Слайд 1Педагогический эксперимент и другие методы эмпирического исследования
Методы исследования
Слайд 2Метод педагогического эксперимента относят к основным для педагогической науки.
Определяется
он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. Под педагогическим
экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.
Слайд 3Виды эксперимента
по форме
по продолжительности
по охвату испытуемых
естественный
лабораторный
констатирующий
формирующий
Длительный
кратковременный
локальный
глобальный
Микроэксперимент
От цели
Слайд 4Виды психолого-педагогического эксперимента в зависимости от цели :
Слайд 6Методологические предписания к проведению эксперимента.
поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной
выборки,
предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния
на результаты обучения, воспитания,
составление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.
Слайд 7Правила организации педагогических экспериментов
недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых,
гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для
жизнедеятельности в настоящем и будущем.
Слайд 8Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процесс
возникновения и течения исследуемых явлений.
Эксперимент позволяет:
целенаправленно изменять условия
педаго-гического воздействия на испытуемых.
искусственно отделять изучаемое явление от других;
повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях
Слайд 9От каждого педагогического эксперимента необходимо требовать:
1. точного
установления цели и задач эксперимента
2. точного описания
условий эксперимента
3. определения в связи с целью исследования контингента испытуемых
4. точного описания гипотезы исследования.
Слайд 10
Модель типичного педагогического эксперимента
Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на
сравнении экспериментальной и контрольной групп.
Результат эксперимента проявляется в изменении,
которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной.
Если исследователь не располагает двумя группами — экспериментальной и контрольной, он может сопоставлять данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента, при работе в обычных условиях.
Слайд 11При создании экспериментальных и контрольных групп экспериментатор сталкивается с двумя
различными ситуациями: он может либо сам организовать эти группы, либо
работать с уже существующими группами или коллективами (например, группами).
В обоих случаях важно, чтобы экспериментальная и контрольная группы были сравнимы по основным показателям равенства начальных условий, существенным с точки зрения исследования.
Слайд 12Этапы проведения эксперимента
Предшествующий эксперименту этап включает в себя:
тщательный теоретический
анализ ранее опубликованных по этой теме работ;
выявление нерешенных проблем;
выбор темы данного исследования;
постановку цели и задач исследования;
изучение реальной практики по решению данной проблемы;
изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы;
формулирование гипотезы исследования.
Слайд 13
Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:
выбор
необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов, школ и др.);
определение необходимой длительности проведения эксперимента;
выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.;
определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Слайд 14Проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер включает:
изучение
начального состояния системы, в которой проводится анализ начального уровня знаний
и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива и др.;
изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;
фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;
указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;
оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
Слайд 15Подведение итогов эксперимента:
описание конечного состояния системы;
характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);
данные о затратах времени, усилий и средств;
указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Слайд 16В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты
Слайд 18Программа формирующего эксперимента
Слайд 21Методика описание эксперимента
Название методики,кто ее автор, если имеется.
Задача
Полный инструктаж
проведения эксперимента или одного из этапов
Результаты , предъявленные в форме
таблиц, графиков, гистограмм и т.д.
Выводы относительно поставленных задач
Слайд 22Методический инструментарий экспериментальной работы
Диагностическое средство на
констатирующем этапе _____________________________________________
контрольном этапе ________________________________________________
Методические
средства формирующего этапа (задание, упражнение, игра,
карточки, диалоги, творческая работа и
т.п.) __________________________________
Слайд 23Критерии и показатели результатов экспериментальной работы
Критерий (от греч. Kriterion –
средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка,
определение или классификация чего-либо, мерило оценки.
Критерии результативности – качественные или количественные показатели, на основании которых можно оценить результаты исследования.
Критерий обычно выражается через ряд показателей.
Показатели – это компоненты критерия (слагаемые). Характеристики критериев и показателей, а также уровней вносятся в таблицу
Слайд 24Критерии и показатели оценки состояния (уровня) проблемы
Выбор уровневой шкалы определяется
студентом и руководителем. Чаще используются трёхуровневая шкала: низкий, средний, высокий
уровни или
пятиуровневая шкала: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий уровни.
Результаты исследования по критериям выражаются в уровневых шкалах.
Слайд 25Речевые опоры для формулировки уровней:
умение… навык…
- сформирован
- в стадии формирования
-
не сформирован
качество…
-проявляется систематически
- проявляется редко,
- ситуативно
- не проявляется
Слайд 26уровень знаний… умений
- превышает стандартные требования
- соответствует стандартным требованиям
не соответствует
стандартным требованиям
интерес… свойство…
- присутствует постоянно
- присутствует ситуативно
- присутствует редко
отсутствует
уровень выполнения
самостоятельных заданий…
- продуктивно-творческий
- репродуктивно-продуктивный
- репродуктивный
Слайд 27В эксперименте используется большое количество эмпирических методов при определении результативности
эксперимента.
В эксперименте все данные констатирующего, формирующего, контрольного этапов оформляются графически
с подробным описанием, в апробации – в виде выводов.
