Слайд 1Педагогика
История образования и педмысли
Слайд 2ПОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЫ
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной
деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится
к 7-5 тысячелетию до н.э. В древнейших государствах ( Др. Китай, Др.Индия, гос-ва Междуречья, Др. Египет), пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье.
В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1- го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Слайд 3Педагогические наставления Древности
Так, в "Притчах" ( Соломон) мы читаем: "Слушайте,
дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму".
Основная педагогическая
идея "Притчей" — призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".
Слайд 4Особенности школ Древности
Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для специальной
подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный
институт — школа.
Слайд 5Воспитание в эпоху Древности
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока
развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и
других факторов
Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе — воспитания и обучения.
Слайд 6Основные черты воспитания Древности
Воспитание стало определяться главным образом общественным и
имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер.
Воспитание
стало принимать более жесткий, авторитарный характер ( по сравнению с ранней первобытной эпохой).
Слайд 7КУЛЬТУРА И НАУКА государств Древности
Древняя Месопотамия – родоначальница всех восточных
культур. В течение трех тысячелетий на ее территории были образованы
такие государства как Ур, Урук, Лагаш, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, которые обладали достаточно стабильной и развитой культурой.
Здесь успешно развивались науки: астрономия, математика, агротехника, процветали искусства, были созданы оригинальная письменность и система музыкальной записи. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, проводили искусственные каналы, воздвигали мосты, комфортабельные дома и библиотеки
Слайд 8КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Вавилон
Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (ИРАК), примерно
600 г. до н.э.
-одно из семи
чудес света
Городские стены в
Вавилоне
Легендарный царь Ашурбанапал
Слайд 9Возникновение школ
В эту эпоху завершался дописьменный период истории, когда речь
и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно
с 5-3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.
Возникновение и развитие письменности — важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.
Слайд 10Шумерская и древнеперсидская клинопись
Около3-4 тыс. лет до н.э.
Слайд 11Иероглифическое письмо
Египет, розетский камень, 3 в. До н.э.
Слайд 12Сословно-профессиональный характер школ Древности
Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного
труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности —
учителя.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей.
Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо.
Обучение в школах строилось по сословно-профессиональному признаку ( школы жрецов и правителей, школы земледельцев, школы воинов и т.д.) Не было общего образования в нашем понимании.
Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте и готовилась для жизни в ней. Отсюда жесткие и жестокие формы и методы воспитания.
Слайд 13Распространение цивилизации на европейскую территорию
Постепенное освоение( колонизация) земель развитыми народами
Древности в ходе путешествий, торговых поездок, мореплавания, привело к возникновению
новых очагов культуры и цивилизации уже на европейской части континента.
Значительную роль в этом процессе сыграло формирование минойской цивилизации на о.Крит( 4-3 тыс лет до н.э.), которая стала началом нового этапа Древности- Античности.
По одной из версий основали минойскую цивилизацию выходцы из области Малой Азии( ныне Анатолия, Турция)
Слайд 14Возникновение минойской цивилизации на о.Крит.
Минойская цивилизация получила свое
название
по имени легендарного царя
Миноса, с которым связано множество мифов
Считался
сыном богов, основал первые критские города, в том числе столицу государства- Кносс.
Развивал мореплавание, картографию, архитектуру, живопись.
Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере.
Слайд 15Крито-микенская цивилизация
Благодаря мощному флоту Кносс главенствует не только на острове,
но и на архипелагах и побережье Эгейского моря, в частности
на территории континентальной Греции ( колонии в Микенах и др. городах).
Период расцвета Критской культуры, припадает на бронзовый век. Крит поставлял бронзовые изделия (оружие, украшения, изящную
посуду) всему Эгейскому миру.
Центрами культурной жизни критян были дворцы, где придворная аристократия проводила жизнь в изысканных и разнообразных
развлечениях. Во всем чувствовался дух свободного, радостно-непосредственного отношения к жизни, что выделяла критскую
культуру среди современных ей восточных культур.
Поклонение окружающему миру, культ земных радостей — главный мотив критского искусства, и он роднит эту культуру со
следующей — греческой.
