ряде мелких производств(осветительная аппаратура, мебель, производство обуви,

Слайд 26Роль случая
Случайными являются события, которые имеют мало

общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые

часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.
Случай оказывал разное влияние на различные страны. Два нефтяных шока нанесли сильный удар по странам, зависящим от экспорта энергоносителей. Войны также часто оказывают различное влияние на победителей и проигравших. Интересно, что три страны, потерпевшие поражения в последней войне (Германия, Италия и Япония), достигли наибольшего успеха в международной конкуренции в послевоенный период.

Роль случая   Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и

Слайд 27Роль правительства
Формирование национального конкурентного преимущества состоит

в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба»,

причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Роль правительства    Формирование национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные

Слайд 28 Можно провести классификацию отдельных стран по уровню

конкурентоспособности их индустрии в мировом хозяйстве. Выделение стадий конкурентоспособности представляет

собой один из методов построения абстрактной модели роста национальной экономики. Каждая стадия характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией развития фирм..
Стадии развития конкуренции.
Уровни экономического развития различных стран можно представить в виде некоторого ряда стадий развития конкуренции. Эти стадии различаются по специфическим источникам достижения конкурентоспособности на мировом рынке, а также по видам и степени развития успешно функционирующих отраслей. При отнесении национальной экономики к той или иной стадии за основу принимают уровень развития отраслей, участвующих в международной конкуренции, хотя процесс конкуренции в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, тоже охватывается этим понятием. Прохождение каждой страной всех стадий не является неизбежным.
Можно выделить четыре особые стадии конкурентоспособности национальной экономики, соответствующие четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим ее развитие в отдельные периоды времени, - это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство.

Можно провести классификацию отдельных стран по уровню конкурентоспособности их индустрии в мировом хозяйстве. Выделение

Слайд 29 На стадии факторов практически все национальные отрасли,

успешно действующие на мировом рынке, достигают своих преимуществ в конкурентной

борьбе почти исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для выращивания урожаев различных сельскохозяйственных культур или избыточной и дешевой полуквалифицированной рабочей силе.
Экономика на этой стадии весьма чувствительна к мировым экономическим кризисам и изменению валютных курсов, которые приводят к колебанию спроса и относительных цен. Она также оказывается чрезвычайно уязвимой в случае потери имеющихся факторов и быстро меняющегося лидерства отраслей. Обладание большими запасами природных ресурсов может обеспечить высокий доход на душу населения в течение довольно продолжительного периода.

Стадия факторов.

На стадии факторов практически все национальные отрасли, успешно действующие на мировом рынке, достигают своих

Слайд 30 По существу, ни одна страна не миновала

данной стадии развития экономики. Она характерна почти для всех развивающихся

стран, а также стран с плановой экономикой. То же самое можно сказать о некоторых странах с высоким уровнем благосостояния, обладающих значительными природными богатствами, таких как Канада и Австралия.
В экономике, опирающейся на факторы производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется путем создания отечественных заменителей импортных товаров. Что часто становится возможным благодаря мерам по защите внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Однако уровень конкурентоспособности отечественных отраслей, производящих товары-заменители, недостаточно высок для выхода на мировой рынок, и при некоторых импортных ограничениях эффективность экономики может неуклонно снижаться.
По существу, ни одна страна не миновала данной стадии развития экономики. Она характерна почти

Слайд 31Стадия инвестирования.
На стадии инвестирования конкурентное преимущество экономики

базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию.

Фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Инвестиции также направляются на покупку лицензий, создание современных предприятий и другие средства повышения конкурентоспособности более современных и специализированных отраслей и сегментов. На этой стадии не только применяются, но и всемерно улучшаются иностранная техника и технология.
Способность национальной индустрии воспринять и улучшить зарубежную технологию является существенным и решающим условием достижения данной стадии конкурентоспособности.
Стадия инвестирования.   На стадии инвестирования конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности национальных фирм

Слайд 32 Принципиальным отличием стадии инвестирования от стадии факторов

является, как следует уже из ее названия, возможность и желание

инвестировать в развитие экономики, что представляет собой более устойчивую базу конкурентоспособности, а не возможность применять уникальные производственные процессы или предлагать уникальную продукцию.
Данная стадия характеризуется быстрым ростом занятости, заработной платы и стоимости факторов. Экономика становится менее уязвимой к мировым кризисам и изменению валютных курсов, чем на стадии факторов, хотя и остается еще довольно неустойчивой. Неизбежны убытки , банкротства, потеря конкурентоспособности в ряде отраслей в связи с неудачным выбором иностранных технологий, крупномасштабным производственным строительством и вытеснением национальных фирм из более развитых стран.
Активное инвестирование экономики может происходить только на фоне общенационального признания приоритетности направления средств в производство и устойчивого экономического роста перед текущим потреблением и распределением доходов. Такое признание было достигнуто, например, в Японии и Корее. Эффективная экономическая политика на этой стадии, вероятно, требует принятия четких и жестких решений, а также установление целей на длительную перспективу.
Принципиальным отличием стадии инвестирования от стадии факторов является, как следует уже из ее названия,

Слайд 33 Очень немногие развивающиеся страны совершили скачок к

этой стадии. В послевоенный период это удалось только Японии, позже

– Корее. В экономике Тайваня, Сингапура, Гонконга, Испании и в меньшей степени Бразилии присутствуют некоторые признаки достижения стадии инвестирования.
В каждой из этих стран до сих пор отсутствуют те или иные важные элементы, в том числе конкурентные местные фирмы, возможность совершенствовать зарубежные технологии на своих предприятиях, новые, достаточно прогрессивные факторы производства.

Очень немногие развивающиеся страны совершили скачок к этой стадии. В послевоенный период это удалось

Слайд 34Стадия нововведений.
На стадии нововведений национальные фирмы не

только применяют и улучшают иностранные технику и технологию, но и

создают новые. Номенклатура продукции, производственные процессы, система организации сбыта – все аспекты конкурентной борьбы находятся в творческом развитии. Благоприятное состояние спроса, налаженная система поправок и развитие родственных отраслей позволяют фирмам обеспечить устойчивость процесса нововведений. В ходе этого процесса возникает еще больше новых отраслей.
На данной стадии фирмы разрабатывают глобальные стратегии, создают собственную сеть международных поставок и обслуживания, повышают репутацию своей марки за рубежом. Некоторые компании переносят производство за границу. Как правило, это происходит в отраслях, структура которых благоприятна для расширения цепочек ценности с целью сокращения затрат или увеличения эффективности сбыта в других странах. Кроме того, данная стадия характеризуется внушительным объемом прямых инвестиций в зарубежную экономику.
Стадия нововведений.   На стадии нововведений национальные фирмы не только применяют и улучшают иностранные технику и

Слайд 35 Укрепление международных позиций в сфере услуг –

еще одна характерная черта стадии нововведений, отражающая рост конкурентоспособности индустрии.