При представлении результатов апробации необходимо иметь отзыв (справку) о внедрении результатов исследования в практику образовательного учреждения.
Слайд 28Технологическая карта практической деятельности в
педагогическом эксперименте (апробации)
Срок эксперимента (апробации): ≪
≫ _________ - ≪ ≫ __________ 201__ г.
В карту вносятся
все планируемые мероприятия эксперимента / апробации (от
6-х до 20 уроков, занятий, мероприятий).
Для более полного представления о новизне, оригинальности разработанной
методики следует разместить несколько примеров-иллюстраций (фрагмент
урока(ов), упражнения, задания, тесты и т.п.).
Таблица располагается в тексте ВКР в альбомном формате!
Слайд 29Графическое оформление хода педагогического эксперимента
Ход и результаты эксперимента оформляют поэтапно
следующим образом:
- результаты констатирующей диагностики обрабатываются, фиксируются и в таблице
:
Образец
Расшифровка результатов:
O – «отлично» Х – «хорошо» У - «удовлетворительно» Н – «неудовлетворительно».
Слайд 30Ход эксперимента на формирующем этапе подробно отражается в таблице
Количество
уроков / занятий в таблице должно соответствовать технологической карте практической
деятельности в педагогическом эксперименте. На основе введённых в эксперимент критериев и уровней осуществляется фиксация изменений в предмете исследования.
Таблица ведется на протяжении всего формирующего этапа эксперимента.
Слайд 31Расшифровка результатов:
O – «отлично» Х – «хорошо» У - «удовлетворительно»
Н – «неудовлетворительно».
Таблица располагается в тексте ВКР в альбомном формате!
-
результаты
Слайд 33В таблицах условными знаками отмечается фактическое значение выраженности критериев у
каждого учащегося на данном этапе, значения
переводятся в уровни (согласно уровневой
шкале, принятой в ВКР).
На основе данных таблиц констатирующего и контрольного срезов строится таблица «Сравнительные показатели», в которую вводятся данные двух предыдущих таблиц по каждому критерию и выражение в уровнях.
Слайд 34Образец
Таблица 4
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного срезов
Где К1-констатирующий эксперимент,
К2- контрольный
эксперимент
На каждом этапе после таблицы даётся пояснение результатов диагностики, в
%
соотношении указывается распределение испытуемого контингента по уровням.
Слайд 35На основе данных таблицы строится диаграмма
независимый эксперимент
сравнительный эксперимент
Слайд 37 Метод экспертных оценок
(МЭО)
– комплекс логических и математических процедур, направленный на
получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Достоверность коллективной экспертной оценки зависит от:
• компетентности и эрудиции экспертов;
• степени их знакомства с той областью, по которой проводится экспертиза;
• стажа и результатов их работы в области данной проблемы;
• степени аргументированности своего мнения;
• объективного отношения к обсуждаемой проблеме;
• количества экспертов.
Слайд 38Разновидности метода (МЭО).
Метод комиссии.
Заключается в том, что на базе
совокупности индивидуальных мнений экспертов стараются найти самое объективное, обоснованное мнение
для решения какого-то вопроса. Так как эксперты работают при этом методе в группе, то они могут непосредственно обмениваться друг с другом мнениями. При методе комиссии каждый эксперт защищает свое мнение, но должен быть готовым при необходимости изменить его.
При изложении своего мнения эксперт должен аргументировать и мотивировать свою позицию, привести доказательства и иллюстрирующие примеры и выдвинуть свое предложение по обсуждаемой проблеме.
Слайд 39Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи).
При этом
методе конечное решение принимается на основе группового мышления экспертов. При
помощи этого метода стараются получить новые идеи, оценивать новые гипотезы о развитии какого-то исследуемого явления.
Для решения этих задач образуются две группы экспертов. В первой группе – генераторов идей – от 4 до 15 человек. За несколько дней до начала обсуждения им предоставляется информация об обсуждаемой проблеме. В процессе работы этой группы критика какой-либо оценки высказываемых идей не допускается. Во время заседания экспертов их мысли и идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; участники заседания должны «раскачивать» друг друга, результатом чего должна быть лавина идей.
Слайд 40Метод Дельфи
Заключается в последовательном анкетировании экспертов и выявлении преобладающего суждения
специалистов по какому-то вопросу.
На первом этапе при помощи ранжирования явлению
дается количественная оценка. Затем экспертам даются для анализа обоснованные анонимные выводы других экспертов по данному вопросу, и разрешается по желанию дополнить свою первоначальную анкету.
Во втором туре полученные средние и крайние мнения экспертов и аргументации сообщаются экспертам и проводится третий тур опроса. В ходе его эксперты снова пересматривают свои ответы и аргументируют новое решение. Обычно после этого тура опроса ответы экспертов не изменяются, и опрос можно прекратить.
Слайд 41Метод обобщения независимых характеристик.
Состоит в том, что о наблюдаемой
личности дают независимые оценки различные люди.
Под обобщением характеристик подразумевается
и подробный анализ и синтез различных характеристик, в ходе которых отбрасывается все несущественное, случайное и противоречивое.
Этот метод считается одним из самых эффективных методов при изучении личности в деятельности.