Слайд 16КРИТ
Достоверные свидетельства о эгейской культуре сберегла греческая мифология, прославив остров
Крит сказаниями о главном греческом боге Зевсе, об отважном герое
Тесее, об ужасающем чудище Минотавре( бык Миноса), о полете Икара и тому подобное. Но не только греческая мифология, а также и труды греческих историков, египетские тексты упоминают о критском царстве как о могучем морском государстве, укреплению которого способствовали выгодное географическое положение — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — и непобедимый флот.
Слайд 17Дворец « Лабиринт минотавра»
Зодчий Дедал нач. II тыс. до н.э.,Крит,
Кносс
Сложные архитектурные и
инженерные решения
отличают культуру Крита , выступают
основой современных
архитектурных
представлений
Слайд 18Культура минойцев
Дворец Миноса в Кноссе (современное состояние)
Дает представление о зарождении
нового стиля в архитектуре, позднее названного классическим.
Лабрис
Двойной топор с
критским иероглифическим письмом
Слайд 19Культура минойцев
Тронный зал Дворца Миноса
Самым удивительным достоянием критской культуры являются
многочисленные фрески, украшающие стены дворцов и воспроизводящие образ жизни их
жителей. Тематика фресок чрезвычайно разнообразна
Фреска дворца «Рыбак»
Слайд 20Критское иероглифическое письмо
Древнее критское письмо отличается своеобразием, не расшифровано до
конца
Позднее в ходе ассимиляции и упадка минойской культуры сменилось греческим
линейным письмом ( 7-8 в.до н.э.)
Слайд 21ВЕРСИИ упадка крито-микенской (минойской) цивилизации
Природная катастрофа середины XV в. до
н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации: извержение вулкана илиземлетрясение
и вызванное им цунами (по легенде Атлантида- континент, ушедший под воду)
Нападение врагов и поджог ими столицы Крита (Пожар, уничтоживший столицу Кносс, следы которого обнаружили археологи)
Завоевание Крита предшественниками греков ахейцами, затем дорийцами, предпосылки которого были созданы катастрофами, приводят к упадку минойской цивилизации, замене ее письменности греческой , однако образцы минойской культуры воспринимаются захватчиками и становятся частью новой античной традиции.
Крито-микенская цивилизации- связующая звено между культурой Др.Востока и Античности
Слайд 22Формируются и укрепляются
эллинские поселения на Балканах
( колонизация), превращаются
в
города-государства (полисы).
Внедряется железо во все сферы
производства, экономический
подъём.
Создаются основы товарного
производства, распространяются элементы
частной собственности.
Античный период ( примерно 8 в. до н.э - 5 в.н.э.)
Слайд 23Античность: культурные и образовательные традиции
Греция на протяжении веков не представляла
собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом
плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:
- интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;
Слайд 24- космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только
Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу.
Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.
Наличие канона – совокупности правил, определяющих, например,идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон". Канон привносился и в другие сферы- образование и воспитание, например.
В период расцвета античной Греции возникает каноническое представление об общем образовании-программа семи свободных искусств.
Античность: культурные и образовательные традиции
Слайд 25Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) –
прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием
и воспитанием. Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".
Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.
Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, образовательную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.
Античность: культурные и образовательные традиции
Слайд 26Культура и образование античности
В Древней Греции берет начало диалектика –
умение вести беседу.
Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно
праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.
С 8 по 6 вв. до н.э. – период расцвета классической греческой античной культуры - «Золотой век» античности, который рассматривается как начало всей европейской культуры в целом
В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.
.
Слайд 27Социально-экономические детерминанты развития образования античности
Социальной основой образования и развития античной
культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего
Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения. В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание.
Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности.
Слайд 28Культура и образование античности
В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась
полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее
благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.
Основу экономики античных полисов составлял рабовладельческий способ организации труда, вместе с тем была значительная часть свободного, но не знатного населения (ремесленники, торговцы и др.)
Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, школы, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.
Слайд 29Античная греческая философия как фактор образования и воспитания
Научное познание
мира в рамках философии получило активное развитие в эпоху античности.
Человек
рассматривается родоначальниками античной философии – гилозоистами -как часть природы, Космоса, его воспитание и развитие должно подчиняться Логосу - закону развития Вселенной.