Страны, экономика которых находится на одной из предшествующих стадий (стадия факторов и стадия инвестирования), редко достигают успеха в международных рынках услуг, за исключением тех, которые требуют больших затрат труда (например, немеханизированная загрузка судов и некоторые виды строительства).
На стадии нововведений передовые фирмы проявляют весьма разнообразные потребности в сервисных подразделениях, включая службы маркетинга, организацию производства и контроля. Кроме того, фирмы национальной сферы услуг могут перемещаться за границу вслед за промышленными фирмами. Потребители, уровень квалификации и образования которых поднялся и доходы возросли, также начинают испытывать потребность в более разнообразных услугах. Внутренний спрос может стать базой для завоевания международных позиций.
Стадия нововведения обладает наибольшим сопротивлением к макроэкономическим колебаниям . Отрасли становятся менее уязвимыми к ценовым шокам и изменению валютных курсов, так как они конкурируют на основе технологий и дифференциации производств.
Укрепление международных позиций в сфере услуг – еще одна характерная черта стадии нововведений, отражающая

Слайд 36 Роль государства на стадии нововведений незначительна. Распределение

капитала, протекционизм, лицензионный контроль, экспортные субсидии и другие формы прямого

вмешательства теряют смысл или эффективность в условиях, когда конкуренция ведется на основе нововведений. Преуспевающие и международные фирмы в значительно меньшей степени склонны допускать над собой руководство.
На этой стадии наиболее эффективны мероприятия, связанные с косвенным государственным руководством, такие как повышения качества внутреннего спроса, поощрение новых сфер и внутренней конкуренции.
Великобритания достигла стадии нововведений в первой половине ХIХ века, США, Германия и Швеция – в пределах нескольких десятилетий на рубеже ХХ столетия, Италия и Япония достигли этой стадии только в 70-е годы. Северные районы Италии пережили стадию нововведений в ХII столетии, хотя индустриальная база в те времена была совершенно иной.
Роль государства на стадии нововведений незначительна. Распределение капитала, протекционизм, лицензионный контроль, экспортные субсидии и

Слайд 37Стадия богатства.
Стадия богатства, в отличии от трех

первых, в конечном счете ведет к спаду производства. Движущей силой

экономики является уже достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным раньше, не способна крепить свое богатство. Это происходит главным образом потому, что заинтересованность инвесторов, менеджеров и индивидов смещается в направлении, подрывающем устойчивость процессов инвестирования и нововведений и, следовательно, экономический рост. Ставятся новые цели, часто весьма похвальные с социальной точки зрения, которые вытесняют интересы, способствующие прогрессу в экономике.
Необходимость скорейшего внедрения новшеств теряет свою остроту. Служащие теряют заинтересованность в развитии фирм, когда они достигают высокого уровня дохода и имеют много других интересов.
Стадия богатства.   Стадия богатства, в отличии от трех первых, в конечном счете ведет к спаду

Слайд 38 Престиж работы в промышленности может снизиться в

пользу других видов карьеры. Уменьшается стремление к получению практического образования.

Уровень образования падает, поскольку снижается внимание к нему родителей и общества.
Доля капиталовложений в создание факторов имеет тенденцию сокращаться, перемещаясь в сферы, менее выгодные для промышленности. Тенденция к обложению налогами богатства, возникающая, как только страна достигает высокого уровня благосостояния, снижает стремление к инвестированию в производство. Вообще, хронический недостаток инвестиций в промышленности есть своеобразное проявление экономики богатства.
Одним из симптомов перехода к стадии богатства является рост слияний и приобретений фирм. Компании, имеющие избыток наличных денег, ищут возможности прибыльного вложения средств, минуя риск основания новых фирм. Рост поглощений может также отражать стремление к устранению соперничества и повышению стабильности. Поглощения создают иллюзию прогресса без создания новых фирм. Часто они еще более замедляют нововведения.
Явные признаки того, что экономика вошла в стадию богатства, могут долго не проявляться из-за инерции, существующей благодаря лояльности потребителей или сложившимся рыночным позициям.
Престиж работы в промышленности может снизиться в пользу других видов карьеры. Уменьшается стремление к

Слайд 39 Отрасли, долгое время не обновлявшие производство, становятся

плохими покупателями для своих поставщиков и теряют способность ускорять или

поддерживать нововведения в отраслях, которые они обслуживают.
Стадия богатства характеризуется медленным, но неуклонным движением к спаду, так как количества рабочих мест в отраслях, способных поддерживать устойчивый рост конкурентоспособности, недостаточно для обеспечения роста уровня жизни населения. Страна, находящаяся на этой стадии, становится «страной контрастов». С одной стороны, это богатая страна с некоторым количеством компаний, получающих огромные прибыли, и с некоторым количеством богатых граждан, пользующихся всеми благами, которые могут быть получены за счет аккумуляции национальных инвестиций прошлых лет и дохода от процветающих отраслей.
С другой стороны, на стадии богатства в стране может наблюдаться болезненное состояние экономики и могут получить популярность представления о способах решения проблем, ведущие к ее дальнейшему разрушению. По мере прогрессирования этой стадии ухудшается состояние дел во многих компаниях.
Отрасли, долгое время не обновлявшие производство, становятся плохими покупателями для своих поставщиков и теряют

Слайд 40 Неполная занятость или безработица становятся постоянным явлением,

и средний уровень жизни понижается. Социальные программы начинают опережать способность

экономики оплачивать их. В этих условиях налогообложение богатства (в добавление к обложению дохода) может рассматриваться как единственный способ свести концы с концами, который, однако, ведет к дальнейшему снижению стимулов к инвестированию. Наступающий в результате экономический спад может быть довольно продолжительным, пока какое-нибудь потрясение не вытолкнет экономику из него.
Некоторое время назад экономика Великобритании вошла в стадию богатства, и, как будет показано ниже, в конце 80-х годов некоторые другие страны достигли этой стадии или подошли к ней вплотную.

