Слайд 1Педагогическое проектирование
Слайд 2Педагогическое проектирование
это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и
педагогов, это функция любого педагога
Слайд 3А.С.Макаренко
В отечественной педагогике считается основателем теории и практики педагогического проектирования.
Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство».
Он выступал против стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники».
Слайд 4В 1989 году появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию
В.П.Беспалько
Стимулом в развитии педагогического проектирования является распространение вычислительной техники.
С ее приходом в образование стали меняться методики обучения. Появились информационные технологии обучения.
Слайд 5
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы задавать предположительные варианты предстоящей
совместной деятельности учителя и воспитанника по созданию условий для саморазвития
личности, и прогнозировать ее результаты и эффекты.
Слайд 6
Объекты
Педагогического
проектирования
Педагогические системы
Педагогический процесс
Педагогические ситуации
Слайд 7Этапы педагогического проектирования
Проектирование педагогических систем, процессов, ситуаций – сложная многоступенчатая
деятельность. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом
этапов, имеющих целью разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Слайд 8Выделяют три этапа проектирования
1 этап моделирование
Педагогическое моделирование (создание модели) –
это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или
ситуаций и основных путей их достижения.
Слайд 92 этап проектирования
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной
модели и доведение ее до уровня практического использования.
Слайд 103 этап конструирование
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация
созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными
участниками воспитательного процесса.
Слайд 11Формы и принципы педагогического проектирования
форма педагогического проектирования – это документы,
в которых описываются с разной степенью точности создание и действие
педагогических систем, процессов или ситуаций.
Слайд 12КОНЦЕПЦИЯ
Одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий
замысел, теоретические исходные принципы построения педагогической системы, педагогического процесса. Она
строится на результатах экспериментального исследования. Она имеет прикладное, практическое назначение, хотя может быть в большей степени абстрактной и обобщенной.
Слайд 13Назначение -
Изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.
Концепция включает
в себя не только те положения, идеи, принципы, взгляды, которые
возможны для практической реализации в той или иной системе, педагогическом процессе.
Слайд 14МЕЧТА
Особая форма проектирования, это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет
желаний, стремлений. Но это также и инструмент познания.
Мечта –
это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего.
Слайд 15ПЛАН
Документ , в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и
место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко:
учебный план, план урока и т.д. Каждый из этих планов имеет свое назначение (специфику) и структуру. Его главное назначение – логическое (последовательность),
Содержательное, временное, объектное (место) и субъектное (участники) детализирование реализации концепции.
Слайд 16Педагогическое проектирование – это механизм разработки технологии в педагогической теории
и практической деятельности.
Слайд 17Проектирование педагогического объекта
Анализ педагогического объекта
Определяется, что именно проектируется: система, процесс.
Анализ предполагает рассмотрение его структур, структурных связей и взаимосвязей. В
ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения объективных требований к нему. Анализ позволяет выяснить причину расхождений между целью и результатом. Выявленные противоречия и будут подвергаться изменению в ходе проектирования.
Слайд 182. Теоретическое обеспечение проектирования
Это процесс поиска информации по нескольким параметрам:
Об
опыте деятельности подобных объектов в других местах;
Об опыте проектирования подобных
объектов другими педагогами;
О теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов у того или иного решения педагогических ситуаций.
Слайд 193. Методическое обеспечение проектирования.
Предполагает создание инструментария проектирования: схемы, образцы документов
и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов
или ситуаций.
Слайд 204. Пространственно-временное обеспечение проектирования
Временное обеспечение – это соотношение проекта со
временем по его объему, по темпу реализации и т.д.
Определяется трудоемкость
выбираемых методов, продолжительность в ходе реализации проекта выбираемой формы. Этот этап связан с тем, что каждый проект получает реальную ценность и может быть реализован.
Слайд 215. Материально-техническое обеспечение.
Определяет педагогическую технику и средства для обеспечения непосредственно
самой деятельности по проектированию. Выделяют 5 эпох развития педагогической деятельности:
Эпоха
«индивидуального педагога», работающего «вручную»;
Эпоха учебной книги;
Эпоха аудиовизуальных средств;
эпоха простых средств автоматизации управления обучением;
Эпоха адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ.
Слайд 226. Правовое обеспечение проектирования.
Создание юридических основ или их учет при
разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или
ситуаций. Ни один педагогический проект на может нарушать конституцию страны и республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образованием.
Слайд 237. Выбор системообразующего фактора
Он необходим для создания целостного проекта во
взаимосвязи всех его составляющих. Эта процедура требует выделения главного звена,
в зависимости от которого и определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим, т.е., который способен объединить все другие компоненты системы в единое результативное целое.
Слайд 248. Установление связей и взаимосвязей компонентов.
Центральный момент любого проектирования. Существует
множество видов связей между компонентами объекта, системы, процесса. Основными связями
являются: связи происхождения, построения, содержания, управления и развития.
Слайд 259. Составление документа
Проводится, как правило, с учетом соответствующего принятого алгоритма,
т.е. наличия в нем необходимых разделов и их структурного построения
и требований к разделам и общих требований к документу.
Слайд 2610. Мысленное экспериментирование применения проекта
Это процедура проигрывания в уме созданного
проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его развития на
практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния.
Слайд 2711. Экспериментальная оценка проекта.
Проверка созданной формы проекта сторонними специалистами. С
помощью сторонней экспертизы создаются независимые характеристики проекта.
Слайд 2812. Корректировка проекта
Она совершается после проведения экспериментирования и широкой экспертной
оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают
его, редактируют, внося необходимые коррективы, выправляют, обогащают новыми идеями и уточнениями.
Слайд 2913. Принятие решения об использовании проекта
Завершающее действие проектирования. Следующий этап
– применение его на практике. Практическая реализация проекта завершается вторичной
его корректировкой. Иначе говоря, любое проектирование должно быть развиваемым, т.е. предполагать его дальнейшее развитие в ходе практической реализации и предусматривать возможность внесения в него необходимых коррективов.