Гераклит Эфесский (6-5 в. До н.э.) впервые вводит понятие Логоса как универсального закона, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной. Логос проявляется везде - в природе, в обществе, в умах и душах людей.
Познать Логос- высшая цель образования и воспитания, которая делает человека Мудрым. Цель недостижимая для многих, но стремиться к ней необходимо.
Слайд 30Древнегреческая философия: гилозоизм
По мнению Гераклита, весь мир соткан из бесчисленного
числа противоположностей, противоречий. Первый принцип Логоса -борьба противоположностей, которая есть
источник и условие всякого развития, всякого движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.
Наш мир никем не создан, «а вечно был, и есть, и будет: присноживой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий» (Гераклит Эфесский, «О природе»)
Второй принцип, присущий Логосу, - принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего развития. Известно знаменитое выражение Гераклита - «В одну и ту же реку нельзя войти дважды- все течет, все изменяется".
Слайд 31Древнегреческая философия:гилозоизм
Третий принцип Логоса
как всемирного закона
- принцип относительности
(единства
противоположностей)
Мир познается чувствами и
разумом, но чувственное
познание – это
как бы более
низкое, более элементарное
познание. Только разум
способен по-настоящему открыть
человеку великие истины Логоса
Греческие философы на фреске Рафаэля
Гераклит
Демокрит
Платон
Аристотель
Слайд 32Греческие философы о нравственных нормах
Для того же, чтобы воспитать в
себе способности к пониманию Вечной Мудрости, человек должен всячески избегать
жизненных соблазнов, говорит Гераклит. Его взгляды были развиты последователями в этическое учение, ставшее основой нравственного воспитания античности
Главными ценностями почитались: Мудрость, Умеренность, Мужество, Щедрость, Доброжелательность , Стремление к Добродетели
Аристотель( 4 в до н.э.): суть нравственного, этического воспитания- достижение гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо - с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан - с другой.
"Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души«(Аристотель). Добродетель обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано).
Слайд 33Целеполагание античного образования связано с личностью
Именно в условиях полисной культуры
родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая
ее права и свободу.
С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность
Личность понималась как продукт взаимодействия природного начала и воспитания, направленного на максимальное развитие природных задатков
Слайд 34Две системы воспитания
В эпоху расцвета античной греческой культуры
возникают две принципиально
различных системы образования
( воспитания), выступающие
образцом подготовки молодежи
к
жизни для всех последующих
столетий: Афинская и Спартанская
Слайд 35Семинары и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего
Востока и античности
Основные вопросы:
1. Воспитание и образование в цивилизациях
Древнего Востока как предтеча античных воспитательных систем.
2.Система образования в античной Греции. Социокультурные детерминанты и целеполагание в воспитательных системах античности (на примере афинского и спартанского воспитания).
3. Содержание, методы и организационные формы античного воспитания.
4.Античная педагогическая мысль о природе человека, целях образования и подготовке подрастающего поколения. (Сократ, Платон, Аристотель)
5.Школа и педагогика Древнего Рима. Гражданское воспитание. М.Ф.Квинтилиан «О воспитании оратора»
6.Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении ( Сенека, Цицерон, Квинтилиан)
Обязательные первоисточники:
1.Плутарх. Жизнеописания. Ликург// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.
2. Платон. «Государство».
3. Платон. «Законы».
4. Аристотель. «Политика».
3. Аристотель. «О душе».
4. М.Ф.Квинтилиан « О воспитании оратора»
Слайд 36Дополнительные вопросы ( темы рефератов, докладов):
Воспитание и образование женщин в
эпоху античности.
Академия Платона и лицей Аристотеля – первые учебные заведения
повышенного типа.
Этические принципы античной педагогической традиции.
4. Гражданское и патриотическое воспитание в греческой и римской традиции
Задания для домашней письменной самостоятельной работы
1.Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания ( в табличной форме ).
2.Схема системы школ в Афинах.
3. Выписки из первоисточников, раскрывающие наиболее яркие стороны античного воспитания
Семинар ы и лабораторные № 1 Образование и педагогическая мысль Древнего Востока и античности