Неполная занятость или безработица становятся постоянным явлением, и средний уровень жизни понижается. Социальные программы

Слайд 41Процесс национального экономического развития
Процесс развития каждой страны

уникален. Набор отраслей и траектория, по которой экономика проходит (или

не проходит) через стадии роста, есть отражение уникальных обстоятельств и национальных особенностей каждой страны, в том числе ее конкурентного «ромба».
Процесс национального  экономического развития   Процесс развития каждой страны уникален. Набор отраслей и траектория, по

Слайд 42 Важная роль принадлежит истории страны, поскольку в

ходе исторического процесса формируются основные производственные навыки, а также превалирующие

ценности, нормы поведения, потребности, вкусы и предпочтения, которые создают основу структуры спроса.
Отрасли, обеспечивающие стартовые позиции для развития экономики, всецело зависят от природных богатств страны. Страны, богатые природными ресурсами, как, например, США или Швеция, начинают с укрепления международных позиций отраслей, опирающихся на использование природных ресурсов. Это может быть производство железа или стали, лесоматериалов, сельскохозяйственной продукции.
Если в экономике присутствуют отрасли, способные обеспечить ее подъем, вокруг этих отраслей формируются кластеры, и в конечном счете экономика расширяется за счет появления все новых отраслей. Страны, не обладающие большими запасами природных ресурсов, такие как Япония, Корея, Швейцария и Италия, первоначально добились международного успеха в трудоемких отраслях легкой промышленности: текстильной, швейной, в производстве товаров для домашнего хозяйства и др.
Важная роль принадлежит истории страны, поскольку в ходе исторического процесса формируются основные производственные навыки,

Слайд 43 Рост национальной конкурентоспособности может осуществляться различными путями.

Отсутствует даже единая последовательность движения от стадии к стадии.






Экономическое развитие часто происходит скачками: за периодами бурного подъема следуют годы почти не ощутимых изменений. Ход этого процесса зависит от появления присущей «ромбу» способности мощного взаимного усиления отраслей. Например, достижение конкурентоспособности одной отраслью может вызвать быстрый подъем других или появление в них большого числа новых фирм.

Рост национальной конкурентоспособности может осуществляться различными путями. Отсутствует даже единая последовательность движения от стадии

Слайд 44 Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие

страны не могут сдвинуться с первой или второй стадии. Конечно,

теория основана на анализе и обобщении гораздо большего числа сложных ситуаций, препятствий, возникающих на пути экономического роста в развивающихся странах, чем может реально предоставить избранная ими модель развития, для которой количественные и качественные изменения факторов производства могут иметь принципиальное значение. Япония – страна, которая в послевоенный период продемонстрировала самый высокий темп экономического роста, - прошла через каждую из первых трех стадий. Стадия инвестирования в ряде стран ознаменовалась ускорением процесса развития, хотя и изобиловала всевозможными препятствиями и трудностями.
Однако, оказалось, что экономика, опирающаяся на основные факторы, через длительный период может перейти непосредственно к стадии нововведений, минуя стадию инвестирования. Хороший пример тому – Италия, где потерпели неудачу все попытки следовать инвестиционной модели развития. Способность экономики избежать стадии инвестирования и, тем не менее, успешно развиваться требует наличия в историческом прошлом страны длительных периодов индустриальной активности, оставивших след в национальной системе образования, производственных навыках и т.д.
Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны не могут сдвинуться с первой или

Слайд 45 Уровень экономического благосостояния проявляет тенденцию к повышению,

когда страна проходит через первые три стадии, поскольку подъем конкурентоспособности

экономики ведет к росту производительности труда. Страна, обладающая большими запасами природных ресурсов, может достигать высокого уровня национального дохода, оставаясь на первой стадии, хотя мало вероятно, что он будет сохранять устойчивость неограниченно долго.





Примеры тому – Кувейт и Саудовская Аравия, которые благодаря богатым запасам нефти могут годами иметь высокий доход на душу населения. Канада – еще одна страна, природные богатства которой позволяют уже долгое время поддерживать высокий уровень жизни, хотя некоторым отраслям канадской экономики, выходящим за пределы ресурсного сектора, также удалось добиться конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Уровень экономического благосостояния проявляет тенденцию к повышению, когда страна проходит через первые три стадии,

Слайд 46 Зависимость от природных ресурсов, однако, ставит страну

перед лицом угрозы их истощения, открытия новых месторождений в других

странах или технологических изменений, которые могут привести к сокращению или исчерпанию потребности в данном ресурсе.
Изобилие природных ресурсов в стране может привести экономику, опирающуюся на основные факторы, сразу на стадию богатства. Ослабление конкурентной борьбы, противостояние администрации и профсоюзов, протекционизм могут породить стремление к осуществлению некоторых сдвигов в экономике ради сохранения «статус-кво». Так, Канада и Норвегия оказались перед лицом этой опасности.
Опора на преимущество обладания факторами не обеспечивает достаточного основания для устойчивого роста производительности и для расширения круга конкурентоспособных отраслей. Немногие страны, обладающие действительно богатыми природными ресурсами, достигли устойчивого процветания в ХХ столетии, когда главным преимуществом в конкурентной борьбе является знание. США с их традиционной непоколебимой верой в конкуренцию и волнами иммиграции, обеспечивающими свежий прилив заинтересованности, - это возможно единственное исключение.
Зависимость от природных ресурсов, однако, ставит страну перед лицом угрозы их истощения, открытия новых

Слайд 47 Стадия богатства, если она наступает, в конечном

счете ведет к медленному спаду уровня национального благосостояния. Могут пройти

десятилетия, прежде чем общеэкономические показатели отразят потерю конкурентоспособности национальной экономики, являющуюся причиной этого процесса. Так происходит благодаря инерции и преимуществам, сыгравшим роль двигателя экономического роста в самом начале развития национальной экономики и сохраняющим устойчивость в некоторых отраслях. Спрос на предметы роскоши и развлечения может даже вызвать появление некоторых новых отраслей.
Фактически в переходный период от стадии нововведений к стадии богатства прибыльности компаний и уровень жизни могут еще некоторое время возрастать, так как компании пожинают плоды успеха прошлых лет даже при недостаточном инвестировании, а работники компаний добиваются повышения заработной платы, темп роста которой опережает темп роста производительности.
Стадия богатства, если она наступает, в конечном счете ведет к медленному спаду уровня национального

Слайд 48 Вполне возможно, что страна, «завязнув» на стадии

богатства, затем проделает весь обратный путь к стадии факторов. Как

только произойдет потеря конкурентоспособности в высокоэффективных отраслях экономики, заработная плата и стоимость других производительных факторов могут снизиться насколько, что национальные отрасли снова обратятся к ценовой конкуренции. Так, в Великобритании произошло относительное снижение заработной платы до уровня, сделавшего ее экономику привлекательной для зарубежных инвесторов благодаря низким издержкам на зарплату.
Италия, ведущая торговая держава в период ХII-ХIII столетий, судя по всему, прошла полный цикл от стадии нововведений к стадии богатства, затем к стадии факторов и опять к стадии нововведений.






