Слайд 1Педагогический опыт Древнего Китая
Работу выполнила
Студентка 11 группы ИИГСО
Тришина
Елена
Слайд 2В основе традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае,
как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания,
уходивший истоками в первобытную эпоху.
Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было произносить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим.
В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец.
Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.
Слайд 3История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По
преданиям, первые школы в Китае возникли в III-м тысячелетии до
н.э.
Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.).
В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, так называемые пишущие жрецы.
Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе.
Слайд 4Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а
затем (в X— IX вв. до н.э.) — на бронзовых
сосудах.
Далее, вплоть до начала новой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева, с помощью которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.
В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка, В начале II в. н.э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом.
Еще раньше, в XIII—XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.
Слайд 5В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько
философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм,
оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли в последующем.
Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством.
Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.
По Конфуцию, прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, согласно их социальному статусу: “Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном”.
Слайд 6Его педагогические взгляды нашли отражение в книге “Беседы и суждения”,
содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся
заучивали наизусть, начиная со II в. до н.э.
Вот некоторые из них, отражающие высокую оценку роли обучения: “учиться без пресыщения, просвещать без устали”;
“учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?”;
“учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно”; “если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?”.
Слайд 7В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220
н.э.), завершившей эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией.
В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение.
Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики.
Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.
Конфуцианство и образование
Слайд 8Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфуцианских классических книг, акцентируя
внимание на усилении принципа подчинения личной воли общественным законам и
нормам морали. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими положениями, в неоконфуцианстве значительное место отводилось вопросам натурфилософии и космогонии.
При этом мир природы и мир этических отношений неоконфуцианцы рассматривают как единую систему, как две стороны единого целого. Ими была создана теория взаимосвязи двух начал: идеального – “Ли” (закон, принцип) и материального – “Ци” (вещество, материя).
Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два начала сосуществуют, и идеальное начало - первично, хотя и нуждается в прикреплении к материальному, что необходимо последнему как закон его существования.
Слайд 9Значительно позднее, в XIV—XVII вв., при правлении династии Мин в
Китае стали постепенно возникают предпосылки для расширения начального обучения через
местные общинные школы, хотя императоры по-прежнему уделяли главное внимание высшим школам: в Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учебному заведению специально для подготовки чиновников высших государственных учреждений.
Подверглась изменениям и система государственных экзаменов. При написании экзаменационных сочинений на государственных экзаменах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать.
Каждое сочинение должно было состоять из 8 разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, переход к изложению, начало изложения, середина изложения, конец изложения, заключение.
Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть ограничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700.
Слайд 10Педагогический опыт Древнего Китая
Работу выполнила
Студентка 11 группы ИИГСО
Тришина
Елена