Однако, экономический спад на стадии богатства может быть остановлен радикальными мерами экономической политики, крупными потрясениями или сдвигами в представлениях о социальных ценностях.
Вполне возможно, что страна, «завязнув» на стадии богатства, затем проделает весь обратный путь к

Слайд 49Стадии экономического развития стран в послевоенный период
Выделение

стадий роста конкурентоспособности представляет собой метод исследования, которым мы хотим

воспользоваться, чтобы еще раз обсудить характерные черты и перспективы развития экономики ряда ведущих стран.










Все эти страны находятся на разных стадиях конкурентоспособности; особенности происхождения стадий, как и путь развития каждой страны, во многом уникальны.

Стадии экономического развития стран  в послевоенный период   Выделение стадий роста конкурентоспособности представляет собой метод

Слайд 50 На рисунке схематично изображены траектории роста конкурентоспособности

экономики каждой страны в послевоенный период

На рисунке схематично изображены траектории роста конкурентоспособности экономики каждой страны в послевоенный период

Слайд 51Сингапур

Сингапур

Слайд 52 Сингапур стал независимой республикой в 1965 году.

Эта страна в основном является производственной базой международных корпораций, привлеченных

сюда относительно низкой стоимостью и высокой квалификацией рабочей силы, а также развитой инфраструктурой, включающей дороги, порты, аэропорты и телекоммуникации. Отечественным компаниям, уровень развития которых уже должен быть довольно высоким, не уделялось большого внимания в экономической политике. Повышение уровня жизни в стране произошло благодаря улучшению качества работы. Так, Сингапур до сих пор лидирует по количеству студентов, обучающихся в США, на душу населения.
Однако Сингапур, не имея собственной производственной базы, все еще остается местом для размещения иностранных предприятий. Путь экономического развития, который избрала эта страна, обеспечил быстрый прогресс и был в меньшей степени связан с риском.
Однако до тех пор, пока у Сингапура не будет собственной производственной базы, созданный им потенциал экономического роста может быть потерян.

Сингапур стал независимой республикой в 1965 году. Эта страна в основном является производственной базой

Слайд 53Корея

Корея

Слайд 54 Экономика Кореи в начале 50-х годов находилась

на стадии факторов производства. Ее успех на мировом рынке ограничивался

главным образом укреплением позиций отраслей легкой промышленности, а также сырьевых и других отраслей, развивающихся за счет природно-ресурсной базы страны. Корейское правительство и национальные фирмы избрали рискованный курс на ограничение деятельности международных корпораций, создание собственной промышленности и энергичное инвестирование экономики с помощью зарубежных займов. В результате были созданы условия для устойчивого роста экономики и продолжительного подъема уровня благосостояния страны.
Экономика Кореи представляет собой замечательный образец инвестиционной модели. Благодаря приобретению иностранных технологий, наращиванию капиталовложений в крупномасштабное современное оборудование, ожесточенной внутренней конкуренции и проявлению инициативы, связанной с риском, Корее удалось достичь международного успеха в некотором числе отраслей.
Конкурентоспособность достигается за счет все еще низкой заработной платы за квалифицированный и высокопроизводительный труд, соединенный с эффективным оборудованием. Правительство Кореи играло весьма активную роль, финансируя отдельные отрасли, ограничивая зарубежное инвестирование, помогая в приобретении лицензий и защищая внутренний рынок.
Экономика Кореи в начале 50-х годов находилась на стадии факторов производства. Ее успех на

Слайд 55 Что особенно отличает Корею, так это способность

не только внедрять, но и совершенствовать иностранные технологии. Технологические возможности

корейских компаний быстро повышаются. Фирмы создают себе международную репутацию и устанавливают собственные каналы сбыта продукции на внешних рынках. Группа крупных корейских компаний уже вышла на международную арену с глобальными стратегиями. Однако внутренний спрос, а также родственные и поддерживающие отрасли, необходимые для достижения уровня конкурентных преимуществ стадии нововведений, еще недостаточно сформированы.





Корея поставляет на внутренний рынок главным образом конечную продукцию, хотя разнообразие ее возрастает. Признаком продолжительности подъема экономики является укрепление рыночных позиций Кореи в индустриальных и поддерживающих отраслях.

Что особенно отличает Корею, так это способность не только внедрять, но и совершенствовать иностранные

Слайд 56 Однако продукция, произведенная на импортном оборудовании с

использованием импортных деталей и компонентов, является все еще повторением зарубежных

образцов. Внутренний спрос недостаточно развит и разнообразен, чтобы стимулировать активное внедрение новшеств. Главная проблема, которая стоит перед корейской экономикой, - сохранение высоких темпов роста и достижение стадии нововведений
Однако продукция, произведенная на импортном оборудовании с использованием импортных деталей и компонентов, является все

Слайд 57Дания

Дания

Слайд 58 Дания – достигла стадии нововведений к 60-м

годам.






Датские фирмы добились

устойчивого положения на мировом рынке первоначально в крупных промышленных кластерах, связанных с производством различной сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, товаров для домашнего хозяйства, а также со здравоохранением.
Однако экономика Дании отстает по темпам роста от многих других стран. Падение заинтересованности, ослабление конкурентной борьбы и принимающее угрожающие размеры вмешательство государства в экономику – лишь некоторые из настоятельных проблем.
Общий темп роста производительности труда в Дании низкий, и особое беспокойство вызывает его значительное падение в обрабатывающей промышленности.
Дания – достигла стадии нововведений к 60-м годам.      Датские

Слайд 59
Если эта тенденция сохранится,

экономическое благосостояние Дании будет все больше зависеть от филиалов зарубежных

фирм, размещенных в стране, и стоимости факторов, и, вероятно, его уровень будет снижаться.
Если эта тенденция сохранится, экономическое благосостояние Дании будет все больше зависеть от

Слайд 60Италия

Италия

Слайд 61 Италия в послевоенный период совершила скачок от

стадии факторов к стадии нововведений.




Италия вышла из

войны с чрезвычайно расстроенной экономикой, конкурентоспособность итальянских фирм поддерживалась в основном низкой стоимостью труда.
Однако развитый внутренний спрос, предпринимательство, оживленная конкуренция способствовали укреплению ее позиций в расширяющемся круге отраслей.
Установление тесных связей между поставщиками, покупателями и производителями оборудования способствовало взаимному усилению отраслей и быстрому их совершенствованию. Стремительный рост заработной платы, начавшийся в 1969 году, и отмена режима девальвации лиры в 1978 году сыграли роль катализатора процесса подъема конкурентоспособности для многих итальянских фирм. К началу 80-х годов итальянская экономика вступила в стадию нововведений.
Италия в послевоенный период совершила скачок от стадии факторов к стадии нововведений.

Слайд 62 От стадии факторов итальянская экономика эволюционировала непосредственно

к стадии нововведений, что оказалось возможным благодаря столетиям существования национальной

индустрии, высокому уровню квалификации рабочей силы, накопленному богатству и изначально более высокому уровню жизни, чем в Азии.
Наличие этих условий, а также высокий уровень заинтересованности, усиливающееся давление на отрасли, конкурентоспособность которых зависит от стоимости факторов производства, и ожесточенная конкуренция привели к быстрому подъему экономики Италии. Своим успехом итальянская экономика обязана главным образом некапиталоемким и нечувствительным к изменению цен отраслям.
В начале 70-х годов правительство Италии предприняло ряд попыток введения инвестиционной модели. Значительные объемы капитальных вложений направлялись в металлургическую, автомобильную, химическую, энергетическую и другие отрасли промышленности.
Однако почти все попытки не имели успеха в связи с отсутствием эффективной внутренней конкуренции в перечисленных отраслях, а также других условий роста, таких как внутренний спрос, инфраструктура и рабочая сила нужной квалификации.
От стадии факторов итальянская экономика эволюционировала непосредственно к стадии нововведений, что оказалось возможным благодаря

Слайд 63 Итальянское правительство – неустойчивое, склонное поддаваться политическому

давлению – оказалось неспособным принять требуемые меры. Итальянский опыт показывает,

что успех в применении инвестиционной модели никоим образом не гарантирован. К счастью, в отраслях, государственное вмешательство в которые было незначительным, Италии удалось создать фундамент стадии нововведений.
Экономика Италии продемонстрировала удивительную способность к самовозвышению. Была введена передовая технология производства. Произошло формирование кластеров в производстве модной одежды, мебели, продуктов питания и в других секторах экономики.
Италия укрепила свои позиции на мировом рынке в специализированных сырьевых отраслях и машиностроении.
В целом итальянская экономика переживает период подъема, однако в своем развитии она начинает наталкиваться на ограничения, налагаемые стратегиями компаний и государственной политикой.
Итальянское правительство – неустойчивое, склонное поддаваться политическому давлению – оказалось неспособным принять требуемые меры.

Слайд 64Швеция

Швеция

Слайд 65 Экономика Швеции после второй мировой войны находилась

на стадии нововведений, в которую она вступила в первой половине

ХХ столетия.




Долгое время значительная часть экономики Швеции зависела от природно-ресурсной базы страны. Однако вскоре после войны, шведские фирмы упрочили свое положение за пределами ресурсного сектора, достигнув высокой конкурентоспособности в машиностроении, особенно транспортном, и других передовых отраслях, укрепивших уже существующие кластеры. Уровень жизни в стране быстро повышался. Взыскательный внутренний спрос, тесные связи между отраслями внутри кластеров и высокий уровень качества трудовых ресурсов способствовали дальнейшему совершенствованию экономики.
Увеличение объема капиталовложений в здравоохранение и другие социально значимые сферы также способствовало формированию развитого спроса на новую продукцию.


Экономика Швеции после второй мировой войны находилась на стадии нововведений, в которую она вступила

Слайд 66 В последние десятилетия ХХ века Швеция сохраняла

и даже усиливала свои позиции во многих традиционных для нее

отраслях. Продолжается рост производительности в обрабатывающей промышленности. Однако появилась опасность снижения темпов роста экономики по ряду причин.
Одна из них – политика периодической девальвации, вызывающая оживление ценовой конкуренции, которая затормозила развитие отраслей, опирающихся на факторы.
К числу других проблем, накладывающих ограничения на рост существующих и появление новых отраслей, можно отнести низкую степень личной заинтересованности, ослабление внутренней конкуренции, низкий уровень появления новых производств и др.
Еще одна причина – большой государственный сектор, в который привлекаются трудовые ресурсы высокой квалификации для работы в относительно низкопроизводительных сферах, в то время как частные фирмы в поисках квалифицированной рабочей силы вынуждены перемещать производство за границу.

В последние десятилетия ХХ века Швеция сохраняла и даже усиливала свои позиции во многих

Слайд 67 Швеция теряет позиции в секторах

экономики, выходящих за пределы ее основных крупных кластеров. Рост производительности

труда в экономике в целом низкий.
Хотя шведская доктрина равноправия подразумевает, что переход страны в стадию богатства маловероятен, темп ее прогресса может замедлиться.
Поддержание шведского уровня жизни при данных обстоятельствах может оказаться все более трудновыполнимой задачей.

Швеция теряет позиции в секторах экономики, выходящих за пределы ее основных крупных

Слайд 68Япония

Япония

Слайд 69 Япония стала главной сенсацией послевоенной истории. Она

вступила в этот период, находясь на стадии факторов, ее конкурентоспособность

основывалась на низкой стоимости труда в текстильной и других традиционных отраслях.




Однако многие предпосылки быстрого экономического подъема были налицо. Япония быстро достигла стадии инвестирования, добившись успеха в таких отраслях, как судостроение, металлургическая и радиопромышленность, производство небольших автомобилей и шин.
Активное приобретение иностранных технологий , вложение средств в крупное, современное оборудование и ожесточенная конкуренция, будучи соединены со все еще низкой стоимостью труда, обеспечили убедительные преимущества в ценовой конкуренции для этих отраслей.
Экспорт продукции японскими фирмами обычно начинался после насыщения внутреннего рынка. Создание условий для формирования внутреннего спроса обеспечило, в свою очередь, ускорение экономического роста

Япония стала главной сенсацией послевоенной истории. Она вступила в этот период, находясь на стадии

Слайд 70 Япония достигла стадии нововведений к концу 70-х

годов. Состояние факторов продолжало быстро улучшаться. Крупные вложения капитала в

экономику страны вели к возникновению новых фирм в родственных, поддерживающих и потребительских отраслях.
С 1978 года самый высокий уровень чистого дохода в экспортной доле производства Японии сохраняется в отраслях машиностроения и специализированных видов товаров. Ухудшение условий существования отраслей, опирающихся на основные факторы, например в связи с высокой стоимостью энергии и нехваткой рабочей силы, ускорило автоматизацию и нововведения.
Интенсивная внутренняя конкуренция вела к ускоренному совершенствованию производства. В то же время ухудшились рыночные позиции традиционных отраслей и отраслей, зависящих от ресурсов.
Масштабы и скорость экономического развития Японии не имеют аналогов в современной истории. В конце 80-х годов темпы роста экономики даже усилились благодаря повышению курса иены после 1986 года и изменению государственной политики и стратегии фирм. Японские фирмы выдвинулись на позиции технологических лидеров, определяющих развитие все большего числа отраслей.
Однако для продолжения устойчивого экономического роста Японии необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики и стратегий фирм.
Япония достигла стадии нововведений к концу 70-х годов. Состояние факторов продолжало быстро улучшаться. Крупные

Слайд 71Швейцария

Швейцария

Слайд 72 Экономика Швейцарии, вступившей в стадию нововведений до

начала второй мировой войны, имеет очень сложную и современную структуру

для страны столь небольшого размера. Отражением этого обстоятельства является высокая конкурентоспособность швейцарских фирм в наиболее современных и специализированных сегментах множества отраслей.
Продолжительный подъем швейцарской экономики был обусловлен многочисленными преимуществами, в том числе высокой квалификации рабочей силы, мощной технологической базой, обширным внутренним спросом, а также непрекращающимся давлением со стороны высокой заработной платы. Наращивание капиталовложений стимулировалось низкой процентной ставкой и политикой поощрения инвесторов.
Однако доли Швейцарии в отдельных отраслях мирового экспорта чаще сокращались, чем расширялись, включая машиностроение и инструментальную промышленность. Многие отрасли швейцарской экономики, сохраняющие высокую конкурентоспособность, так или иначе связаны с богатством или с производством предметов роскоши.
Экономика Швейцарии, вступившей в стадию нововведений до начала второй мировой войны, имеет очень сложную

Слайд 73 Важное значение имеет ослабление внутренней конкуренции, которое

в совокупности с развитием финансовых структур снижает динамизм экономики. Десятилетия

ничем не прерываемого процветания наложили отпечаток на способность к рискованным операциями и заинтересованности в развитии экономики. Можно ли ожидать в Швейцарии оживления деловой активности, достаточного, чтобы стимулировать конкуренцию и поддержать рост производительности труда, - этот вопрос остается открытым.
Важное значение имеет ослабление внутренней конкуренции, которое в совокупности с развитием финансовых структур снижает

Слайд 74Германия

Германия

Слайд 75 Германия подошла к стадии нововведений на рубеже

ХХ столетия первоначально в отраслях, опирающихся на достигнутое ею превосходство

в развитии науки и технологии.






Экономика Германии проявила уникальную способность к самостимулированию, поскольку подъем потребительских отраслей привел к укреплению позиций отраслей машиностроения.
Одна конкурентоспособная отрасль часто способствовала развитию нескольких других. В германской экономике были созданы не имеющие себе равных механизмы формирования и повышения качества технологических и трудовых ресурсов.
Германия подошла к стадии нововведений на рубеже ХХ столетия первоначально в отраслях, опирающихся на

Слайд 76 Однако экономика Германии также проявляет признаки движения

к стадии богатства. Число потерь на мировом рынке намного превосходит

число приобретений .
Развивающиеся финансовые рынки и новое поколение «финансовоориентированных» менеджеров способствуют изменению направления капиталовложений как отдельных инвесторов, так и компаний.
Профсоюзы становятся силой, все более тормозящей динамизм экономики. Внутренняя конкуренция проявляет явные признаки угасания.
Невозможность успешного проникновения в новые отрасли создает серьезные проблемы, усиливаемые прессом безработицы.
Однако экономика Германии также проявляет признаки движения к стадии богатства. Число потерь на мировом

Слайд 77Соединенные Штаты Америки

Соединенные Штаты Америки

Слайд 78 Соединенные Штаты Америки достигли стадии нововведений в

последней четверти ХIХ века, хотя большая доля их экспорта была

еще долго представлена продукцией отраслей ресурсного сектора.





Заметное укрепление конкурентных позиций американской экономики произошло во время второй мировой войны и продолжалось в 50-е и 60-е годы. В стране были созданы уникальные условия для внедрения нововведений и роста конкурентоспособности сразу во многих отраслях, включающие крупные инвестиции в подъем факторов, благоприятную обстановку для расширения внутреннего спроса, высокую личную мотивацию, веру в конкуренцию, а также лидерство в важнейших поддерживающих отраслях, таких как электроника, производство пластмасс, инструментов, рекламное обслуживание. Это лишь некоторые из множества преимуществ.
Соединенные Штаты Америки достигли стадии нововведений в последней четверти ХIХ века, хотя большая доля

Слайд 79 С того же времени, однако, американские фирмы

теряют позиции в неподходящих отраслях и сегментах, извлекая большую часть

прибылей из ресурсочувствительных секторов и отраслей, продукция которых не подвергается технологически сложной обработке.
Число отраслей, способных поддерживать существенный объем экспорта, невелико для страны такого размера, как США. В Америке происходит процесс старения производственных мощностей. Хотя многие американские фирмы обладают устойчивыми позициями на мировом рынке и процесс формирования новых сфер бизнеса продолжается, налицо явные признаки снижения темпов совершенствования экономики.
Отрасли, сохраняющие высокий уровень конкурентных преимуществ, как правило, связаны с развлечениями и отдыхом, массовым потреблением, управлением богатствами, существенными совокупными инвестициями в развитие университетов и фундаментальных исследований, значительным военным бюджетом и природными ресурсами.
С того же времени, однако, американские фирмы теряют позиции в неподходящих отраслях и сегментах,

Слайд 80 Другими признаками приближения стадии богатства является ослабление

конкуренции, облегчение возможности получения кредита, усиление протекционизма и изменение целей

инвесторов и менеджеров, которое, кажется, уже привело к хроническим недовложениям инвестиций в промышленность.
Эти и другие явления в совокупности с отставанием от других стран по такому важному показателю, как подъем уровня квалификации трудовых ресурсов, представляют серьезную угрозу динамизму американской экономики и ее способности к дальнейшему прогрессу.
Другими признаками приближения стадии богатства является ослабление конкуренции, облегчение возможности получения кредита, усиление протекционизма

Слайд 81Великобритания

Великобритания

Слайд 82 Великобритания уже десятки лет пребывает на стадии

богатства.







Однако, как

это характерно для стадии богатства, в Великобритании много богатых людей и некоторые сектора экономики процветают, хотя в целом страна оказалась позади других.
Великобритания вступила в стадию богатства, когда уменьшение мотиваций в совокупности с понижением качества трудовых ресурсов привели к замедлению внедрения новшеств. «Джентльменская» конкуренция и прощение долгов отечественных и колониальных покупателей снижали конкурентное давление, являющееся стимулом для нововведений. Лучшие изобретения часто не доходили до промышленности.
При отсутствии эффективного управления со стороны акционеров, благодушие менеджеров и уменьшение конкурентного пресса вели к снижению коэффициента замены оборудования и «недоинвестициям» в средства производства, технологию и повышение квалификации рабочей силы.
Все эти проблемы в совокупности только усиливали друг друга.

Великобритания уже десятки лет пребывает на стадии богатства.

Слайд 83 История успехов и поражений британских отраслей в

конкурентной борьбе представляет собой яркий образец развития экономики на стадии

богатства. Большинство конкурентоспособных отраслей так или иначе связаны с накоплениями прошлых лет, отдыхом, развлечениями, крупносерийным производством потребительских товаров или с управлением богатством. Сюда относится выпуск коллекционных товаров, кинофильмов, пластинок, книг, модельной одежды, производство товаров индивидуального ассортимента, а также оказание различных финансовых и деловых услуг.
Другая группа конкурентоспособных отраслей, к которой можно отнести химическую, фармацевтическую промышленность, оказание услуг, связанных с консультациями по вопросам торгово-промышленной деятельности, существует за счет инвестиций прошлых лет, вложенных в инфраструктуру, научные исследования, небольшой (хотя и элитный) пул высококвалифицированных специалистов.
Многие британские отрасли на мировом рынке, в том числе и значительное число отраслей легкой промышленности, опираются на преимущества, отражающие историю успеха национальной индустрии и сыгравшие роль ее «двигателя» на ранних этапах роста.

История успехов и поражений британских отраслей в конкурентной борьбе представляет собой яркий образец развития

Слайд 84 Благодаря относительно низкому уровню заработной платы научных

работников и других специалистов высшей квалификации (следствие длительности стадии богатства)

Великобритания сохраняет высокую конкурентоспособность в отраслях, требующих высокой квалификации работников, таких как издательская деятельность, рекламное и консультационное обслуживание, а также становится выгодным местом для размещения заказов на научные исследования.
Наконец, значительная часть экспорта Великобритании является результатом эксплуатации природных богатств страны, в основном запасов нефти и газа.
Конкурентоспособность основных отраслей обрабатывающей промышленности и отраслей, производящих продукцию промежуточного потребления, резко снизилась. Уменьшение доли Великобритании в мировом экспортном кластере происходит прежде всего за счет этих отраслей. Британские фирмы также теряют позиции в машиностроении и отраслях, производящих товары массового потребления.
Экономика Великобритании служит подходящей иллюстрацией того, как в результате действия взаимосвязанных причин движется по нисходящей спирали экономика стадии богатства.
Благодаря относительно низкому уровню заработной платы научных работников и других специалистов высшей квалификации (следствие

Слайд 85 Потеря позиций одной отраслью ведет к снижению

конкурентоспособности нескольких других. Растет безработица. Уменьшение государственных доходов усиливает напряженность

бюджета, что приводит к сокращению расходов на образование, научные исследования и разработки, инфраструктуры. Падение уровня среднего дохода отрицательно сказывается на состоянии внутреннего спроса, хотя спрос на предметы роскоши сохраняет определенную устойчивость.
Важное значение для экономики Великобритании играют продолжающееся относительное снижение уровня квалификации среднего рабочего, отсутствие необходимого внутреннего спроса на продукцию некоторых отраслей и слабая конкуренция.
Требуются десятилетия, чтобы сдвинуть с места и развернуть экономику, застывшую на стадии богатства.
Потеря позиций одной отраслью ведет к снижению конкурентоспособности нескольких других. Растет безработица. Уменьшение государственных

Слайд 86Перспектива послевоенного прогресса в экономике.
Страны, достигшие наибольших

экономических успехов в послевоенный период, постоянно ощущали на себе одновременно

и стимулирующее давление, и неприкрытую враждебность.
Они располагали лишь немногими очевидными преимуществами. Германия, Япония и Италия все еще рассматривались как побежденные.
Германия и Корея оказались политически разделенными, потерявшими в результате раздела богатые ресурсами территории. Острейший недостаток рабочей силы, огромный рост ее стоимости, чрезвычайно высокие цены на энергоносители и ничтожные размеры доставшихся ресурсов – все это зачастую сопровождалось быстрым подъемом экономики и стремительным прогрессом.
И это положение сохранялось до тех пор, пока профессиональная подготовка людских ресурсов и научная база производства оставались достаточными или быстро совершенствовались и пока рабочие, служащие, менеджеры и инвесторы имели стимулы для полной реализации своих трудовых и финансовых возможностей, а активная конкуренция на внутреннем рынке содействовала постоянному обновлению производства.
Перспектива послевоенного прогресса в экономике.   Страны, достигшие наибольших экономических успехов в послевоенный период, постоянно ощущали

Слайд 87 Однако, как бы ни шли дела в

упомянутых странах в послевоенный период, каждая из них сталкивалась с

брошенным ей вызовом, если она хотела сохранить или повысить уровень своего экономического процветания. Противостоять вызову должны были и компании, и правительства. Компании были вынуждены изменять свою производственную стратегию, чтобы завоевать и удержать конкурентное положение на рынке перед лицом усиливающегося давления соперников на международном рынке.
Правительственная политика на различных уровнях – местном, штата или национальном – должна была создать условия, благоприятствующие обеспечению прогрессирующих видов конкурентных приоритетов. И эта политика должна была изменяться с таким расчетом, чтобы отражать меняющиеся конкурентные позиции национальной промышленности.

Однако, как бы ни шли дела в упомянутых странах в послевоенный период, каждая из

Слайд 88Уолт Уитмен Ростоу. Концепция перехода к самоподдерживающемуся росту.

Уолт Уитмен Ростоу. Концепция перехода  к самоподдерживающемуся росту.

Слайд 89 Концепция перехода к самоподдерживающемуся росту была сформулирована

профессором Массачусетского технологического института У. Ростоу в 1956 г. Ее

основная идея заключалась в обосновании перехода от традиционного общества к современному обществу западного типа. Развивая концепцию перехода к самоподдерживающемуся росту, Ростоу в 1960 г. Сформулировал теорию стадий экономического роста.
Первоначально Ростоу предлагал выделять три стадии роста; позднее он увеличил их до пяти:
Концепция перехода к самоподдерживающемуся росту была сформулирована профессором Массачусетского технологического института У. Ростоу в

Слайд 90 Критерием выделения стадий служили преимущественно технико-экономические характеристики:

уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в

национальном доходе, структура потребления.
Для первой стадии традиционного общества характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству.
Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период осуществляются важные изменения в трех непромышленных сферах экономики: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.

Критерием выделения стадий служили преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля

Слайд 91 Третья стадия – «взлет» - охватывает сравнительно

небольшой промежуток времени: 20-30 лет. В это время растут темпы

капиталовложений, заметно увеличился выпуск продукции на душу населения, населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и в сельское хозяйство. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей («лидирующее звено»), и лишь позднее распространение на всю экономику в целом. Для того, чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимо выполнение нескольких условий:
1. резкое увеличение доли производственных инвестиций в национальном доходе ( с 5% до, как минимум, 10%);
2. стремительное развитие одного или нескольких секторов промышленности;
3. политическая победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества.
Возникновение очагов новой институциональной структуры должно обеспечить, по мысли У. Ростоу, распространение первоначального импульса роста на всю экономическую систему (путем мобилизации капитала из внутренних источников, реинвестиции прибылей и т.д.).
Третья стадия – «взлет» - охватывает сравнительно небольшой промежуток времени: 20-30 лет. В это

Слайд 92 Четвертая стадия – период «движения к зрелости»

- характеризуется У. Ростоу

как длительный этап технического прогресса. Автор считает началом этого периода для Великобритании 1850 г., США – 1900, Германии – 1910, Франции – 1910, Канады – 1920, Швеции – 1930, Японии – 1940, России – 1950 г.[1]
В этот период развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда, руководство промышленностью сосредотачивается в руках квалифицированных управляющих-менеджеров.
В период пятой стадии – в «эпоху высокого массового потребления» - осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению. Этот период соответствовал состоянию американского общества 60-х гг.
В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971)
У. Ростоу добавляет шестую стадию – «стадию поиска качества» жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.[2] Тем самым он пытался наметить перспективу развития и современных обществ Запада. Н. П. Кузнецова схематически изображает стадии У. Ростоу следующим образом:


_________________
[1]См: Rostow W. W. The Process of Economic Growth. P. 319
[2]Cм: Rostow W.W. Politics and Stages of Growth. Cambridge, 1971
Четвертая стадия – период «движения к зрелости» - характеризуется

Слайд 93 На рисунке 1.10 промышленный переворот соответствует 3-й

стадии Ростоу, стадия зрелости – 4-й, массовое производство – 5-й,

информационная стадия -6-й.
На рисунке 1.10 промышленный переворот соответствует 3-й стадии Ростоу, стадия зрелости – 4-й, массовое

Слайд 94 Теория стадий роста представляет существенный шаг вперед

по сравнению с теориями первой половины ХХ в. Вместе с

тем эта концепция, претендующая на объяснение исторического процесса развития человечества , не свободна от недостатков.
Во-первых, она характеризует экономические отношения несистемно, анализируя лишь их отдельные элементы. Явно недооцениваются социально-правовые моменты.
Во-вторых, вольно или невольно искажается исторический процесс, так как абсолютизируется лишь один период развития – период модернизации, стадия подготовки и развертывания промышленной революции.
В - третьих, сама промышленная революция трактуется несколько односторонне. На передний план выдвигаются главным образом социально- психологические характеристики, оставляя в тени всю гамму социально-экономических последствий, связанных с переходом от аграрного общества к индустриальному.
В – четвертых, необходимо отметить абстрактный характер количественных критериев, предложенных для выделения стадий.
Теория стадий роста представляет существенный шаг вперед по сравнению с теориями первой половины ХХ

Слайд 95 В теории «самоподдерживающегося роста» большую логическую нагрузку

несет тезис об удвоении доли производственных инвестиций в национальном доходе.

Между тем он явно противоречит историческому опыту развитых капиталистических стран. Как справедливо заявил С. Кузнец, доля внутреннего накопления в национальном доходе перед стадией взлета во многих странах была заметно выше 5% (в США в 40 – 50-е гг. ХIХ в. Она составляла 15-20%, в Канаде в 1870 г. -15, в 1890 г. – 15,5 и в 1900 г. – 13,5%), и удвоения ее в ходе взлета так и не произошло. Схема У. Ростоу, замечает С. Кузнец, скорее «могла бы соответствовать “коммунистическим взлетам“» [1], поскольку в процессе «социалистической индустриализации» действительно произошло (хотя и на более высоком уровне) удвоение нормы производственного накопления.
Несмотря на очевидные для многих экономистов недостатки, концепция перехода к самоподдерживающемуся росту оказала большое влияние на лидеров «третьего мира» и была использована в процессе создания новых теорий модернизации.

______________________
[1] См: Kuznets S. Notes on Take-off // The Economics of Take-off info Sustained Growth. P. 34.41
В теории «самоподдерживающегося роста» большую логическую нагрузку несет тезис об удвоении доли производственных инвестиций

Слайд 96СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика